Мой дневник
Кунашакский район Челябинской области погряз в воровстве. Так часто бывает в глубинке, где все друг друга знают, а начальники - родственники. Это уже мало кого удивляет. Удивляет другое: люди, наделенные властью, так увлекаются, что ради денег начинают по-варварски плевать на землю, на которой жили их предки и растут дети. И такое происходит не только в заштатном районе Южного Урала.
На утренней планерке слушаю «сводки с фронта». В Челябинске дети избили священника, который сделал им замечание. В селе Ларино Уйского района два ученика начальных классов разбили на кладбище 25 памятников. В Октябрьском районе два юных наркомана устроили погром в доме участницы войны. В Коркино восьмиклассник ударил ровесника ножом. В чебаркульской воинской части проломили голову солдату… Еще пару десятков лет назад каждый подобный случай рассматривался как ЧП. А сейчас – почти рутина. Как и непотребство с распятым Гагариным и пошлыми эротическими танцами, о которых на этой неделе говорила вся страна. Откуда такой цинизм? Куда исчез хрестоматийный отец из стихотворения Маяковского, объяснявший крохе, «что такое хорошо и что такое плохо»? Пока искал ответы на эти вопросы, увидел, как штатные телевыступальщики «творчески» толкуют слова Президента РФ Владимира Путина на прямой линии со страной…
Практически одновременно прочитал интервью Андрея Макаревича обозревателю «Новой газеты» Елене Масюк и прослушал выступление основателя и руководителя американской частной разведывательно-аналитической компании «Стратфор» (Stratfor) Джорджа Фридмана. Оба сказали о естественном развитии человечества, мира. У заокеанского деятеля представление о естественности откровенно циничное (об этом ниже). Народный артист России cвое понимание не развил. Не сомневаюсь, что его взгляды на естественность противоположны, и нам действительно «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»...
Наверное, только просвещенная Европа могла стать колыбелью теории унтерменша (недочеловека). Народы других цивилизаций и культур в таком ключе просто не мыслят и о своем превосходстве не бредят. И вот в Европе снова затеваются опасные игры с нацистским душком. То в одной, то в другой стране Старого Света по улицам маршируют бывшие и новые фашисты, европейские политические лидеры поддерживают украинских руководителей, поднимающих на щит Степана Бандеру... А в Москве на международной конференции памяти философа Эвальда Ильенкова сказано, что в «цивилизованном» обществе уже нашлись умники, которые подумывают о людоедских задачах сокращения народонаселения планеты (на всех не хватит ресурсов), и происходящее на Украине называют пробным камнем. Что тут скажешь – цинизм и человеконенавистничество высшей пробы. Не замечая и поддерживая национализм у себя и на просторах бывшего СССР, европейцы поджигают бикфордов шнур к бомбе, которая заложена под ними…
О том, что мы втянулись в геополитическое противостояние, не успев подготовиться к нему экономически, сказано уже немало. Мы слабее тех, против кого выступаем. Назад ситуацию не отыграешь, как-то сгладить ее, найти цивилизованные компромиссы тоже не получается - все зашло очень далеко, да и не от нас зависит. Но нет худа без добра. России сейчас остается одно - не увлекаться воинственной риторикой и развиваться, причем, ускоренными темпами. И это дело не только власти, но и всего общества. Но таковым оно не стало. Пока у нас больше шумихи и пафоса, а не конструктивной и созидательной работы. Последние дни прошли под «грохот кононады», слава богу, словесной. Экономист и публицист Михаил Леонтьев заявил, что «санкции – это навсегда». А Президент России Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ, в который уже раз напомнил «западным друзьям», что нас невозможно поставить на колени. Но в реальной жизни значимых перемен пока очень мало. Россия по-прежнему не хочет заниматься собой.
«Россия станет полустанком на глобальной дороге из Китая в Европу», - пишет уважаемая газета. К такому выводу ее автор приходит после анализа идеи строительства высокоскоростной железной дороги из Поднебесной в Старый Свет. Она протянется через Казахстан и Россию. Причем после Петропавловска и пересечения границы придет в Челябинск. Век назад, когда строился Транссиб, Южный Урал преобразился. Собственно, тогда Челябинск и стал настоящим городом. И сейчас мы вновь оказываемся на большом пути. Его приход опять сулит перемены. Но многим это не нравится. Как не нравится евразийская ориентация России и ее глобальный поворот на Восток. Они видят в этом некую угрозу. Так ли страшен Восток, как кажется нашим просвещенным согражданам? И так ли страшен Китай, как они его малюют?
Недавно побывал в селе Партизан Абатского района Тюменской области. Это деревня моего детства, там я учился в начальной школе. И сидел за одной партой с Ирой Груббе, которая стала тюменской писательницей Ириной Андреевой. Мы с коллегой подошли к моему дому. Помню, он был окружен другими домами, по улицам cновали люди, ездили машины и трактора, трусили лошади с повозками. А сейчас вокруг пустота, соседних строений нет, в том числе огромной машинно-тракторной мастерской. И на улице очень тихо. В центре села - разбитое кафе, парк без деревьев, контора снесена. Некогда сильное хозяйство развалилось. В деревне есть только средняя школа (в нее ходят около 60 детей), фельдшерско-акушерский пункт, почта и дом культуры – внутри все так, как было сорок с лишним лет назад, та же картина на стене, тот же пол. Пока мы разговариваем в библиотеке, на сцене репетирует солист. Все начинается с места, где человек появляется на свет, растет и становится гражданином. «Как же вы в такой ситуации воспитываете в детях любовь к родине?» - спрашиваю учителей школы. «Хорошо, что у нас есть фермеры, они встречаются с учениками». У школьников в глазах - ум и живой интерес. И педагоги у них замечательные. Я пожелал им успехов и сказал, что хочу приехать в Партизан через несколько лет, чтобы увидеть добрые перемены. Педагогам и работникам культуры сейчас сложно не только в деревне. Несмотря на весь парадный официоз, сформированный за последние два десятилетия идеологический фон России неблагоприятен для живого патриотизма. Несколько лет назад, когда мы захотели войти в «семью цивилизованных народов», стали появляться вещи, притупляющие чувство Родины и вызывающие пренебрежение к ней…
«Если мы правы, почему весь мир против нас?» - спрашивает меня житель тюменской глубинки. Вот тебе и забитый пропагандой маленький человек! Сколько ему ни рассказывай о правоте нашего общего дела, а он по-прежнему ориентируется на то, что говорят «добрые люди» со стороны. И подразумевает под «всем миром» западную цивилизацию (где-то треть человечества). Это у нас в крови с давних времен. Вот и сейчас, глядя на красивую картинку западной жизни, читая правильные слова о европейских ценностях, многие люди (как видим, это не только избалованные устрицами и заплесневелым сыром москвичи) продолжают сверяться с чужим мнением. Они настолько привыкли к мысли, что в России все не так, что только на Западе владеют истиной и говорят правду, что не заметили, как эта правда превратилась в очевидную кривду. Если до обстрелов городов Донбасса у людей с настоящей живой кровью еще оставались какие-то сомнения, то они улетели вместе с осколками от снарядов армии незалежной, разрушающих дома и убивающих детей, женщин и стариков. Когда «цивилизованное общество» из-за своих узких политических интересов закрывает глаза на убийство мирных жителей Юго-Востока Украины, на экономическую блокаду региона, это равноценно лжи. Но и такому мнению из-за границы многие наши люди по-прежнему верят, их напитанная импортными «витаминами» оранжевая кровь требует новой инъекции. А тех, у кого другая группа, оранжисты называют стадом, плазмой. На минувшей неделе, когда россияне пришли в ужас от убийства Бориса Немцова, взыграла кровь всех видов...
Ассамблея народа Казахстана (АНК) предложила провести досрочные выборы Президента РК. Это уже отработанный ритуал: если упомянутая пропрезидентская организация выступает с инициативой, значит, все уже согласовано и будет получено одобрение высших инстанций, где на самом деле и зародилась идея. Она появилась на фоне многолетних разговоров о смене власти и преемнике. А также о том, что Нурсултан Назарбаев может реформировать систему государственного управления, изменив соотношение сил в связке «президент – парламент – премьер-министр» в сторону увеличения значимости законодательного органа и его председателя. Не удивительно, что поначалу, когда была опубликована информация об инициативе АНК, подумалось, что долгожданная операция «Преемник» началась. Стало очень интересно: кого, как и когда явит миру Нурсултан Абишевич? А потом оказалось, что «старик» Назарбаев (в этом году самому опытному и мудрому главе государства постсоветского пространства исполнится 75 лет!) будет выставлять не кого-то, а себя... Почему Нурсултан Абишевич не стал дожидаться 2016 года и готовить операцию «Преемник»? Что подтолкнуло его к участию в новых досрочных выборах?
В Госдуме появился законопроект по поводу обращения учителей к ученикам в вежливой форме - на «вы». Мало того, ученики, общаясь друг с другом на уроке, тоже должны использовать это местоимение. Сомневаюсь, что в случае принятия закон добавит взаимной вежливости и уважительности учителям и ученикам. И уж тем более – что-то изменит в обществе, в отношении человека к человеку и власти к гражданину. По некоторым словам никаких законов не принимали, но они вошли в повседневный обиход, потеряв свой изначальный смысл. У нас теперь есть «вежливые» и «уважаемые» люди. «Вежливых» вежливо обойдем, а на «уважаемых» остановимся. К российской классике – «Ты меня уважаешь?» - добавилось: «Эй, уважаемый!» или просто «уважаемый!» Эти слова произносятся с такой интонацией, что сразу понятно: говорящий не проявляет уважение, а демонстрирует свое превосходство, а то и пренебрежение. Такая же судьба может быть у местоимения «вы». Какое-то время назад подобное правило в школах уже вводили, но безрезультатно. Вежливость и уважение невозможно насадить с помощью законов и ведомственных инструкций. Есть сказка, когда король издал указ, чтобы полицейские переводили бабушек через улицу. И бабушек хватали и волокли. Все это идет от недопонимания роли культуры и морали в нашей жизни.