Мой дневник

30 мая 2014 года

«Заблудившийся» народ. Интеллектуалы-западники высокомерно отвергают российскую идентичность

В последнее время все чаще встречаюсь с человеческой самоуверенностью. Недавно озадачило однозначное мнение уважаемых либералов о i5заблудившемся российском народе. Наши люди, эмигрировавшие на Запад или обитающие в родных пенатах, но пропитанные идеологемами «цивилизованного общества», уже не могут принять логику развития событий на своей земле. Они меряют происходящее по чужим лекалам и ни на йоту не сомневаются в собственной правоте. Между тем, жизнь сложнее идеологических и политических схем. И это всегда помнит не просто интеллектуал, а интеллигентный, нравственный человек. Помнит и сомневается. Переживает и страдает. Задает вопросы и ищет ответы…

 

Либералы и Иисус Христос
«Бывают эпохи, в которые не следует быть слишком сложно устроенным индивидуумом, в которые следует вдруг сделаться простым и проникнуться простыми эмоциями солидарности со своим народом, стать частью народного тела, — заявил недавно писатель i2Эдуард Лимонов.Сейчас именно такая эпоха… Сегодня солидаризироваться с Европой вдруг внезапно означает — стать врагом народа. Так ведь нельзя же быть врагом народа… Бывают эпохи, когда нужно стать простым и присоединиться к твоему народу, сделавшему свой выбор».
Написано намеренно провокационно, как и свойственно Лимонову. И эта провокационность сработала. Завязалась дискуссия, в которой умные люди стали обсуждать не столько суть явления, сколько самого автора.
«Эдик — великий писатель, — пишет уважаемый российский литератор, живущий в Канаде.Какой зубодробительный стиль! «Проникнуться простыми эмоциями солидарности со своим народом…» В переводе на русский: если твой народ сходит с ума (а оно может случиться с любым народом) — плыви по течению, тяни вверх руку на партсобраниях, требующих расстрела поганых троцкистов, перестань подавать руку коллеге-еврею (если дело в Германии). Ведь НЕЛЬЗЯ ЖЕ быть врагом народа! Яйца могут оторвать, а они — единственные и неповторимые. НЕЛЬЗЯ быть i3Мартином Лютером Кингом! И Манделой нельзя! И Коперником — тоже нельзя, ведь надо быть со своим народом! А уж Иисусом Христом — тем более. Ей Богу, мало доводилось в жизни читать такой пошлости».
Из обсуждений:
«В некоторых случаях вполне необходимо быть врагом народа»;
«Лимонову в способностях не откажешь, но когда он выше пошлости поднимался?»;
«Лучше бы он оставался на том пляже с афроамериканцем из своего романа! Хоть рот был бы занят»;
«Сюжет усреднения: будь таким, как все, не высовывайся! Во всяком случае, он верен себе, и в этом бескомпромиссен и отважен, а потому, в отличие от бесконечного сонма лицемеров с обеих сторон, достоин некоторого уважения»;
«Какой исторический масштаб стратегий при обычном измельчании, слово «эпохи», можно сказать, веселит»;
«Помимо того, что он пошляк и скверный человек, он ещё и глупец. Кто народ, i4какой народ? Кто и о чём этот народ спрашивал? И отчего вдруг сейчас он, этот умозрительный народ, невзлюбил Европу? И нет ли в этом развороте вектора народных геоэстетических устремлений чьего-либо злого умысла? Совсем ослаб умом Лимонов»;
«Он раньше тоже почти исключительно пошлости писал. Просто, может, не такие людоедские»;
«В том-то и дело, что не верен себе. Был enfant terrible, в тюряге сидел, молодежь созывал бить «черножопых». Советскую власть довольно убедительно хвалил, когда это было немодно. Все это было противно, но не подло, как в данном случае. Чистый Смердяков»;
«Бывают такие эпохи, когда вопреки упрощенным эмоциям, к сожалению, невозможно присоединиться к своему народу, сделавшему свой выбор»;
«Эдик — поэт подающий надежды, его ранние стихи очень хороши, но как каждый неудавшийся поэт он стал писать прозу, пока писал о детстве, был мил, а сейчас…вызывает, как Евтушенко…уважение к старости и недоумение… Сам уж должен понимать, доигрался дедулька»;
«Я всегда говорил, что Лимонов конца 60-х и начала 70-х — выдающийся поэт. Об остальном умолчим»;
i6«Он, вернувшись на родину и создав свою партию, был ярым бесом большевизма, им и остался! Другое дело, что прежде этот его патрио-большевизм не совпадал с генеральной линией верховной власти, а теперь совпадает…»;
«Да. Но это нарушает его образ «бескорыстного борца». Все-таки за фашистские колонки в «Известиях» платят. Деньги небольшие, конечно, но престиж! И перспектива быть замминистра культуры (рано или поздно)!»;
«Так ведь Бродский, кажется, назвал его свидригайловым от литературы. Причем в стихах это терпимо, в прозе и политической прозе … ну да, Свидригайлов»;
«Сначала нужно определиться, а кто же твой народ?».
Со многим из сказанного можно согласиться. Действительно, у нас нет традиции советоваться с народом при принятии серьезных решений. Как правило, ему только потом растолковывают суть происходящего. Диалогу надо учиться всем — и власти, и обществу. Но мне не нравится настрой людей, обсуждающих российский народ. Есть во всем этом какое-то высокомерие i7живущих в прекрасном далеке. Получая новости, эмигранты вынуждены вспоминать о своей покинутой Родине и снисходительно констатировать, что в России живет какой-то не такой народ. Нет бы ему возмутиться, выйти на площадь и сказать, что он против новой политики властей, против усиления влияния страны на международной арене, против присоединения Крыма, против вспоминания былого величия России и авантюризма хозяина главного кабинета Кремля. И сказать много чего другого — о цивилизованном выборе России, о соблюдении прав человека и уважении к меньшинствам. Так нет же! Этот «неправильный» народ выходит на митинги поддержки властей, участвует в социологических опросах и демонстрирует полную поддержку политики государства…
Я предлагал одному хорошему знакомому, живущему, как и вышеупомянутый авторитетный литератор, в Канаде, побеседовать на страницах Гуманитарного журнала о Западе и России, о том, как они друг друга видят (или не видят). Он отказался. Наверное, у человека не сильно много аргументов, и он не хочет подставляться под осуждение «демократического общества».
Мне очень хотелось спросить у своего знакомого или какого-то другого эмигранта, где же тот великий западный либерал, чьи поступки, как пишет уважаемый литератор, можно поставить в один ряд с тем, что делали Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Николай Коперник и уж тем более – Иисус Христос?! Не себя ли имеют в виду интеллектуалы, осуждающие «заблудший» народ?! Но у кого из них есть свое, выстраданное учение?! Кто из них за него, за свою веру готов идти на плаху?!
Во время первой войны в Чечне был слышен голос российских правозащитников. Они сидели вместе с грозненцами в подвалах зданий и принимали на себя удары российской i9авиации. А где наши прозападные (как оказалось) правозащитники сейчас, когда жгут и травят людей в одесском доме профсоюзов, когда из гранатометов и гаубиц обстреливают школы, детские сады и больницы небольших городов Юго-Востока Украины, когда обрушивают авиаудары на мирные объекты столицы Донбасса?! Пока они поддерживают не диалог, не переговоры, а «антитеррористическую операцию» украинских майданных властей и их западных покровителей, с обеих сторон противостояния гибнут люди: то точечным ударом подбивается машина ополченцев, перевозящая раненых (десятки убитых), то сбивается вертолет с военными незалежной, в котором вместе с другими служивыми летел высокопоставленный генерал (14 убитых)…    

 

Традиция превосходства
Традиция интеллектуального превосходства над своим народом, снисходительность по отношению к нему имеет в России давние исторические корни. И вот сейчас она воспроизводится на новом витке развития. Наша страна вынуждена защищать свои геополитические интересы на Украине. В свое время россияне пустили ситуацию в этой стране на самотек. Власть делала ставку на Януковича, а он считал, что сам справится со всеми вызовами, не думал, что российское руководство сможет ему посоветовать что-то дельное. В итоге мы получили самый худший из i10возможных сценариев. Нам в этом театре абсурда отступать некуда. Украина — не далекая Мексика, это наш сосед. И потому понятна реакция политического руководства России на происходящее. Оно против того, что Украина «ляжет» под НАТО, что там появятся войска Северо-Атлантического альянса. Именно по этой причине мы сейчас находимся в состоянии информационной войны с западными странами (конечно же, ничего хорошего в ней нет). К сожалению, с обеих сторон информацию подают избирательно, цель здесь одна — достижение необходимого пропагандистского эффекта.
Западных людей информируют так, что они убеждены: через границу России и Украины фильтруются боевики. С этим убеждением трудно что-то делать после того, как Россия сначала отрицала, а потом сама признала, что «зеленые человечки» в Крыму – это наши люди.
Между тем, на минувшей неделе появился совершенно неожиданный материал в американской газете New York Times. Ее журналисты прожили неделю на Юго-Востоке Украины и не нашли i11ни одного следа российского участие в действиях сторонников федерализации. Ни координаторов, ни инструкторов, ни материальной, ни технической помощи. В своем расследовании коллеги (настоящие журналисты) пишут: «Повстанцы, служащие в 12-й роте, оказались украинцами, имеющими, однако, тесные связи с Россией, в том числе и родственные, как и многие в Восточной Украине. Многие из них являются ветеранами советской, украинской или российской армий». При этом американские газетчики отмечают, что у ополченцев есть значительный боевой опыт, и они могут противостоять регулярной армии безо всякой «русской помощи». Они также обратили внимание, что против мирного города армией и радикальным боевиками были использованы боевые вертолеты, бронетехника, тяжелое автоматическое вооружение.
Соцопросы показывают, что многие жители ЕС считают образ РФ «демонизированным» и вместе с американскими журналистами обвиняют своих лидеров во лжи. Премьер-министра Арсения Яценюка в Германии встретили протестующие немцы, возмущенные происходящим i12на Юго-Востоке Украины.
А упомянутые нами эмигранты упрямо твердят свое… Я не думаю, что эти люди участвуют в упомянутой информационной войне. Они лишь высокомерно прекраснодушничают и не особо задумываются о том, что и почему делают власти и народы разных стран. Но, поскольку эмигранты все-таки остаются нашими людьми, я должен сказать, что такую позицию по отношению к народу занимать нельзя. Если ты видишь, что его обманывают, не туда ведут, не говори ему, что он заблудившийся дурак. Лучше помоги ему разобраться! Не высокомерничая и понимая, что человеку, которого зомбируют с утра до вечера, сложно самостоятельно распутать хитросплетения мировой политики.

 

Атака на российский дух
А пока, кто бы чего хотел или не хотел, высокомерие либералов удачно вписывается в стратегию наших заклятых друзей. Для пропагандисткой машины Запада это одно из направлений атаки на Россию, атаки на наш дух. Методы здесь используются изощренные. i13Противники воздействуют на психику, на самолюбие «отсталых» людей. Им пытаются внушить, что они чего-то не понимают, что их обманывают. Вот в эти ряды вольно или невольно и вливаются наши эмигранты, которые вроде бы должны любить свою Родину (как известно, многие начинают обожать Россию именно тогда, когда уезжают из нее).
У либералов (за границей и внутри страны) — своя правда, а у «заблудших» россиян – своя. Но наши высокомерные интеллектуалы вместе с Западом хотят, чтобы у живущих в Евразии была именно их правда, чтобы они не смели иметь собственное мнение. И потому эти люди критикуют свой бывший народ не с позиции его коренных, сущностных интересов, не с позиций вечности, а с точки зрения застывших догм приютившей их цивилизации. Между тем, если люди знают жизнь и действительно мыслят самостоятельно, они не могут не понимать, что 60 процентов россиян (данные социологов) ориентируется на патерналистское восприятие государства. Оно действительно их кормит (финансирует из бюджета, выдает пенсии и т.д.). И почему граждане не должны ему верить?! Никто не говорит, что это здорово, что это идеал, но разумные люди должны видеть реалии и если не принимать их, то хотя бы считаться с ними.  
i15Либералы-западники не хотят понимать, что сейчас Россия не заблуждается, а возвращается к своему. Для них это путинизм. А люди традиционной ориентации понимают, что в России власть всегда была сакральной. Если складывалось иначе – в стране случалась беда. Ну, вот такие они «отсталые», эти русские! Так всегда было в истории: когда в стране власть и народ были едины, она становилась непобедимой и многого добивалась. Когда был другой расклад – следовал неизменный проигрыш. И именно сейчас заклятым друзьям очень хочется расколоть нашу страну, расщепить тот самый сакральный русский духовный атом, чтобы высвободившаяся дурная энергия разорвала Россию на куски… Понимая это, россияне все больше и больше поддерживают вменяемого и сильного президента, начинающего понимать суть своей евразийской страны. Показателем доброго отношения народа к своему правителю всегда были анекдоты и разного рода байки. Недавно прочитал: «За окошком дождь и град. Это Путин виноват! Кошка бросила котят – Это Путин виноват, Зайку бросила хозяйка — Кто виновен, угадай-ка!» Ну, и так далее. А в конце: «Видишь этого шмеля? – Он на службе у Кремля! Если верите в такое – Это просто паранойя!» Читая это, я понимаю, что наш народ потихоньку приходит в себя. Наверное, и президенту пора уже перестать сомневаться в самостоятельном созидательном потенциале своего народа (так мне казалось до последнего времени).

 
Попытки взлома культурного кода
Народ, соскучившийся по настоящему лидеру и по самому себе, вместе с президентом спускается в глубины национального самосознания и вытаскивает оттуда постулаты, без которых невозможно двигаться вперед, невозможно находить аргументы в полемике с теми, кто считает его заблудшим i16стадом баранов. На этой неделе в число таких высокомерных противников нашего народа и нашей культуры неожиданно встал журналист и общественный деятель Александр Невзоров из Санкт-Петербурга. Вот как он пытается взломать наш культурный код в заметках «У русской литературы закончился срок годности»:
«Мы слышим плач толстых министров, черносотенцев и филологических дам — они очень сожалеют, что дети не читают.
Никто не задался вопросом: а что, собственно говоря, этим детям читать? Классику? А почему ее надо читать? Почему надо употреблять продукт, у которого явно закончился срок годности? Почему до сих пор никто не хочет называть вещи своими именами?
Богоискательская истерика Достоевского имеет к сегодняшнему дню такое же отношение, как шумерские глиняные таблички. Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. В этом жанре появились образцы и поинтереснее. Тема многолетних предсовокупительных терзаний самок в кринолинах тоже сегодня особого интереса не представляет.
Конечно, существуют какие-то максимально влиятельные образцы культуры. В трилогии i17Толкиена современная литература сварилась, как в котле. Но Толкиен не сильно пропагандируется, потому что все боятся простой и очевидной аналогии с Мордором.
Как сказал классик, духовность — это газ, который выделяют попы из разных бородатых отверстий. И это очень точно сказано, особенно сегодня. Вообще, что такое сегодня духовность? Духовность — это не знание астрономии и астрофизики, это полное невежество в вопросах молекулярной биологии, физиологии, структурной геологии. Следующий этап культа духовности — аттракционы типа наполнения бассейнов гноем Иова Многострадального и коллективных заплывов в нем. Тоже очень духовненько.
Нет, наверно, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Когда-то она была очень актуальной, отчего сегодня особенно бессмысленна, потому что языковая и мировоззренческая картина мира сменилась полностью. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов. Есть ли в этом хотя бы воспитательный эффект? Он нулевой. Сегодня это особенно хорошо заметно.
Вскормленные романтизмом усатые мальчики в Славянске некрасиво прячутся в библиотеках, прачечных и за всяких торговцев крыжовником. Вместо того, чтобы выйти в чисто поле и принять там бой с украинской армией, не подвергая риску мирное, офигевшее население. Они же прячутся в жилых кварталах, как какие-нибудь сирийцы, которые никогда не читали Бердяева или Хомякова. Выглядит это все предельно паскудно. Можно подумать, что на юго-востоке Украины мало больших свекольных или картофельных полей должной гектарности, где можно было бы разгромить украинскую армию. В такой ситуации, конечно, можно погибнуть. Но если эти имперские мальчики являются теми, за кого себя выдают, то такой пустяк их смущать не должен. Там, кстати говоря, все эти колорадские аксессуары смотрелись бы лучше, чем в подворотнях.
i18Конечно, у русской литературы до сих пор есть фанаты. Достоевский из могилы весьма успешно дергает за ниточки даже самого Милонова, не говоря уже о его мелких подражателях типа Проханова, Дугина, Холмогорова и других черносотенцев. Эти персонажи, конечно, симпатичны, но они на вряд ли обеспечат русской литературе вторую жизнь.
Все наши архаисты переходят на административный крик, и всю эту милую макулатуру XIX века окончательно хоронят, потому что они превращают Пушкиных, Толстых и Достоевских в личного врага каждого школьника.
Вообще, эта имперская идеология тащит на себе безумный культ старья и нелепых, корявых, антисанитарных артефактов. Считается, чем больше будет Россия похожа на лавку старьевщика, тем она будет величественнее и страшнее. А того, кто пытается произвести уборку, выкинуть всякое гнилье, затхлости и заплесневелости, почему-то называют русофобом. Хотя самые страшные враги России — это черносотенцы.
И еще одна важная заметочка по поводу чтения, касающаяся скорее современной литературы.
Мы видим, как ломанулись писатели в православие. Очень трудно найти столь же благочестивую публику, как писатели. Они воодушевились продажами милого, но блеклого пропагандистского чтива i19Тихона Шевкунова (на снимке) и поняли: совершенно не важно, какая книжка, а важно, через сколько торговых точек она распространяется. Если получить вожделенный гриф патриархии, то книжку можно продавать через десятки тысяч свечных лавок при каждой церкви.
С другой стороны, есть всякие Задорновы, которые всерьез говорят о том, какие американцы тупые. Задорнов хороший сатирик, и если он хотел рассмешить, то у него получилось. Давайте сравним количество нобелевских лауреатов. В России — 23 лауреата, а в тупой Америке — 356.
Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей читать. Надо признаться, что читать им в общем нечего.»
Александра Глебовича Невзорова трудно назвать большим интеллектуалом, но это очень известный человек, властитель дум определенной части нашего общества. Как видим, он, как и многие в России, хорошо умеет отвергать и ниспровергать. И не совсем понятно, что он предлагает взамен «безумного культа старья и нелепых, корявых, антисанитарных артефактов»? Надо понимать, что все те же «общечеловеческие» (на самом деле — западные) «ценности». Хотя мне все больше кажется, что Невзоров сейчас больше любит лошадей, чем людей.
Можно сказать, что известному питерцу ответил его более известный земляк. «Общество свободных людей – совсем не то же, что толпа одиноких расчетливых эгоистов, безразличных i20к общему благу,сказал недавно Президент РФ.Мы никогда не были и не будем такой толпой. Личная свобода продуктивна, если ты помнишь и думаешь о других. Свобода без нравственной основы превращается в произвол». «У нас с США нет идеологических противоречий, — отметил Владимир Путин.У нас фундаментальные культурологические противоречия. В основе американского сознания лежит индивидуалистическая идея. В основе российского – коллективистская. Героиня «Унесенных ветром» говорила: «Я не могу себе представить, что буду голодать». Это для нее главное. А у нас другие задачи, за горизонт уходящие. Что-то душевное, связанное с Богом, это просто разная философия жизни».

 

Соединить традицию с современностью
Пока либералы-западники выполняют свои интеллектуальные упражнения, наш «заблудший» народ пытается сделать две вещи. Вспомнить себя. И соединить свою культурную традицию с современностью.
i21Нашему национальному характеру свойственны терпимость, жажда истины, спонтанность, сердечность, душевность, великодушие, безразмерность, соборность (склонность принимать решения коллективно). При этом никто не говорит, что российский человек – это такой сказочный персонаж, витязь без страха и упрека. Нет, к сожалению, ему свойственны и отрицательные черты: лень, пьянство, обломовщина, преданность хозяину, неуважение к себе и другим и т.д. Нам еще предстоит не одно интеллектуальное сражение за российского (евразийского!) человека. И хочется, чтобы в этой битве нам хотя бы не стреляли в спину свои же люди. Чтобы они поняли себя, поняли, откуда уехали (или где продолжают жить), поняли, во что верят. Чтобы увидели, что наша крайность и противоречивость все-таки ближе и роднее, чем жадность, лживость, эгоизм и холодная расчётливость. Именно эти черты заклятых друзей России, возведенные в ранг государственной политики, побуждают их все к новым и новым акциям, сотрясающим планету…
У видящих все это россиян только укрепляется дух. По социологическим опросам ВЦИОМ, 82 процента граждан страны считают, что мы должны идти по пути сверхдержавы. Но есть ли у нас для этого экономический и военный потенциал? Ответ очевиден. Рано или поздно наступит отрезвление от такой эйфории. Ожидаются девальвация, снижение уровня жизни. Под вопросом i22перспектива модернизации, инновационного развития – кто при имеющихся раскладах станет вкладывать деньги в нашу страну? Китай, с которым мы достигли стратегического партнерства и подписали историческое соглашение о поставках «голубого топлива» (ценой уступок в цене), тоже не заинтересован в нашем развитии, все-таки мы для него – источник дешевого сырья и страна с огромной неосвоенной территорией. Он получает газ из Казахстана и Узбекистана по 150 долларов за тысячу кубометров. И вряд ли будет нам платить больше.     
Вникают ли наши высокомерные интеллектуалы либерального толка в подобные детали? Или им и так все ясно? Неужели их «сакральные», «неведомые простому народу знания» и впрямь сводятся к убеждению о превосходстве общеизвестных западных постулатов i23над отсталой общероссийской общественной мыслью и постылой «рабской» действительностью? Коли так, то их самоуверенности можно только позавидовать. Многонациональная Россия уже взяла много хорошего и конструктивного из западного опыта, но она не забывает и свое, соединяет лучшее из той и другой цивилизации. И очень странно, когда считают: если что-то в мире происходит не по западному сценарию, — значит, это плохо. Жизнь богаче геополитики. И она же не раз доказывала, что позиция самого простого человека мудрее интеллектуальных разглагольствований. Извините, господа, но я никогда не смогу сказать, что я умнее своих якобы заблудших сограждан. Если такой ценой «покупается» пропуск в мир интеллектуальной элиты, то прошу считать меня частью «отсталого» народа…

P.S. Пока писал эти заметки, в Астане произошло историческое событие – президенты Беларуси, Казахстана и России подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Мои казахстанские друзья сняли свои маски протеста. До чего же приятно, дорогие мои, видеть ваши открытые добрые лица!  

Теги: , , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *