Мой дневник

9 августа 2014 года

Великий Новгород — мой дом. Он ставит на место все суетное и наносное

Продолжаю путешествие к духовным истокам России. На этой неделе побывал в Великом Новгороде. Меня давно влекло в этот город, знакомый по учебникам истории и патриотическим кинолентам. Он интересен и как сакральные место, где находится могила Рюрика, основателя княжеской династии, несколько веков правившей русскими землями. В нашей стране не утихают споры вокруг того, кем он был – варягом из iСкандинавии (Швеции), которого новгородцы призвали на княжение, или славянином. Это нерешенный вопрос, сдерживающий развитие нашего самосознания. Противники норманской теории говорят, что сюжет о варяге написан по заказу тогдашней власти учеными, приехавшими в Россию из Европы. И здесь заложена своего рода cмысловая мина — мол, мы не самодостаточны, не можем сами собой управлять, нам все время требуется подсказка со стороны. Нахождение истинных корней Рюрика приобретает судьбоносное значение. Но и без этого в Великом Новгороде происходит удивительное: у меня начала складываться духовная мозаика, которую пытался составить не один год. Вдруг появились ясные ответы на многие суетные вопросы.

 

Кремль и «Тысячелетие России»

По первым ощущениям Новгород — никакой не великий. Небольшой областной центр между Москвой и Санкт-Петербургом, провинциальность которого ощущаешь с первых минут. Неспешные люди, совсем немного машин. Медлительная официантка забывает принести ложку. Паркуемся неподалеку от областной администрации. «Вот это здание! – поражаются DSC08100мои близкие. – Не то, что в миллионном Челябинске». Перед величественным домом власти – большая площадь, только памятник Ленину не в центре, как в других городах, а сдвинут влево. Не успеваю поразиться, как понимаю — это не случайно: прямо по центру площади — вход в Новгородский кремль (или Новгородский детинец). Туда мы и направляемся. Преодолеваем по мосту огромный защитный ров, опоясывающий крепость, и входим в историю. Она встречает нас величественной тишиной. Ступаем на неровные шершавые камни, и словно движемся вглубь веков.

Как политический центр славянских и финно-угорских племен Новгород возник в середине IX века. Как город сформировался в середине Х столетия. Он стоит на реке Волхов, вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро. Именно по ней в июле 1240 года в i (1)Ладожское озеро, а затем на место, где в Неву впадает Ижора, приплыл новгородский князь Александр. Узнав от местных старейшин, что шведский флот вошёл в Неву, князь без запроса помощи из Владимира и без полного сбора ополчения, только со своей дружиной и успевшими собраться отрядами новгородцев и жителей города Ладоги атаковал шведский лагерь у устья Ижоры. Разгромив неприятеля, Александр получил свой титул — Невский. Сейчас в устье Ижоры стоит величественный памятник легендарному князю, я возле него тоже побывал. Наладив отношения с Ордой, Александр Невский получил Киев и «Всю Русскую землю». Киев после монголо-татарского разорения потерял какое-либо реальное значение. Поэтому князь в него не поехал, а поселился в Новгороде.

Новгородский детинец впервые упомянут в летописи в 1044 году. Возведение каменных стен кремля (их остатки сохранились в кладке у Софийской звонницы) относится к самому началу ХI века. В это время из Новгорода совершались военные походы на Константинополь («для обеспечения равноправной торговли с Византией»), потребовалась крепость. Сейчас кремль — памятник архитектуры федерального значения.

Начинается торжественный перезвон. Женская часть нашей «делегации» увлекается в сторону У памятникаколоколов. А мы замираем возле знаменитого памятника «Тысячелетию России». Ничего мощнее я никогда не видел! Монумент напоминает одновременно колокол, который созывал народ на Новгородское вече, и шапку Мономаха. В его верхней части — шар-держава, символ царской власти. Он увенчан крестом и фигурой ангела, перед которыми — коленопреклоненная женщина-Россия. Ниже — фигуры Рюрика, князя Владимира, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила Федоровича и Петра I. На следующем ярусе — 109 изображений наиболее выдающихся людей России: государственных деятелей, военных и героев, писателей, художников и просветителей. Император Александр II открыл памятник в 1862 году, в композицию включены только правители до первой четверти XVIII века, стоявшие во главе наших земель в самые ответственные моменты истории. Здесь нет ни Екатерины II, существенно прирастившей территорию империи, ни Александра I, разгромившего Наполеона. Если когда-нибудь будет создаваться подобный монумент, то далеко DSC08116не все правители России выдержат высокую планку истории и благодарной народной памяти.

Мы проходим сквозь кремль и выходим на берег Волхова. Здесь, в центре города, многолюдный пляж (к сожалению, в Челябинске на загрязненной реке Миасс такое невозможно). Мужской голос зазывает на теплоход, который вот-вот отчалит от берега и пойдет в сторону озера Ильмень. Мы выпиваем по кружке смородинового кваса и отправляемся в Витославлицы.

 

Дома, отвоеванные у времени

Витосла́влицы — музей народного деревянного зодчества, расположенный около Свято-Юрьева мужского монастыря, в пяти километрах от Великого Новгорода. Он назван как одноименное село, существовавшее здесь в XII—XVIII веках. В музей под открытым небом входят i (3)деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков. Избы, сельские часовни и церкви образуют улицы. «Все здесь напоминает русские народные сказки, где добро побеждает зло, — написано в путеводителе. — Реставраторы сумели отвоевать у времени уникальные творения новгородских плотников». На этой площадке проходят массовые народные гуляния, фольклорные фестивали, поддерживаются народные художественные промыслы.

По лестнице поднимаемся в большую избу на втором этаже, на первом – подклет, хозяйственное помещение, где хранятся соленья, заготовленное мясо и т.д. На Новгородщине не делают, как на моей Домтюменской родине, голбцы (подпол внутри дома) и не копают погреба – здесь очень близко подземная вода. Изба большая. Слева — маленькая кухня, точнее — куть. «Мужчинам в кути делать нечего, — говорит экскурсовод. — Над теми, кто сюда заходит, смеются». Задаю вопрос об этимологии слова «куть». Видно, что женщина-экскурсовод не знает значения тюркского слова «кут». Младшие в доме спят на полатях, старшие – на лавках, на которые уложены матрасы, набитые соломой (я пощупал — они довольно мягкие и не колючие). Старики греют кости на печи, которая топится по-черному. Есть дымовод, но дым Свято2не спешит уходить, а скапливается под потолком. Ближе к нему – полки, на которые оседает сажа – на стенах, как в бане по-черному, ее нет. Когда рано утром старшие уходят, детишки слезают с полатей, где жарко, и досматривают сны на лавках. Тут же, под общей крышей – сени с пахучим сеном, «гараж» с телегой и санями и помещение для домашней живности. Скот и людей не разделяет стена. «Кто здесь жил?» — спрашиваю экскурсовода. «Крестьяне среднего достатка», — отвечает она. На родине, юге Тюменской области, я не видел таких домов.

Во втором доме, в который мы попадаем, жили более зажиточные люди. На крыше — конек, как правило, его ставили богатые хозяева. Дом отапливается по-белому. Но не в этом богатство, поясняет экскурсовод: по-черному топили и зажиточные, дым выгоняет всяких насекомых, просушивает бревна. Богатство в том, что здесь уже есть дорогая посуда, резная мебель.

 

Купание возле монастыря

Мы подъезжаем к святому источнику в селе Старое Ракомо. Набираем воды и только успеваем ахнуть, когда мужчина из очереди окунается в ледяной колодец. От стен Свято-Юрьева Свято-Юрьев монастырьмужского монастыря веет стариной. По преданию, он основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий. В русском языке Георгий превращался и до сих пор превращается в Юрия (в Кустанае есть художник Георгий Соков, но друзья его зовут Юрой), отсюда и название обители. Она была духовным центром Новгородской республики. Монастырь находится в пяти километрах от Великого Новгорода на берегу Волхова, рядом с местом, где река вытекает из озера Ильмень. Место величественное.

В 1921 году имущество и ценности монастыря экспроприировали. С 1932 года по сентябрь 1941-го в нем располагался инвалидный дом. Во время Великой Отечественной войны в обители стояли немецкие и испанские воинские части, а также подразделения прибалтийских Волхов вытекаетколлаборационистов, в том числе батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря были серьёзно разрушены. После войны и до конца 1980-х годов здесь размещались почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

Плыву по Волхову и чувствую, как меня сносит течение — история продолжает свое движение. После купания мы сидим у стен монастыря, пьем святую воду и думаем о вечном…

 

Шум-гора и тайна Рюрика

Следующий объект нашего путешествия — знаменитая Шум-гора. По преданию, там лежит прах рюрикРюрика. Привычной дороги здесь уже нет, приходится петлять по проселкам. Если верить норманской концепции, нашим далеким предкам из племени русь пришлось проделать куда более сложный путь — они пришли из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма считают варягов основателям первых государств восточных славян — Новгородской и Киевской Руси. Норманская теория получила в России широкую известность в первой половине XVIII века — постарались историки немецкого происхождения из Российской Академии наук: Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер, Штрубе-де-Пирмонт и Август Людвиг Шлёцер. Против норманской теории выступил Михаил Ломоносов. Его даже за это судили! Великий ученый русского происхождения усмотрел в концепции, написанной по заказу власти, спорное и оскорбительное утверждение об отсталости славян и их неготовности к образованию государства. Этот спор не завершен до сих пор, что сдерживает развитие нашего самосознания. Можно сказать, что в нашей истории заложена своего рода cмысловая мина — мол, мы не самодостаточны, не можем сами собой управлять, нам все время требуется подсказка со стороны. Нахождение истинных корней Рюрика приобретает судьбоносное значение.

i (4) Михаил Ломоносов предложил иную идентификацию варягов. Он утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и объясняется его приглашение на княжение).  Василий Татищев, русский историк середины XVIII века (мы его знаем по работе на Урале), тоже исследовал этот вопрос. Он не смог сделать вывод об этнической принадлежности пришлых варягов, но попытался соединить противоположные концепции. На основании «Иоакимовской летописи» Василий Татищев предположил, что варяг Рюрик происходит от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.

Норманскую версию приняли российские историки. Ее придерживался Николай Карамзин. Сергей Соловьев признавал первых князей и дружины норманскими, но считал, что их влияние было незначительным. Самыми заметными противниками норманской концепции были Степан Гедеонов и Дмитрий Иловайский. Первый называл русов балтийскими славянами — ободритами, второй считал, что у них южное происхождение. Советские историки опирались на тезис Фридриха Энгельса о том, что государство не может быть навязано извне. В новой России, а тем более во время Русской весны, когда страна укрепляет свои духовные опоры, тема этнических истоков Рюриковичей звучит с новой силой. И предпринимаются все новые поиски найти его могилу. Дошло даже до того, что этим занялся сатирик Михаил Задорнов. Он нашел в архивах документ, где написаны знаменитые i (6)слова:  «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Задорнов радуется, увидев, что в документе написано слово «наряд». «Людям не хватало наряда, радости!» — фантазирует писатель. Все это показывается по федеральному телеканалу. Смотреть интересно, но понимания обычным людям не добавляет. Современные историки только улыбаются, видя такие «исследования». Но сами до сих пор не сделали ясных выводов. Мне представляется, что обнаруженное Задорновым слово «наряд» уместнее ставить в военный контекст. Историк Василий Ключевский подробно анализировал, что варягов призвали для охраны, а они постепенно превратились в наших правителей.

Пока нет исторической ясности, выдвигаются версии и рассказываются легенды о месте захоронения Рюрика. Одни говорят, что он покоится в Старой Ладоге, другие сччитают, что могила князя — в районе крепости Корела в Приозерске. Есть красивая легенда, что основатель династии похоронен на дне Ладоги в золотом саркофаге. Но в последнее время все чаще шум горазвучит версия, что истинная могила Рюрика находится на знаменитом Передольском погосте, в уникальном кургане Шум-гора. По мнению исследователей, тысячелетие назад здесь находился древний город — один из важнейших ремесленных и торговых центров Новгородщины. Как говорят aрхеологи, это поселение погибло при грандиозном пожаре.

На Передольском погосте находятся семь курганов, сотворенных человеком. Шум-гора — самый знаменитый. Его так называют, потому что в осенние и дождливые дни с вершины доносятся звуки, напоминающие плач. По другим преданиям, стоя на горе, можно услышать, как проходит служба в церкви, находящейся в нескольких километрах. В преданиях говорится: «Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу».

i (5)Ученые считают Шум-гору сложным ритуальным сооружением. Ее исследователи, братья Сергей и Михаил Алексашины изучали курган с помощью георадара. Обнаружено, что в центре основания сопки находится каменное сооружение. Затем были проведены сейсмографические исследования, они подтвердили, что внутри — несколько объектов. Если в Шум-горе будет найдено захоронение, ученые проведут молекулярную экспертизу останков, чтобы сравнить их с генетическим кодом Рюриковичей, покоящихся в Московском кремле. Но даст ли это ответ на главный вопрос?..

 

Все становится на свое место

Новгород не зря называют Великим. От стен Новгородского кремля и Свято-Юрьева монастыря веет духовной силой целого тысячелетия. Это наполняет сознание спокойствием и уверенностью. В таком состоянии можно одолеть все смуты, революции и войны. В городе на берегах Волхова в моей голове стал образовываться такой порядок, какого не было со времен перестойки, когда мне, наивному горбачевцу, все было ясно и понятно. Ровно до того момента, пока три безответственных славянских чудака не развалили историческую Россию, а четвертый не не стал сопротивляться и безвольно отрекся от власти.

i (7)Энергия великого города ставит на место все суетное и наносное. Она сдвигает влево памятник Ильичу, туда, где ему и место. Она подсказывает, что в нашем культурном коде есть демократическая составляющая — иначе бы не было Новгородского вече. Энергия великого города, стоявшего в ряду с Киевом и выше, задает и новый уровень оценки нынешнего украинского безобразия.  Хочется  обратиться не к националистам, заправляющим сейчас во властных кабинетах страны, а к самым обычным гражданам незалежной. Люди, неужели вы верите, что ваши предки рыли Черное море, как сказано в новых учебниках?! Мне искренне жаль, что вы, дорогие украинцы, отворачиваетесь от тысячелетней России, от нашей общей истории.  Жаль, что вы верите, что в Одессе люди с гвардейскими ленточками сами себя спалили коктейлями Молотова, а города Юго-Востока бомбят …ополченцы. В интервью нашим СМИ вы иронизируете: похоже, над Россией летают самолеты и распыляет какое-то  вещество, вводящее людей в заблуждение. Нет, дорогие мои, это у вас летают разные самолеты. По удивительному совпадению, но именно в то время, когда я прильнул к великим новгородским святыням, в самых разных средствах 1407151463_qvqmkgsaa8q1массовой информации Запада стали появляться материалы, в которых, со ссылкой на авторитетных международных экспертов, говорится то, о чем мне подумалось с самого начала (но я все время прогонял эту адскую мысль): мы столкнулись с бесчеловечной, циничной провокацией. Международные эксперты говорят, что малазийский «Боинг» сбил украинский истребитель. Осталась только «малость» — выяснить, была ли это акция какого-то безответственного олигарха, контролирующего армию (в нынешней расхристанной Украине это, к сожалению, норма), или, что еще хуже, все спланировали заокеанские спецслужбы, а зомбированный незалежный пилот только открыл стрельбу из пулемета, а потом из пушки. Ужасно?! Не хочется верить?! Да! Но особенности сетевого миропорядка позволяют «властителям планеты» вытворять и не такое. Ведь для них самое главное — представить «верную» картину i (8)общественному мнению планеты. На это и был расчет! Банальная фраза — тот, кто владеет информацией, тот владеет миром — здесь подходит идеально. Законопослушные западные обыватели слепо верят тому, что им рассказывают «независимые» СМИ. Вслед за своими правительствами они бездушно и лицемерно не замечали погибших на Юго-Востоке Украины, не замечали потоки беженцев. И точно также поверили бы в рассказ о том, что дикие и коварные «сепаратисты» и «террористы» сбили мирный малазийский лайнер. А, значит, их надо записать в самые главные мировые злодеи и забросать всем, чем только можно — фосфорными бомбами, крылатыми ракетами… По-иному украинская армия со своим народом воевать не может… Но на этот раз ложь была  бы столь явной, а информационное сопротивление России столь сильным, что международные эксперты, дорожащие своим именем и истиной, решили прервать этот дьявольский заговор. И теперь западные политиканы могут сколь угодно бездоказательно обвинять ополченцев, подтасовывать результаты экспертизы или просто их замалчивать — им уже не будет веры. Мир уже видит: высокоразвитая англо-саксонская цивилизация породила лицемерное и вероломное чудовище, которое преследует лишь своих корыстные интересы и  не видит чужой боли… 

И еще одно удивительное совпадение — в день моего причащения к великой древности руководство России приняло ответные санкции против стран Запада, и общество это восприняло с пониманием. Найдена замена продовольствию из США и Евросоюза. А самое главное — новая ситуация позволит развивать свое сельскохозяйственное производство. В предыдущих заметках я задавал вопрос: хватит ли у народа и власти духовной крепости для такого противостояния? В Великом Новгороде с новой силой осознаешь: было бы странно, если бы такая страна не нашла в себе силы сопротивляться тупому давлению США и Евросоюза. Политикам Старушки i (9)стоило бы отвлечься от общения с лицемерным лидером «цивилизованного мира» и побывать у своих духовных истоков. И тогда бы они поняли, что Старому Свету просто стыдно подыгрывать молодой стране, скопившей за два века огромные экономические силы, создавшей потребительский рай и много настоящих произведений искусства, но при этом воспроизводящей и поддерживающей государство, остающееся таким же варварским, каким было во времена истребления индейцев. Только теперь в роли индейцев оказываются жители все новых и новых стран мира…  

***

Я пропитался духовной силой Великого Новгорода. Мало того, я почувствовал себя в этом городе и его окрестностях как дома. И мне давно не было так хорошо…

 

 

 

 

Теги: , , , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *