Мой дневник

17 ноября 2014 года

Почему людей волнует «Декларация русской идентичности»?

933b4349На минувшей неделе по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России», принята «Декларация русской идентичности». Она вызвала вопросы у людей разных национальностей.

 

 

Текст декларации

Вот полный текст «Декларации русской идентичности»:

«Каждая нация — сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие.

Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения.

Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.

Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.

Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урожденными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода — великое множество в русской истории.

В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» — древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем, обратное утверждение — принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего — неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом-строителем Российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.

В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты.

Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.

Ощутить это, в конечном итоге, может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.

На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

 

Вопросы на полях декларации

При знакомстве с декларацией у моих друзей появились вопросы. Среди них есть специалисты по межнациональным отношениям, думающие не только своих народах, но и об общей судьбе этносов России. Нет, в тексте документа все правильно, он тщательно продуман и выверен. Поэтому я беседую со своими товарищами и пытаюсь понять, что скрывается «под водой», спрогнозировать возможные последствия ее принятия.

Формирование любого народа — очень сложный процесс, это совокупность влияний этносов, родоплеменных объединений. Народ — социоэтническая общность, определяющей в ней является не кровь. К признакам народа относятся язык, культура (хореография, вокал, кухня и т.д.). iУ русских, как ни у какой другой национальности, много крови и культурных проявлений от иных этносов. Нас подпитывали и подпитывают целые группы народов — тюркские и финно-угорские (именно они вместе со славянами и «сложили» историческую Россию). Все прочие, перечисленные в декларации, влияли на самый многочисленный этнос страны в меньшей степени. В итоге сформировалась русская полиэтничность. Ее богатство, с одной стороны, удивляет, а, с другой, дает основание для утверждения, что русские – это вообще не народ, а некая «сборная солянка». Закрепляя полиэтничность в «Декларации идентичности русского народа», Всемирный русский народный собор как бы «дарит» недоброжелателям новый повод усомниться в праве «пестрых русских» называться «нормальным» этносом. Впрочем, это уже старый спор. 

Наши патриотические публицисты давно называют представителей этносов России русскими. Мол, слово «русский» – прилагательное, оно легко соединяется с названием любого другого народа (русский татарин, русский немец, русский еврей и т.д.), и в этом нет ничего обидного. Если речь идет о социокультурной общности, особых вопросов не возникает. Но когда слово «русский» не просто прилагается, а начинает вбирать в себя представителей других народов и обозначать уже не социокультурную, а социоэтническую общность, национальность, появляются возражения. Мол, мы не русские, мы такие-то. 

В истории и культуре России немало людей, имеющих от рождения разные национальности, но в итоге ставших русскими. Это происходило естественным путем, было выбором личностей. Перед подобным выбором стоят и дети, рожденные в межнациональных браках. По 1Конституции России, каждый человек вправе самоидентифицироваться («определять и указывать свою национальную принадлежность»). Впервые этим правом можно было официально воспользоваться в 2002 году, во время всероссийской переписи населения. В стране оказалось гораздо больше национальностей, чем считалось до этого. Например, поморы, которых многие относят к русским, записались как отдельный этнос. И вот появляется декларация, в которой перечислены критерии, по которым каждый из нас может узнать, принадлежит он к великому народу или нет. Людей «иной национальности» словно берут под руки, подводят «сакральному перечню» и искушают пройти тест «на русскость». Раньше они об этом не задумывались, а сейчас точно начнут «налагать на себя» (и не только на себя!) этот «состав критериев».

Зачем это все?! Чего не хватает, когда люди чувствуют себя русскими по исторической судьбе, по культуре и по духу?! Зачем это непременно обращать в национальность?!

Нет, никто не собирается устраивать кампании по записи в русские. Это было бы провокацией. Повод для вопросов дает не столько сама декларация (хотя она многих обескураживает фактом своего появления, определенностью формулировок), сколько новейшая социально-политическая практика, которую увязывают с появлением этого исторического документа. В ней слово «русский» начинают «прилагать» все чаще. 4 ноября мы празднуем День народного единства. В этом году людей стали приглашать не на митинг в поддержку единства многонационального народа России (как закреплено в Конституции). Граждан начали звать на акцию единого русского народа. В России, где в последнее время сказано очень много правильных слов о многонациональном составе государства, о дружбе этносов и т.д., это выглядит странно.

574567816220223Представители самых разных национальностей, вторя знаменитым строкам башкирского поэта Мустая КаримаНе русский я, но россиянин!») с гордостью говорят о своей принадлежности к великой России. Известно много примеров, когда представители наших народов жили компактно и не знали русского языка. Но это не мешало им быть патриотами страны, совершать во имя ее подвиги! И вдруг — подмена: единение не братских российских народов, а русских. Вызывает вопросы и постоянное, особенно в связи с трагическими событиями на Украине, упоминание о русском мире. Считается, что это понятие не должно вызывать вопросов — мол, так говорят об общности, объединенной русским языком и принадлежностью к культуре, цивилизации. Да, за границей нас, людей самых разных национальностей, называют русскими. Но одно дело — заграница, и совсем другое — Россия. Это различие очень хорошо показал замечательный кинорежиссер Георгий Данелия в фильме «Мимино». Помните, как герои Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна едут в лифте и, глядя на них, гости из Юго-Восточной Азии говорят: «Эти русские все на одно лицо». У себя-то в стране мы знаем, кто есть кто, и здесь слово «русский» лучше использовать в нашем точном значении – обозначать определенную национальность. Какая необходимость ставить его в контекст, где по смыслу должно быть общекультурное и общегражданское понятие — «российский»?!           

Есть люди, у которых вызывает вопросы сам разговор о едином народе страны. Они появились еще в советское время, когда была сформирована «новая историческая общность — советский народ». Эти специалисты считают, что советская «крыша» размывала, унифицировала национальную идентичность разных народов СССР («на самом деле тихой сапой шла ассимиляция, русификация»). После распада Советского Союза их стало напрягать слово «российский», употребляемое применительно к понятию народ. Для этих людей нет особой разницы — что советский, что российский. И то, и другое представление мне кажется перебором. Но я понимаю своих друзей, когда они, прочитав «Декларацию русской идентичности», вошли в состояние озадаченности: «Государственные идеологи хотят заменить общероссийскую нацию на русскую, сделать всех русскими?!»  

Такое опасение тоже кажется перебором, но логика в подобных рассуждениях есть. После гражданского и идеологического разброда, появившегося в 90-х, в России началось возрождение патриотического духа. И в этой ситуации некоторым любителям Родины показалось мало единства народов России, и даже мало единства российского народа. Захотелось все усилить и закрепить единством русского народа. Согласитесь, такой подход не учитывает чувства и мысли этносов, давно и дружно живущих рядом с русскими. 

В 90-е годы, когда стали повсеместно создаваться национально-культурные центры, произошел такой разговор. «Мы до этого все жили дружно, ничем не отличались. И вдруг начали разбегаться по своим центрам», — сказала одна русская женщина. – «Вы просто не видите и не чувствуете разнообразия этносов, живущих на нашей земле». – «С другими народами все понятно. А русским теперь что, тоже создавать свой центр?!» — «Да, а почему нет?!» — «У нас нет такого единения».

Чем больше притесняется и ущемляется тот или иной народ, тем сильнее у него защитная реакция. Мы, русские, все время говорим о своей трагической судьбе, а в представлении народов, живущих рядом с нами, все выглядит по-другому. «Вы никогда никем не преследовались, всегда были главной нацией, — говорит мой друг. — У вас не выработалось инстинкта самосохранения и самовыживания. Вам этого не надо было делать. Где вы видели резервацию русских? Кто угрожал вашему народу? Сейчас вы сами не можете победить свою бездуховность. Но тут вам никто не угрожает. А вот, к примеру, финно-угорские народы могут себя потерять…»

_- Заявления по поводу русского мира — это чистой воды популизм, — считает руководитель Челябинского немецкого культурного центра Александр Нахтигаль. - Потому что ничего не делается, чтобы русские почувствовали себя народом в многонациональной стране. Все заявления об особой роли им только вредят, потому что в этом надо еще убедить самих русских и народы, которые рядом с ними живут не одно столетие. Каждый этнос России должен чувствовать к себе уважение. Быть русским или представителем другого народа надо учить с пеленок. Пока этого не будет, не будет и уважения к русским и иным народам…

Все здравомыслящие люди понимают особую роль православия в становлении России. Но сейчас в нашей многонациональной стране появление «более равных» этносов и религий не может не вызвать вопросов. В жизни есть тонкие материи, которые не стоит формализовать. Без документального закрепления они более жизнеспособны и плодотворны. Можно ли быть уверенным, что явленная миру «Декларация идентичности русского народа» окажется катализатором гармонизации межнациональных отношений? Очень хочется ответить положительно, ведь без согласия и добрососедства в полиэтнической и многоконфессиональной России жить невозможно…

 

 

Теги: , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *