Мой дневник

13 августа 2013 года

Массу троечников приняли в вузы на бюджетные места

В вузах Южного Урала и России закончилась приемная кампания. Ее результаты удивляют и наводят на грустные мысли. Сообщается, что в Челябинске на технические специальности спокойно поступили закоренелые троечники. Например, в ЮУрГУ на металлургию проходной балл (сумма трех ЕГЭ) – 118, на геологию – 112. В ЧелГУ на математику и физику тоже пришли не отличники и хорошисты. Даже на продвинутое направление «Наноинженерия» можно было пройти, набрав 169 баллов. Высшее образование за бюджетные деньги сейчас будут массово получать люди, уровень знаний которых не соответствует статусу учебных заведений. Каких специалистов мы получим на выходе? Кому нужно такое «всеобщее высшее образование», когда не хватает рабочих высокой квалификации и специалистов, окончивших средне-специальные учебные заведения?     
Для начала поясним, что такое 112 и 118 баллов. Раньше самой высокой оценкой была пятерка. 50 процентов от нее, 2,5 балла – тройка. Сейчас высшая оценка за один экзамен – 100 баллов. Значит, 50 баллов – это уже тройка. А сегодня у нас 60 баллов, то есть твердая тройка, считается хорошей оценкой! Три тройки – 150 баллов. Это мало, но все равно больше упомянутых 112 и 118 баллов!
СтуРаньше в высшие учебные заведения и хорошисты (у кого нет троек) не все попадали. О ребятах с другими оценками и говорить нечего. Они спокойно шли в техникумы и ПТУ, служили в армии, а затем, если было желание, проходили через годичный рабфак в вузы. Затем, еще в советское время, у нас было принято политическое решение о всеобщем среднем образовании. Способен человек или не способен – его тянули до аттестата. Но жизнь корректировала волю и максимализм партии и правительства: о вузе такой выпускник не помышлял, он шел туда, где были нужны его знания и умения, за которые получал почет и хорошую зарпалату.  И все, и отличники с хорошистами, и троечники с двоечниками, относились друг к другу с уважением и пониманием. Ясно было, что выпускник университета не встанет у токарного станка и не будет комбайнером. И квалифицированный рабочий, придя на встречу выпускников, чувствовал себя равным среди одноклассников с высшим образованием. Это было естественно и правильно. А затем наступило наше время. Никто никаких красивых волевых решений не принимал, лозунгов не писал, но по факту мы сейчас имеем «всеобщее высшее образование»! И речь, как видим, не только об учебе на коммерческой основе.
Сту3«Дались вам эти троечники, — сказал мне один из вузовских руководителей, — это же наши дети. Сколько их сейчас есть и какие они есть, таких и принимаем». Действительно, жизни идет, и кто-то же должен быть инженером-металлургом, геологом и т.д. Какой есть в стране контингент, такой и будет в этих профессиях через пять лет. Нельзя допускать того, что они останутся без людей! Логика понятная, но вопросов не становится меньше.
Реформа образования, вокруг которой в последнее время кипят страсти, должна выявить эффективные и неэффективные вузы. В числе прочих показателей там есть средний балл ЕГЭ поступающих. Причем тут мы, возмущаются менеджеры учебных заведений, это школа дает таких выпускников. «Наша задача – научить этих ребят так, чтобы они окончили университет с красными дипломами», – говорит ответственный секретарь приемной комиссии одного из челябинских вузов. То есть троечников, попавших в престижные учебные заведения, будут изо всех сил тянуть! Дотянут ли? По опыту прошлых лет известно: ребята-однокурсники жалуются, что слабые студенты мешают учебе, тормозят процесс. То есть мы и троечников не дотянем и хорошистам с отличниками помешаем… Не зря говорят, что у нас теперь есть люди с высшим образованием и люди с дипломом о высшем образовании.  
А действительно ли есть такая потребность в этих специалистах? Кто это изучал и прогнозировал? Не обнажает ли за массовый прием троечников стремление вузов во что бы то ни стало сохранить бюджетные места и свои позиции на образовательном рынке? Я слышал, что Минобр сейчас будет мониторить высшие учебные заведения по Сту4трудоустройству выпускников. Если выявится, что они не работают по специальности, то станет ясна цена всех правильных слов вузовских руководителей о том, что стране нужны кадры и будем их лепить из того «материала», какой есть. И тогда реформируются вузы, закроются «ларьки по выдаче дипломов» и высшее образование снова станет не всеобщим. И многие выпускники школ пойдут учиться на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которых у нас действительно не хватает.

В последнее время у нас в России профанация проявилась во многих сферах, но из высшего образования ее надо грамотно вытеснять, от этого зависит будущее страны. Мы не можем допустить, чтобы троечники утянули Россию назад…     

       

Теги: ,

Комментарии(1):

Добрый день. Могу ли я использовать цитату Вашей статьи в нашей газете Восход(Аргаяш). К сожалению, серьезных размышлений по серьезным проблемам у нас не найти. Давать "дежурных" лиц в рубрике "Цитата" очень не хочется. А тут самое то. Если Вы, конечно, позволите. Если Вы согласны, как правильно нужно Вас представить? Дать ли ссылку на Ваш блог? Поскольку до сих пор я, как главный редактор, не сталкивалась с таким вариантом, то буду признательна, если Вы научите меня, как правильно это делать. Спасибо!

Римма Хибатуллина 15 августа 2013 года
Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *