Мой дневник

21 марта 2014 года

Крымское зеркало. События на «острове везения» отразили лицо нашего грешного мира…

Полуостров Крым все-таки cтал островом. Но если в известном фантастическом романе Василия Аксенова Остров Крым«Остров Крым» он превратился в изолированное русское государство в теле набирающей силу советской России, то в наши дни эта земля неправильной формы протянула свою просящую «руку» в сторону Краснодарского края и России. И Родина-мать ее увидела. Процесс «вхождения в состав» шел напряженно и драматично. Можно сказать, что в нем, в этом своеобразном крымском зеркале отразился весь мир: россияне, украинцы и западные люди.

Социологические опросы показали: девять из десяти жителей нашей страны согласны с тем, что Крым стал частью РФ. О том, что думают остальные десять процентов граждан России, можно писать очень много и долго. Один обозреватель называет патриотический подъем в стране чудовищным и ждет чего-то страшного. Другой пишет про свою страну так, как не сможет иной западный коллега. Вижу сомнения в глазах моих старых знакомых, которые раньше имели ясный и определенный взгляд на происходящее. И сам встаю перед выбором: кто я — космополит или россиянин? Присушиваясь к себе внутреннему и слышу Россию, ибо я — типичный русский человек, это мне в Женеве сказали, когда в 1999 году iездил в ООН после конкурса на тему миграции. В итоге сформулировал для себя так: я россиянин, любящий и обнимающий весь мир.

Не меньше эмоций и мыслей возникает при разговоре об украинцах. Очень тронуло письмо Александра Бабича, историка и документалиста, автора сценария 500-серийного фильма «История Государства Российского». Он высказывает обиду и авторитетно заявляет, что никаких фашистов на Украине нет. Чтобы мы убедились в этом, Бабич приглашает россиян в гости. Правда, теперь, когда заявлено о введении виз, не совсем понятно, как можно приехать в незалежную.

Вот такое «стереокино». Оно не дает соблазнительной возможности сделать быстрые и однозначные выводы. Но мы никуда и не спешим. Поэтому будем смотреть, думать и делать выводы — небыстрые и неоднозначные…

 

Встречаем людей с «острова»

Глядя на то, как Россия встречает крымчан, я вспомнил свое возвращение в родную страну в 1996 году.

На торжественном заседании в Георгиевском зале Кремля, где Президент РФ Владимир Путин выступал с речью, сразу увидел живые человеческие лица, особенно женские. Поначалу подумал, что это какие-то наши депутаты, а потом понял – крымчане! Они так эмоционально реагировали на происходящее, их глаза сияли таким счастьем, что это невольно выделяло их из ряда наших государственных мужей и дам, привыкших «держать лицо».i (2) Поразил всех и мэр Севастополя Алексей Чалый, пришедший в Кремль (где свой дресс-код) на подписание договора о вхождении в состав России в свитере. Все объяснили тем, что он народный глава города, и вообще это новое демократическое лицо российского чиновника.   

Контраст был заметен и на митинге на Красной площади, начавшемся сразу после торжества в Кремле. Ведущий со звездой героя надсадно старался зажечь собравшихся лозунгом, ритмично выкрикивая: «Мы – вместе! Мы — вместе!», но дежурные патриоты поддерживали его слабовато. Камера выхватывала хорошие лица, но единодушного скандирования, так, как в Крыме и на Украине, не получалось. Затем перед участниками митинга выступили председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, премьер-министр Сергей Аксенов и Алексей Чалый. Общий гул в ответ на их слова тоже был неубедительным. «Фальшивенький какой-то митинг», — сказала чуть позже одна моя знакомая. Я думаю, фальши тут не было, просто собравшиеся активисты партий, общественных организаций не смогли внутренне прочувствовать значимость происходящего. И выражали свою поддержку, как умели. Хорошо, что их «для выразительности» не заставляли это делать более активно, натужно и неестественно.

Тут я и вспомнил свое возвращение. Тяжело пережив распад большой страны, мы решили переехать из i (3)Казахстана в Россию. Это был волнительный момент, а на месте оказалось, что никто нас тут особо не ждет. Россияне практически безболезненно перенесли разрушение великой державы, многие почти не заметили его – в их сознании ничего не изменилось. Поэтому наши эмоции, патриотический  и романтический настрой были им непонятны. Некоторые люди чувствовали дискомфорт от «вторжения» в собственную жизнь каких-то иных русских.   

Вслед за дежурным приветствием на митинге последовали другие «гостеприимные» жесты. Нашим согражданам порадоваться бы вместе с крымчанами, ободрить их, но вместо этого они спешат вывалить на них свое недовольство жизнью. В одной из социальных сетей счастливых людей с «острова везения» огорошили таким пассажем: «Крымчане, вы сделали выбор в последний раз, теперь у вас не будет выбора». И дальше – описание того, как у нас в России все недемократично и т.д. В этом же духе выдержаны вопросы журналиста оппозиционного издания первому вице-премьеру правительства Крыма i (7)Рустаму Темиргалиеву: «По вашему, крымчане готовы жить по тем правилам, которые сложились в России? И первое, чего вы лишитесь, — это прозрачных выборов, избираемой местной власти, неподконтрольных СМИ». Темиргалиев ответил хорошо: «Вы знаете, крымчане ментально очень похожи на среднестатистических россиян. И если россияне все это приемлют – значит, и мы будем уважать и соблюдать эти правила… Если вы думает, что Крым в составе Украины имел какие-то серьезные полномочия и свободу, то вы заблуждаетесь».

 

О национальной гордости россиян

После подписания договора о вхождении Крыма в состав России мы были готовы к санкциям Запада. Их ждали, поскольку в «цивилизованном мире» не захотели увидеть ни радостных лиц крымчан, ни их единства при определении своей судьбы. Не захотели применять к счастливому «острову» право наций на самоопределение. i (4)Не захотели услышать оценки международных наблюдателей… И чем больше на Западе говорили о санкциях, тем спокойнее наши люди к ним относились. Тут дело не только в том, что большинство граждан «цивилизованного мира» и их бизнес не заинтересованы в санкциях (сами от них пострадают), а в том, что они привыкли к комфорту, более чувствительны к его нарушению. У нас же выживаемость и устойчивость выше. Нам не привыкать сосать лапу.

Мы были готовы и к переговорам. Как ни странно, это вызвало недоумение у наших же журналистов. Александр Минеев пишет в «Новой газете»: «Для чего российская власть оставляет переговорное окно: для дипломатической торговли с Западом или вторжения в восточные регионы Украины? Сценарий вторжения не выгоден никому, но сами публичные заявления МИД РФ по поводу «защиты прав» русских на востоке Украины чрезвычайно туманны и содержат в себе скрытую угрозу».

Я в МГИМО не учился, но твердо знаю, что всегда надо стремиться к переговорам, к диалогу. Делать ставку только на силу – это какой-то доисторический подход. Странно, что либеральные журналисты этого не понимают (кстати, осенью 2007 года, когда я ездил в Брюссель по приглашению Еврокомиссии, мы с Александром Минеевым пили пиво в одной компании в ресторанчике на главной площади столицы Европы). Слова «защита прав» автор взял в кавычки. Многие везде видят двусмысленность и неискренность.i (5) «Россию теперь боятся». Не надо нас бояться, мы никому не угрожаем и на чужое не претендуем. Россию надо уважать и строить с ней партнерские отношения. Мне не нравится западная логика, когда ты либо друг (согласился с ними, знающими одну единственную истину для всего мира), либо враг…

Александр Минеев далее пишет: «Кто в XXI веке в цивилизованном мире согласен проливать кровь не за ценности, а за территорию?» Значит, есть россияне, для которых защита русского мира не представляет ценности. Таких людей остается только пожалеть — они смотрят на мир чужими глазами. Естественно, их настораживает пробуждение национального самосознания. Они высказывают озабоченность по поводу того, что «вместо марксистской идеологии российская власть вооружена эклектичной, но уже популярной в массах имперско-националистической мировоззренческой системой» (из редакционной статьи газеты).   

Я бы предложил коллегам взглянуть на процесс формирования национальной идеи не с узко-политической, а с культурной, гуманитарной платформы. Попытаться понять, что в России возрождается не националистическая, аi (6) многонациональная идея, что именно в этом многообразии и единстве народов — суть нашей культуры и цивилизации. Без этой великой пестроты не было бы такой страны! Если коллеги это поймут, у них уменьшится озабоченность, спадут шоры и многое в сознании встанет на своим места. Именно такая Россия возвращается в большой мир, возвращается со своей великой гуманитарной миссией. А то, что наша страна приросла территорией и, по оценкам историков, политологов, стала самостоятельной силой, равновеликой совокупному Западу, только поможет развитию ее многонациональной культуры, способной возрождаться и по-своему перерабатывать заимствованное. И тем, кому дороги политические свободы (право выбора, свобода высказываний, уважение к справедливому закону), кто сейчас засомневался в устойчивости этих институтов, могу сказать, что формирующаяся у нас национальная идея их, конечно же, не отменяет. Напротив, она придает правам и свободам дополнительное культурное и духовное наполнение.

 

 Достойны ли мы исторического момента?

Говорят, российское общество давно не было таким единым. «Мы видим фантастические цифры, ни по одному вопросу не было такого единодушия. Это уникально», — заявил президент Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) i (8)Александр Ослон на пресс-конференции, на которой шла речь об итогах совместного исследования ФОМ и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его словам, в ходе телефонного опроса, проведенного с 14 по 16 марта во всех регионах России, 91 процент респондентов ответил положительно на вопрос «Согласны ли вы с присоединением Крыма к Российской Федерации в качестве субъекта?» Пять процентов ответили отрицательно, четыре затруднились. Объем выборки составил 48 тысяч 590 респондентов, от 300 до тысячи человек в каждом из регионов России.

Но россияне не были бы самими собой, если бы все шло так просто. Многие мои знакомые в растерянности, они не знают как себя вести, как реагировать на происходящее. Говорят, история опережает мышление, в революционную пору сначала идет действие, потом – объяснение и осмысление. Другие произносят сакраментальное «эта страна» и изолируют себя от происходящего. И я понимаю, что это не позиция, а проявление гражданского инфантилизма. Другая его форма проявляется, когда говорят: присоединив Крым, мы сделали хорошее дело, но сделали это как-то не так. Но можно ли было в критической ситуации, на которую нельзя было не реагировать, совершить какой-то иной шаг?! В отличие от наших сомневающихся, у украинцев в глазах – убежденность, вера в свою правоту и сила. Глядя на лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, я вижу такую же подкупающую решимость, какая была у лидеров чеченских боевиков…

Оппозиционная газета опубликовала редакционную статью «После Крыма». «Российская власть изначально была готова к последствиям присоединения Крыма, — говорится в ней. — Небывалый i (9)«патриотический» подъем, сопровождавшийся ростом рейтингов первого лица, оказался для истеблишмента важнее всех возможных международных и финансовых рисков». После всего услышанного и увиденного меня уже не удивляют кавычки в слове «патриотический». В то же время отчетливо понимаю, что патриотизм граждан моей страны действительно важнее всего. Но другие авторы видят в нем какую-то угрозу.

«Интервенция в Крыму может оказаться прологом к таким грандиозным событиям в самой России, что скоро о ней самой будут вспоминать как о второстепенном историческом факте, — пишет обозреватель Интернет-ресурса Владимир Пастухов.Вмешательство России в гражданскую войну в Украине (а, скорее, провокация этой войны) вызваны не столько внешнеполитическими причинами (экономические интересы России в регионе, геополитическая стратегия Москвы, исполнение гуманитарной миссии и так далее), сколько причинами внутриполитическими. Агрессия — это реакция на предреволюционную смуту в самой России, своего рода игра Владимира Путина на опережение». Насчет предреволюционной смуты – явное преувеличение. Да, народ часто не восторге от власти, и это нормально. Искренний протест против лжи и коррупции можно видеть и у московских «болотных активистов», и у жителей глубинки. Но есть ли у людей такой решительный настрой, чтобы начать штурм властных цитаделей? Мне кажется, вопрос риторический. Наверное, Россия уже выбрала свой исторический лимит на революции, да и Западу после всего, что он успел натворить, нас не раскачать.   

i (10)Далее уважаемый московский автор пишет: «Горечь от потери Крыма находится за пределами рационального восприятия и живет практически в каждом русском сердце. Поэтому Путин не просто послал войска в Крым. Он повернул ключ зажигания в национальном подсознании, мгновенно введя население огромной страны в состоянии аффекта. Как только были произнесены сакральные слова «Крым» и «война», в душах десятков миллионов людей включился «основной инстинкт» и раздался «рев племени». И теперь этот «рев племени» стал объективным фактором, определяющим общественно-политическую обстановку в стране. Одним движением политического тумблера народ был переведен из одного психологического состояния в другое, и теперь всем надо привыкнуть жить с другим народом. Первыми новый настрой почувствовали на себе СМИ, вынужденные одно за другим отключать функция комментария из-за перехлестывающей через край ненависти. С сегодняшнего дня истерическое состояние аффектированных масс – это объективная реальность русской жизни».

Интересное все-таки у автора представление о сложных живых людях, своих соотечественниках. Оказывается, их состояние можно переключить «одним движением политического тумблера». Насчет «истерического состояния аффектированных масс» — тоже явный перехлест. Выше я уже писал о митинге на Красной площади в столице.i (11) Примерно такая же акция была организована в Челябинске, нечто подобное происходило и в других городах. Это обычная политтехнология. Надо показать картинку поддержки – организуем, снимем и покажем. Тут не истерика, а штатная ситуация, работа партий и общественных организаций. Я знаю, что представителей городов и районов и студентов просто посылали на митинги по разнарядке. Раньше в СССР так поддерживали Анжелу Дэвис, Кубу и т.д., а сейчас – присоединение Крыма. Поэтому мне странно читать следующие талантливые строки: «Проблема состоит в том, что ввести общество в аффектированное состояние легко, но вывести его из этого состояния практически невозможно… В обществе порождены аппетиты, удовлетворять которые придется ежедневно, скармливая патриотам одну жертву за другой. Демиург черной революции превращается теперь в ее раба. Он должен следовать уже не своей логике, а логике больного воображения порожденного им чудовища… Россия второй раз в течение ста лет оказалась у последней черты».

Крымское зеркало еще раз показало: как только в России произносится слово «патриотизм», тут же возникает какая-то ложная и сильная эмоция. У нас считается, что если ты патриот, то обязательно должен быть истеричным городским сумасшедшим или лживым, наглым и пресмыкающимся перед властью существом. Да, есть немало людей, которые возбуждаются от малейшего прикосновения политического ветерка или любят родину, так сказать, профессионально. Но не они определяют сейчас погоду, а совсем другие. Это те наши сограждане, которые просто делают свое дело, любят свои семьи и место, где стоит их дом. И любят большую Родину, видят ее и себя в культурно-историческом и современном мировом контексте.i (12) Именно эти люди, живущие тихо и достойно, и являются главной опорой страны, государства. В ответственные периоды они говорят свое веское слово. Такие сограждане понимают, что легче всего отделиться от государства, от политики. Но они не считают, что происходящее сейчас — только дело власти. Да, до какого-то момента можно и нужно говорить своей власти правду, критиковать ее. Но можно заиграться и пропустить момент, когда твои смелые нападки превращаются в предательство, и не власти даже, а своей страны и себя.

И тем, кто судит о достойных гражданах своей страны, употребляя рядом слово «чудовище», надо снимать интеллектуальные шоры и учиться разделять формальный и искренний, ответственный патриотизм. Учиться по-настоящему понимать свою страну и ее людей. Да, несмотря на дежурную и безумную поддержку «партии и правительства», невразумительное скандирование на митингах, в гуще нашего народа действительно заработали какие-то сакральные механизмы, стали действовать i (13)внутренние культурные коды, побуждающие поступать по справедливости и кодексу чести, не всегда ясно прописанному в законах. И в кодах этих читается новое осознание того, что русские и другие этносы России-Евразии обладают божественным даром объединять народы, многим жертвовать во имя великого единения и развития культур. Именно в такие дни и так проявляется сила духа нации. Именно в такие дни мы начинаем понимать, кто мы, понимать, что мы живем в великой стране, что мы, если речь о близкой мне творческой интеллигенции, — не космополитическая богема, а граждане России. Мы помним имя свое. И, продолжая свой путь, берем с собой все самое лучшее, сокровенное, а от дурного, наносного (от отношения к человеку как к расходному материалу) избавляемся . И когда в такие дни люди из других республик видят кого-то из нас в пьяном и непотребном виде, они совершенно справедливо саркастически вопрошают: «Это и есть представитель великой страны?»

Но, общаясь со знакомыми, заглядывая в социальные сети, я прихожу в тихое уныние от того, на каком уровне все понимается и обсуждается. Люди топчутся вокруг политических интересов и интриг, дежурно стебаются над депутатами и чиновниками. Я считаю, что все эти оценки и акценты – мелкие, недостойные исторического момента. Так кто мы?! Народ?! Гражданское общество?! Или сборище людей, рожденных в огромной стране и не знающих, чего им надо?!..  

 

Поедем искать фашистов?

Письмо историка и документалиста, автора сценария 500-серийного фильма «История 1003578_881777325181855_1662972919_nГосударства Российского» Александра Бабича тронуло меня до глубину души. Вот оно:

«Украинцы бывают двух видов: плохие и очень плохие!
Этот вывод я сделал, на протяжении последних трёх дней, мазохистски, просматривая российские телеканалы (простите, до этого не имел такой возможности: в моём доме, который пару недель назад сгорел, не было «зомбоящика». А тут, переехал с семьёй на съёмную квартиру, а там этот мерзкий предмет имеется).
До этого я пребывал в святом неведении, что у нас есть шанс убедить россиян в том, что украинцы — это люди, имеющие право на своё мнение, территорию, государство, язык, историю… Что среди них попадаются люди образованные, толерантные, интеллигентные… Сегодня мои иллюзии развеялись окончательно.
Ложь, поставленная на конвейер, жёстко уложенная по полкам каждого из каналов, грубо и нелепо слепленная из чего-нибудь… Адский пропагандистский каток, подавляющий всё и вся! И это только три дня!!!
Вот что я видел.
— Министр обороны Шойгу, говорит, что в «Крыму российских войск нет», и тут же, какие-то «российские военные эксперты» начинают в прямом эфире живо доказывать, что «у солдат, заблокировших украинские части, не российская форма, не российское оружие, на автомобилях не российские номера». И фигня, что ни в Украине, ни в мире, такого сочетания оружия, техники и амуниции больше нет, а парни сами признаются, что они россияне! ИХ ТАМ НЕТ!!! И, пипл хавает!
— «Мы не будем говорить с незаконным правительством в Киеве! Этих преступников выдвинул Майдан! Это нелигитимно!» — говорят руководители России. И плевать, что нашу Верховную Раду (хреновую и бандитскую, но совершенно конституционную, выбирал весь народ страны, на законных и полноценных выборах, ещё полтора года назад). И уже эта Рада сейчас, в силу того, что осталась единственным (после побега убийцы и бандита Януковича) всенародным органом власти, формировала Кабмин, избирала и.о. Президента и т.п. Зато правительство Крыма, выбраное толпой на площади Симферополя — это «законный орган», и его решения о референдуме по отсоединению Крыма — это «безусловно в правовом поле».
— «Правый сектор и фашисты-бандеровцы убивают русскоговорящих людей в Крыму и на Юго-Востоке Украины». И ничего, что ни одного подобного случая ни в Крыму ни по Украине не зафиксировано! «Но ведь это может случиться!» — кричат какие-то толстые дядьки с экрана. «Надо водить войска и защищать русских». Эй, дяди и тёти: гипотетически, в любой точке Земли, могут начать убивать русских (и даже на Марсе, если туда полетит россиянин). Давайте везде вводить российские войска. И не забудьте срезать знаки отличия. Пусть на Марсе вас принимают за «силы местной самообороны».
- «Крым всегда был и есть русский». А Калининград — прусский! А Сахалин — японский. И что? Давайте вспомним, что Москва была монголо-татарской, и отдадим её не таджикам, а монголам!
— «Майдан — это убийцы и террористы, поднявшиеся против законной власти». Вы эту ЗэКонную власть у себя видели? Он там где-то у вас прячется. Его свергнуть и судить надо было ещё несколько лет назад. Мы ещё долго терпели! А «убийцы и террористы Майдана» — это теперь гордость украинской нации. О них ещё долго будут песни слагать. Хорошие песни.
— «Они сами не смогут вытянуть Украину из экономического и политического хаоса», — заявляют «авторитетные эксперты». А ДАВАЙТЕ МЫ ПОПРОБУЕМ! Вы удивитесь, но у нас есть и украинские экономисты, и политологи, и дипломаты, и квалифицированные управленцы… Мы попробуем! Можно, россияне???
Знаете, что самое страшное: отношение к украинцам, звучащее с российских экранов и коментов в Интернете, балансирует на грани — между отвращением, как к тараканам неразумным, и ненавистью, как к фашистам в 1943-м. То есть нас слушать и слышать нельзя, и незачем! Нас можно только убивать. А убивать тараканов и фашистов легко. Их не жалко, они же — неразумные и ублюдочные по определению.
Вот такая страшная история: для большинства верноподданных граждан РФ мы — «фашисты», а разве должна «дрогнуть рука русского», убивающего фашиста???
Россияне, выключите телевизоры, сядьте в поезда и самолёты и приезжайте ко мне в Одессу, или во Львов, Киев, Крым. Пройдитесь по тихим улицам, поговорите с людьми, послушайте наши песни, поешьте нашего борща. Давайте услышим друг друга. Здесь нет фашистов!!! Нет и не было! Ну последних 68 лет — точно. НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
КААААААААААААК вам об этом прокричать???? В каждое ухо, в каждую вашу душу????? Ели не сделаете это сейчас, то следующий шанс выпадет уже лет через 10.
События наворачиваются как снежный ком. Массмедиа обеих стран нагнетают дальше и больше. Вы уже оккупировали (а, не освободили!!!) Крым. Что дальше? Вы будете нас убивать???? А отдача не замучает??? Нам всем нужен мир, умерьте великодержавные амбиции и задумайтесь о завтрашнем дне наших двух стран и двух народов.»

Вот такое письмо. Я услышал его автора. Действительно, ситуация отвратительная, когда в стране, где живет культурный, развитый народ, начинают решать дела представители других государств. Кто в этом виноват? Только москали? А разве не сами украинцы запустили в свой огород i (14)западных политиков? Разве не сами они с ними советовались и советуются, ездили и ездят на консультации?! Разве они не превратились в марионеток?! Тогда логичнее не у нас, а у Запада попросить свободу для самостоятельных шагов…

Еще раз хочу повторить: я с самого начала видел, что в украинской революции искренне участвуют люди, которые больше не захотели мириться с коррумпированным режимом. Видя это, мы поддерживали в том числе и преодоление на Украине неприглядных черт нашего, российского, государства. Когда Президент РФ Владимир Путин в своей речи в Георгиевском зале Кремля критиковал свергнутую украинскую власть, я думал, что в России много похожего. Ряд деятелей, сидящих в это время в величественном зале, стоило бы проверить на предмет коррупции. Только так мы можем уменьшить число «национал-предателей» (это словосочетание из речи главы государства многих зацепило) и сузить ряды пятой колонны…

Но в это же время я с ужасом понимаю, что без боевиков, сформировавшихся на русофобских идеях и подготовленных на западные деньги, прогнившую власть было не свергнуть. И теперь эти люди чувствуют себя героями. Разве нет?! i (15)И неужели Вы, уважаемый Александр, историк и кинодокументалист, не видите главного?! У тех, кто стали героями Майдана и нации (или части нации), есть официальное уставное приветствие Украинской повстанческой армии Степана Бандеры. Выкрикивая «Слава Украине!», они выкидывают правую руку вперед и немного в сторону, чуть выше головы. Неужели вам, культурным и грамотным украинцам, жаждущим свободы и самостоятельности, это ничего не напоминает?! Да, к нашему величайшему ужасу, так они, ваши герои, причащаются к народной истории, сохранившейся в Западной Украине. Тут действительно свои ценности и свои герои. Это нас, россиян и западных украинцев, трагически разъединяет. Разъединяет это западенцев и с Европой, где у неонацистов свое место. Она просто не понимала, кого поддерживала. А если понимала, то вообще нет слов…

Мы, россияне, знаем и любим совершенно другую Украину, неважно какая она – западная или восточная. Произошло трагическое. Коррумпированную власть свергли благодаря таким вот отрядам. И теперь они «оккупировали» Украину, а ее граждан, цивилизованных и культурных украинцев, взяли в заложники. Или я опять по-москальски не прав?! Согласитесь, тут два варианта. Либо наши братья поддерживают свои националистические отряды и разделяют их экстремистскую идеологию, либо просто боятся говорить что-либо против. Может, я не все знаю, НО НЕ СЛЫШАЛ, ЧТОБЫ ДЕЯТЕЛИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОСУДИЛИ СВОЙ ДОМОРОЩЕННЫЙ ФАШИЗМ И АНТИСЕМИТИЗМ!

Между тем, бандиты, исповедующие эти доисторические взгляды, захватывают банки и заводы, мотивируя революционной целесообразностью. Или приходят в виде пресловутой тройки и зачитывают ультиматум руководителям, состоящим в другой, не устраивающей их партии.i (16) А как должен реагировать нормальный человек, любящий украинскую культуру, когда ему показывают, как в кабинет руководителя Национального телеканала врываются странного вида деятели и, применяя насилие, заставляют его написать заявление об уходе?! И причина тут проста: оказывается, он показал выступление Президента России. При этом все сопровождается выкриками «москальская морда!» Эти слова звучат как плохая пародия, хотя все натурально…

Я не знаю, как глубоко симпатичные мне украинцы справятся со своей внутренней бедой. В этой ситуации радует одно: в социальных сетях у меня много украинских друзей, работающих в библиотеках и других учреждениях культуры. Там такие хорошие лица, такие славные дети!..

 

 

 

 

Теги: , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *