Мой дневник

21 февраля 2014 года

Азарт публичного бесстыдства

Ко мне подошел добрый знакомый Виктор Краев и с удивлением, возмущением и некоторым озорством сообщил о рассказе жены, которая работает учителем: «Вы представляете, подростки воруют что-то в супермарткете, а потом фотографируют эту вещь и выкладывают снимок в социальных сетях. Это у них считается геройством». Я поговорил с другим знакомым, который по возрасту недалеко ушел от школьников. Он рассказал, что есть группы подростков, которые забираются на административные здания, катаются на крышах вагонов и т.д. То есть ребята реально рискуют здоровьем и жизнью. А тут риск совсем другого порядка. «Есть ли у этой группы какое-то название?» — «Не знаю». Как оказалось, Виктор Краев вывел меня на довольно распространенное «общественное движение». i«Некоторые постоянно выкладывают в социальной сети фото своих «подвигов» в супермаркетах, — пишут журналисты издательского дома «Провинция». — Один такой любитель предпочитает воровать исключительно продукты премиум-класса: дорогое спиртное, икру, майонез из перепелиных яиц, сыр с плесенью». «Покупать надо товар недорогой: картофель, лук, хлеб, а в карманы и рукава положить что подороже, — делится секретами этот парень. — Во многих магазинах противокражных ворот нет, или они не работают. Если даже поймают, максимум что будет — посидите в подсобке у охранников, с мелочью никто не связывается».

Это не просто подростковые кражи, от которых страдает торговля (по статистике, примерно девять из десяти краж в супермаркетах совершают несовершеннолетние). Ребята, показывающие в Интернете собственное «геройство», уже достигли возраста, когда понимают, что воровство — морально осуждаемое и уголовно наказуемое деяние. Но они не скрываются, а действуют азартно и вызывающе, старательно выпячивают свои «подвиги». Такое публичное бесстыдство могло вырасти только на нездоровой общественной почве. И его сегодня можно наблюдать в самых разных сферах жизни.

 

Когда слышишь слово «бесстыдство», в голове сразу возникают картины и реклама, связанные с i (2)обнаженным человеческим телом. Я помню себя шестилетним. Автовокзал в райцентре Тюменской области, мы сели в автобус, чтобы ехать в свою деревню. И тут раздается истошный крик. Глянув в окно, вижу в луже придорожной канавы пьяную голую женщину. Она сидит в грязной воде, пытается встать, падает и выкрикивает что-то громкое и нечленораздельное. Это зрелище так не соответствует прекрасной летней погоде, моему настроению, тому, что у меня в кармане значок (звезда от солдатской пилотки), подаренный любимым дядькой, что я отворачиваюсь и стараюсь больше не смотреть на эту женщину. Потом она будет являться ко мне во снах и назойливо называться Россией…  

Бесстыдство в самых разных проявлениях сопровождало меня и дальше. Когда был студентом журфака УрГУ (Свердловск, ныне Екатеринбург), один мой друг в изрядном подпитии вышел на улицу, встал между легендарными общежитиями нашего университета (Большакова, 79 и 77), снял штаны и, играя причинным местом как на гитаре, стал орать: «За-па-а-д!!! За-па-а-д!!!» Такое у нас тогда было представление о жизни за «железным занавесом». И когда занавес этот спал, Запад нас не подвел. В числе прочего он стал экспортировать в Россию свою кинопродукцию. Вот типичный пример ее качества. «Агент 007 готовит публике бесстыдный сюрприз, — прочитал я как-то на сайте Utro.ru . - i (1)Актер Дэниел Крейг, чтобы удержать любовь зрителей, решил предстать перед ними в откровенном виде. После того как кадр, в котором Бонд выходит из воды в облегающих плавках, помог супермену прочно занять первые места в рейтингах самых сексуальных знаменитостей, актер собирается произвести на публику еще более сильное впечатление. «Я готов показать себя полностью, во всех деталях. Я не застенчив, и Бонд на моем месте тоже не стеснялся бы своего тела», — считает Крейг».

Я не ханжа, все понимаю, но предпочитаю, чтобы актеры завоевывают мое внимание не бесстыдством, а игрой, работой души.

Тема публичного бесстыдства давно переросла рамки «обнаженки» и секса. И вороватые подростки-хвастунишки – одно из ее проявлений. 

«Подростки, ворующие в супермарткетах и выкладывающие фотографии украденного в социальных сетях, хотят так самоутвердиться, — говорит i (3)челябинский психолог Александра Шигарова. – В этом возрасте мальчики и девочки стремятся казаться более взрослыми, успешными, они бравируют друг перед другом. Быть послушным, хорошо учиться, заниматься в кружках и секциях – это в их понимании не модно. А здесь – иное: я смог преодолеть страх, пошел на риск, не побоялся попасться. Они ведь воруют не простые вещи, а те, что для взрослых, качественные и статусные. Тем, у кого они есть, должны завидовать. Когда я была школьницей, было модно забрать портфель у более слабого и заявить от себе в классе как о самом главном. Когда нет настоящих занятий, когда ты не ходишь в секцию и не устанавливаешь рекорды, а хочется самоутвердиться среди сверстников, приходится идти на такой риск».

Да, подростки всегда самоутверждаются. Так было и во время моего детства и юности. В нашем райцентре это делалось с помощью кулаков. Такие ребята сбивались в группу, называли себя бичами (проще говоря, это гопники) и держали в страхе школу и всю округу. Те, кто утверждался по-другому, например, играл в школьном ансамбле, ловили и били. Но даже тогда воровство считалось позором. Я не могу представить, чтобы кто-то из так называемых бичей что-то украл, а потом начал похваляться. Сейчас эти ребята стали взрослыми мужиками, остепенились, многие превратились в глубоко верующих людей, некоторые спились. Как бы там ни было, но они выросли в обществе, где была ясная система нравственных координат. А нынешние подростки формируются во время, когда в общественной жизни их не стало.

i (4)Ребята попали на время назойливой рекламы, пиара, культа успеха и глянцевых секс-обложек. Это время, когда в прайм-тайм идут крикливые телевизионные ток-шоу, на которых с бесстыдным азартом обсуждают (а точнее смакуют, зарабатывают рейтинг) такие подробности личной жизни, которые надо скрывать от общественных глаз, доверять лишь специалистам. Все только и делают, что рассказывают об «отношениях», о своих сексуальных партнерах и устанавливают отцовство с помощью тестов. «Героев» таких передач в их местечках тоже начинают называть звездами. Как говорится, что крестьяне, то и обезьяне. Ведь самые обычные люди берут пример с настоящих знаменитостей, которые в личной жизни, к сожалению, далеко не всегда бывают образцом для подражания. В итоге их открытость перерастает в желание еще и еще раз засветиться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. Совершать бесстыдные поступки у нас становится не стыдно. Этим кичатся, на этом делают пиар. А как иначе, ведь после такого публичного раздевания ты интересен, востребован, тут рукой подать до новых выгодных контрактов…   

Когда на дворе – время публичного бесстыдства, а у человека нет здоровой семьи (опоры этого базового общественного института тоже изрядно подточены), если ему не объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо, то он, вырастая, вслед за старшими развращенными товарищами легко вовлекается в бесстыдные и прозрачные коррупционные схемы. На этой неделе разразился скандал в главном управлении молодежной политики Челябинской области, говорят, многие ребята для этого и идут во власть, считают происходящее …нормой. Такие молодые люди легко вовлекается в водоворот массовой культуры и всего, что она производит. А рядом стоят группы Femen и i (5)Pussy Riot (Пуси Райт). Как известно, активистки украинской Femen проводят свои акции, снимая с бея одежду в самых неожиданных местах. А девушки из «Пуси Райт» прославились глумливым скаканием и «пением» в Храме Христа Спасителя. Этим бесстыдным хулиганкам хватило бы 15-суточного наказания. Но власть не на шутку возбудилась, увидев в их панк-молебне угрозу православию и всей российской цивилизации. В результате за акт своего публичного бесстыдства девицы получили реальные сроки. Чрезмерное наказание повлекло за собой неадекватную популярность.

У каждого из нас есть вопросы к власти. Сейчас достаточно цивилизованных способов задать их, высказать свое мнение. Для этого совсем не обязательно устраивать цирк в святом месте. Но, к сожалении, наши красавицы не раскаялись, и продолжают взращивать свое бесстыдство. Перед Олимпиадой в Сочи их выпустили на свободу, и странных, ничего особенного не представляющих девчонок, принимали на Западе как правозащитниц, героинь уровня Александра Солженицына. Мало того, они приехали в Сочи, чтобы выступить с каким-то новым номером. И теперь полиция с них глаз не сводит – то допрашивает по поводу воровства в гостинице, то по поводу ударов плеткой (какой-то казак решил научить девушек Родину любить)…

iПри таком раздрае и настоящая культура дает сбои. Тут тебе и совсем не академические, откровенно сомнительные постановки в Большом театре, и непрекращающиеся скандалы на сценах других театров, и бесконечные коррупционные «премьеры» на политической сцене. Вроде все начальники ходят в храмы, но моральные регуляторы во власти и обществе работают хуже и хуже. Все это не могло не породить публичного воровства подростков, которое на общем фоне может показаться невинной шалостью и даже каким-то абсурдным протестом против происходящего.

По части публичного бесстыдства россияне точно уже интегрированы в западный мир. Мы сейчас находимся в таком состоянии, когда надо напоминать о собственных базовых iпонятиях. Словари говорят: стыд — это отрицательно окрашенное чувство, объектом  которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. А бесстыдство — это отсутствие стыда; пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость; желание не обращать внимания на то, что для окружающих, которые не сделали тебе ничего плохого, твое поведение тягостно, огорчительно, вредно.

Давайте будем помнить об этих простых истинах.

Теги: , , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *