Мой дневник

3 мая 2014 года

Преграды на пути евразийской идеи. Актуальные пометки на полях

На Украине происходят страшные события. Вчера в Одессе национал-радикалы «Правого сектора» спровоцировали столкновения на улицах города, подпалили палаточный городок на месте Куликова поля. Затем они заперли и подожгли здание профсоюзов, в котором находились сторонники строительства страны не по западно-западенскому, а по общеукраинскому принципу. Так поступали фашисты во время Великой Отечественной войны. Люди задыхались, горели заживо, выпрыгивали из горящего и запертого здания, спасшихся националисты избивали. По данным горсовета, погибли 43 человека, 174 травмированы. iПроизошедшее уже называют Одесской Хатынью… А в Краматорске и Славянске началась общевойсковая операция. Причем в Славянске армия пошла на штурм в 4 часа утра – опять напрашивается аналогия с фашистами, напавшими на СССР в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Мирные жители стеной вставали на пути БТР. Украинский солдат, призванный из Ивано-Франковской области, в интервью западному журналисту сказал, что готов стрелять – «сепаратист мне не брат»…

На трагедию в Одессе отвратительно неадекватно отреагировали украинские майданные власти и политики. Глава администрации и.о. президента в телеэфире улыбался, другие произносили слово «победа». Одесская Хатынь болью отозвалась в миллионах сердец. В Москве люди нескончаемым потоком идут к посольству Украины, кладут цветы, зажигают свечи. Дипломаты незалежной ведут себя неадекватно — к соболезнующим не выходят, двери посольства не открывают. Как будто это не их трагедия… Весь Интернет наполнен нашей общей болью. Хочется процитировать стихи дагестанской поэтессы Марины Ахмедовой:

 Одесская Хатынь

– Что горит там?.. Ты знаешь?
– В нашу память мосты…
Полыхает, товарищ,
Адским жаром Хатынь.

Заграничные бесы,
Чтоб самим им сгореть,
В православной Одессе
Жгут людей на костре.

В обезумевшем мраке,
В наркотической тьме
В бой идут вурдалаки
С гонораром в суме.

И не верится в чудо,
И война – мать родна…
И в сплошного Иуду
Превратилась страна.

В этой драке без правил,
Чемпионом не стать,
Даже если натравят
Снова сына на мать.

И распнут, как на пяльцах,
Свою совесть и честь…
Но в обугленных пальцах
Всё же ленточка есть.

 

Агрессии украинских марионеток Запада (неужели там и сейчас ничего не поймут?!), упрямо не желающих слушать и слышать жителей Юго-Востока, и всей атлантической глобализации можно противопоставить нашу общую убежденность в правоте великой евразийской идеи. В последнее время евразийство как концепция и как национальная идея все чаще становится предметом обсуждения на самых разных политических и общественных уровнях. Не стала исключением и минувшая неделя. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил в главной библиотеке Московского i (1)государственного университета. Этой речью Нурсултан Абишевич отметил 20-летие с того момента, как он выдвинул на постсоветском пространстве идею евразийской интеграции. К сожалению, за это время произошло не так уж много изменений. А политический лидер российского евразийства, доктор политических наук Александр Дугин опубликовал статью, в которой в качестве главной причины сдерживания идеи назвал высокопоставленных чиновников прозападного толка в окружении Президента РФ Владимира Путина. Наблюдение интересное, но причин, тормозящих естественное продвижение этой концепции развития одной шестой части земной суши, к сожалению, гораздо больше. Попытаемся их хотя бы обозначить. Помимо сказанного, это: страхи в бывших республиках СССР, слабая проработка евразийской концепции, влияние украинского кошмара, проблемы государственного строительства и внутри каждого из нас.

  

Великое противостояние

Мне, как, наверное, и многим другим россиянам, долго не хотелось принимать такой взгляд на мир. Уж как-то слишком просто все получалось у его сторонников. Но события последнего времени настойчиво подталкивают к пониманию того, что в мире было и есть Великое противостояние цивилизаций – Западной и Евразийской. 23 года назад  Запад развалил СССР, а сейчас старается методично и цинично довести этот процесс (пока — в одной части) до полного краха. Доктор политических наук, лидер политического i (2)евразийства России Александр Дугин, продолжающий традиции целого ряда общественных мыслителей России, отмечает, что эта концепция четко и недвусмысленно признает наличие радикальной конфронтации между Россией, с одной стороны, и США и зависящими от них странами НАТО, с другой. «Данная конфронтация, однако, в отличие от советского периода, не может быть описана в идеологических терминах, так как и Россия, и страны Запада являются демократическими обществами с капиталистической рыночной экономикой и преимущественно либеральной идеологией (индивидуализм, гражданское общество, свобода слова, передвижений, совести, права человека и т. д.), — отмечает Александр Дугин. — Не подходит и модель восточного христианства против западного, что предопределяло противостояние православной Российской империи и, ранее, Московской Руси, и католико-протестантской Европы. Сегодня и Россия и Запад представляют собой секулярные светские общества. Поэтому для точного определения природы этой конфронтации пригодна только и исключительно геополитика, рассматривающая мировую историю как планетарную дуэль цивилизации Моря (Запад) и цивилизации Суши (сердечная земля, Heartland, Россия), то есть как Великую войну континентов. В этом случае и оппозиция держав с различными христианскими конфессиями до Октябрьской революции, и идеологическая война между социализмом и капитализмом, и расширение НАТО на Восток в 90-е годы ХХ века становятся отдельными моментами более общего геополитического сценария, в котором воплощено неснимаемое противоречие между морским, торговым строем (Карфаген, Афины, Великобритания) и сухопутным обществом с героическими i (3)ценностями (Рим, Спарта, Россия). И именно после конца СССР геополитическая природа этого противостояния обнаружилась со всей наглядностью: наступила эпоха геополитики.

Геополитика районирует пространства и общества по своему главному критерию: одни земли, страны, политические и общественные движения относятся к цивилизации Моря, то есть к Западу, к Империи торгово-колониального типа; другие – к цивилизации Суши, к Империи консервативных ценностей. Границы проходят в политическом пространстве, что значит, они могут совпадать с целыми странами, а могут разделять их изнутри по линии цивилизационного выбора.

Зона американского влияния (Северная Америка, Евросоюз, проамериканские режимы и политические структуры во всём мире) – это область атлантизма, цивилизации Моря. Сухопутная цивилизация главным ядром имеет пространство России (это константа глобальной геополитики, вскрытая основателем этой дисциплины Х. Макиндером – «Кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир»), а также прилегающие к ней i (4)стратегические зоны. Эти прилегающие зоны могут тяготеть как к цивилизации Суши, так и к цивилизации Моря. В них действуют геополитические сети: в сторону России тянутся евразийские, то есть сухопутные, культуры и общества; в сторону США и НАТО – атлантистские, то есть морские. Украинская драма наглядно иллюстрирует этот закон геополитики: в этой стране геополитическая граница проходит ровно посередине – на Юго-Востоке и в Крыму народ наделён ярко выраженной евразийской, сухопутной, пророссийской идентичностью; на Западе и отчасти в Центре – проамериканской, атлантистской. Именно эта геополитическая полярность и стала причиной гибели незрелой украинской государственности в 2014 году. Пришедшие в ходе государственного переворота радикальные атлантисты немедленно столкнулись с жёсткой оппозицией в Крыму и на Юго-Востоке, что закончилось уходом Крыма в Россию и гражданской войной».

Интересно, что Александр Дугин уверенно, как о данности, пишет о гибели украинской государственности и гражданской войне. Мы с такой трактовкой не согласны. Мы не хотим гибели украинской государственности и гражданской войны. Точно так же не хотим гибели государственности всех других республик бывшего СССР. В наших заметках речь идет о внутренней идее для России, которая может стать общей идеей для суверенных стран, если они объединятся в Евразийский Союз. К сожалению, это в бывших советских республиках не всегда понимают и принимают. И сочиняют страшилки о коварных планах России.  

 

 Страхи в бывших республиках СССР

 Недавно агентство Казинформ распространило мнение, что интеграционный процесс объединяет казахстанцев и повышает их конкурентоспособность. Его высказал известный политолог, президент Гражданского i (5)альянса Казахстана Нурлан Еримбетов на брифинге Службы центральных коммуникаций при Президенте РК в «Казмедиацентре».

«Очень здорово, что мы сегодня входим в такую большую конкурентную среду, — сказал политолог. — Я скажу вам вещь, очень для меня не банальную: эта интеграция объединяет нацию. Если мне раньше было все равно, как живет наш бизнес, каково положение наших банков, то сегодня я, естественно, уже переживаю и за наш бизнес, и за наши банки, за наших работодателей, за моих родственников. Потому что мы входим в конкурентную среду, и я, наблюдая за этим, становлюсь реальным патриотом. Ведь это все скажется на нас — на наших ценах, налогах. Будет общий трудовой рынок, и смогут ли мои родственники найти работу, быть конкурентоспособными».

Говоря о пользе конкуренции, Нурлан Еримбетов напомнил, что в прежние времена учеба в вузах Москвы и других российских городов становилась для казахстанской молодежи школой конкуренции. И молодые казахи хорошо учились, занимались спортом, читали книги, ходили на культурные мероприятия, старались хорошо одеваться. Политолог напомнил, что те, кто прошел конкуренцию в московских вузах, сегодня работают в Администрации Президента, в Правительстве — и, точно так же, конкуренция будет полезна для всего Казахстана.

i (6)Россияне примут такое мнение спокойно. Иное дело — восприятие казахстанцев. Их эмоциональные высказывания — самое интересное в материале Казинформа. Вот эти развернутые комментарии: «Сатқын. Не былжырайды, кешіріңіздер? Қайдағы конкуренция 300 жыл метропол метрополия болған мемлекетпен? Тек бодандықтың қамыты екенін біліп отырғой, ұлтын сатқан». («Продажный, что бормочешь «извините»? Какая конкуренция с государством, которое 300 лет было метрополией? Только хомут покорности, предатель нации»); «Құрметті Өмірзақ аға! Сіз нағыз қазақ болып, неге осы сатқынды жұмыста ұстайсыз? Самұрыққа жала жаппай қуып тастамайсыз ба мынау көкбетті! Көзі көк, беті қара адамдардан қорқу керек». («Уважаемый дядя Умурзак! Вы будучи истинным казахом, зачем держите этого предателя на работе? Почему вы не выгоните этого бессовестного? Надо остерегаться людей с голубыми глазами и черным лицом» (Словесный оборот. Означает предателей); «Қазақтар, арамызға кіріп кеткенарманжан секілді шіріктерге көңіл бөлмеу керек! Нұрлан сен сияқты Мәскеуден ШАЛАҚАЗАҚ болып келгендердің арқасында осындай батпақтан шыға алмай отырмыз! Сенбесең салыстыршы Қазақтар қайда Турция қайда ! Тіпті Грузия қайда Қазақ қайда ! АЛЛАҺТАҒАЛАМ берген байлықты дұрыстап игере алмай отыр!» (Казахи, не следует уделять внимание i (7)недостойным, находящимся среди нас. Нурлан, из-за таких, как ты шала-казахов (шала-казах — казах, плохо или вообще не говорящий по-казахски - Л.Л.), вернувшихся из Москвы, мы не можем выбраться из такого болота. Если не веришь, сравни — где казахи и где Турция, где Грузия и где казахи. Не могут правильно освоить богатства, данные Аллахом»); А вот короткие и ясные комментарии: «Иуда!»; «Пошел ты на х..!!!»; «Суку облить зеленкой! Зеленый человечек, увижу — плюну в харю, всем советую это делать!»; «Политическая проститутка»; «Вот такой х… вещает от имени казахов».

Масла в огонь подливает провокационное от какого-то ура-патриота (ура-идиота): «То, что 23 года назад стало называться случайно Казахстаном, есть исконно русская земля и неотъемлемая часть России, которая пока временно находится вне российской юрисдикции».

шахановА вот рассказ о лежащем в больнице писателе Мухтаре Шаханове, с которым я встречался в далеком 1992 году в Алма-Ате: «Навестила Мухтара Шаханова в больнице совмина. Дай бог ему здоровья! Взяла с собой айпад, чтобы показать в Интернете статьи, если будут нужные. Из того, что он просил, что-то нашла, что-то не нашла, видно, еще не вышло, но зато поиск по имени поэта показал, что его не оставляют в покое русскоязычные СМИ. Идут постоянные придирки, как только Шаханова не склоняют! Такое чувство, что все угрозы исходят от него и от его последователей. Почему русскоязычные журналисты не занимаются реальными источниками угроз, исходящих от популяризаторов российских агрессий? Посмотрите, сколько наших граждан поют оду Путину? Разве мы поддерживаем аннексию Крыма Россией? Разве мы хотим, чтобы завтра Путин так же поступил с нами? Ведь реальная угроза безопасности стране сегодня исходит от русских! Путин подставляет всех русских, так будьте добры, убедите нас в том, что завтра наши соседи не предадут нас! Шаханов и его последователи добиваются только того, чтобы интересы простых казахов не нарушала власть, чтобы власть была справедливой, а его еще изображают источником проблем. Нонсенс!»

А вот официальное письмо:

i (10)«В Прокуратуру города Алматы, в Агентство РК по связи и информации, в Генеральную прокуратуру РК, в Мажилис Парламента РК

Заявление.

В ситуации обострения отношений Украины и России большую роль сыграли средства массовой информации. Нас тревожит ситуация в информационном пространстве нашей страны. Ряд СМИ тиражируют радикальные высказывания российских общественников, просто добавив, что редакция не разделяет мнение автора. Тем не менее, негатив распространяется. Мы не слышим адекватного ответа от МИД страны на такие заявления. Все эти выпады против казахов и Казахстана возбуждают в народе негативное отношение к русским. В ответ некоторые русскоязычные публикации в СМИ возбуждают негативное отношение русских к казахам. Все это может привести к обострению межнациональных отношений в стране. 

Мы не видим работы Агентства РК по связи и информации по мониторингу информационного пространства. В лучшем случае они просто реагируют, даже не разобравшись в ситуации. Считаем, что тиражирование негатива на информационное пространство РК является поддержкой замыслов авторов высказываний и обращаем ваше внимание на эти публикации. Просим принять законные меры для защиты межнационального согласия в обществе. 
Нас беспокоят акции НПО «Боевое братство» и их периодические заявления на i (9)международном уровне. Считаем, что недавняя акция с сжиганием журнала на казахском языке, который они даже не прочитали, оскорбляет государственный язык и казахскую культуру. Члены организации на этой акции  были одеты в форму солдат НКВД, что оскорбляет память о жертвах сталинских репрессий и жертвах голодомора, устроенными солдатами НКВД. Георгиевские ленты, которые они прикрепили под погонами по аналогии с НОД в Украине, определяют цели этой организации, направленные на сепаратизм и раскачивание беспорядков в стране. Просим дать правовую оценку деятельности этой организации и привлечь организаторов акции сжигания журнала «Аңыз Адам» к ответственности за оскорбление памяти  жертв голодомора и сталинских репрессий, казахского языка, казахской культуры и на этой основе разжигание межнациональной розни.

Нас беспокоит деятельность организации НОД, которые открыто и широко пропагандируют свою деятельность, прикрываясь поддержкой Евразийской интеграции i (11)стран СНГ. События в Украине показывают нам истинные цели этой организации на сепаратизм и военные столкновения между странами. Тем не менее, им разрешают устраивать в городе марафоны.  Просим запретить этой организации деятельность в Казахстане». 

Сколько же еще завалов на нашем совместном пути… Сколько нам еще предстоит понять, чтобы увидеть непреходящую ценность евразийской общности, которая, несмотря ни на что, жила, живет и будет жить… Иного пути перед наступлением глобализации (западной цивилизационной и культурной аннексии) у нас нет.

 

 Украинский экзистенциальный кошмар

Об Украине и говорить не приходится. Среди многочисленных свидетельств живой истории наибольшее i (12)впечатление на меня произвел вот этот рассказ: «На майдане только что состоялся шабаш. Формально посвящен годовщине Т.Г.Шевченко. На самом деле он вылился в жутко, беспредельно русофобское мероприятие. Я такого не видел нигде и никогда. Попы-раскольники от имени Христа призывали к уничтожению русских людей. Благословляли на войну с Россией. Назвали Россию дьявольской страной, подлежащей безусловному уничтожению. Русские названы слугами дьявола. Было заявлено, что высшей доблестью украинца является смерть в борьбе с русскими оккупантами. Все эти жуткие, поистине сатанинские слова, майдауны встречали бурными аплодисментами.
Зомбирование проходит очень эффективно. Весь этот кошмар транслируют в прямом эфире все основные телеканалы Украины. Русские телеканалы, замечу, отключены. Фашисты пошли ва-банк. Они сжигают уже даже не мосты, мостики, связывающие единый православный народ. Сегодня майдан 2-92однозначно решил: русский не достоин жизни и должен быть физически уничтожен. На Россию, на Кремль ложится колоссальная ответственность. Но главная ответственность на русском народе, на каждом из нас. Не выстоим, значит, будем уничтожены…»

Как видим, националисты замахиваются на святое. Как нам жить после такого?! Как жить после трагедии в Одессе?! И снова хочется привести стихи поэтессы из Махачкалы Марины Ахмедовой - ее ответ на нашумевшие строки украинской девушки Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери». Эти строки написаны до Одесской Хатыни. Не отменяет ли их беда, случившаяся в городе у моря?! Не перешли ли одурманенные пропагандой грань, после которой мы уже не сможем общаться и жить так, как общались и жили всегда?! Поймут ли эти люди, что натворили?! Победит ли в них человеческое?! У нас только сейчас стали зарастать раны Гражданской войны, мы начали говорить, что и те, и другие сражались за Россию. И вот опять… В нашем народе, русском и украинском, одесская боль останется навсегда…  

Ах, девочка, смешны твои проклятья
Как пропаганды западной продукт…
Хоть и не хочешь ты, мы всё же – братья! -
И Дмитриев, и Дмитрич, и Дмитрук.

Мы русичи – древляне и поляне,
И Киев нам – купель и колыбель…
Мы так переплелись, куда не глянешь,
И переплавились в горниле бед.

И даже те продажные иуды
Нам тоже братья, как не поверни…
И все мы продолжаем верить в чудо,
Что, наконец, опомнятся они.

Грех Каина над ними первородный…
Но Авель не отвел свой ясный взгляд,
Когда его со злобою утробной
Жестоко убивал родимый брат.

Вновь время окаянное настало –
И выбор сделать каждому пора
Между войной и миром – слишком мало
У нас на это времени, сестра!

  

Слабость евразийской концепции

В библиотеке МГУ Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев изложил свое понимание миссии формирующегося Евразийского экономического союза в контексте глобальных изменений в современном мире, который находится на пороге Третьей глобальной индустриальной революции. Глава РК убежден, что Евразийский экономический союз станет одним из ключевых макрорегионов мира. «Уже сегодня интеграция приносит весьма i (14)ощутимые плоды, обеспечивая общее стратегическое преимущество стран-участниц. Успешно работают Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Казахстан, Беларусь и Россия применяют единый Таможенный кодекс, координируют свою макроэкономическую политику. Совокупный объем экономик стран ЕАЭС составляет 2,2 триллиона долларов. Общий объем выпуска промышленной продукции трех стран составил почти 1,5 триллиона долларов США. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить около 900 миллиардов долларов. Важная составляющая миссии евразийской интеграции заключена в том, чтобы обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира. Располагаясь между круппнейшими производительными массивами мира — Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом, ЕАЭС получает естественное конкурентное преимущество в качестве геоэкономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. В то же время страны-участницы, конечно же, не удовлетворяются ролью посредников в передаче товаров и технологий от i (15)одного ареала к другому. Евразийский экономический союз с самого начала формируется как новый центр глобальных инноваций и притяжения для транснационального бизнеса».  Нурсултан Назарбаев предлагает разработать и принять Программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия, в которой будут определены совместные точки экономического роста до 2025 года: глубокая переработка минеральных ресурсов, развитие аэрокосмической, химической отраслей, машиностроение, агропроизводство, энергетика, транспорт. Необходимо также создать на территории ЕАЭС общеконтинентальную евразийскую инфраструктуру. Предстоит построить Евразийскую сеть телекоммуникаций, скоростную железнодорожную магистраль по маршруту Минск — Москва — Астана — Алматы, модернизировать действующие автомобильные железные дороги. Для прочности евразийской экономики необходима Единая внутренняя газотранспортная сеть.      

Структура выступления Нурсултана Абишевича была традиционной — сначала об экономике, а потом — о культурно-гуманитарных связях между народами России, Казахстана и Беларуси. По мнению Президента РК, они являются частью интеграционной стратегии. «XXI век однозначно делает культурный сегмент i (16)важнейшей составляющей национальных экономик, приносящих солидный процент роста ВВП», - сказал лидер Казахстана, имея в виду туризм всех видов, образовательные услуги, которые особенно важны для инновационно-индустриального развития и систем управления.

Все это верные слова, но выше мы уже видели, что интеграционные процессы вызывают серьезные опасения у самых разных казахстанцев. Их страхи и домыслы не случайны: те, кто занимаются евразийской интеграцией, до сих пор концептуально не оформили ее цивилизационную и культурную цель. Не сказали, что страны-участницы имеют общие глубокие исторические и культурные корни. Это дает им основу не просто для сотрудничества, а для глубокого понимания и дружбы, что в конечном итоге должно сохранить общую евразийскую идентичность при соприкосновении с западной глобализацией. И пока это не артикулировано и не закреплено в базовых документах, у народов трех стран не будет четкого понимания сверхзадач интеграции, понимания, что экономические интересы без культурно-гуманитарной основы не имеют смысла. Именно основы, а не дополнения или части экономической стратегии! Отсутствие такого ясного понимания как раз и ведет к разного рода домыслам. Поэтому Нурсултан Назарбаев в своем выступлении в МГУ смог сказать только о том, что «нельзя допустить, чтобы процесс i (17)культурно-гуманитарной интеграции размывал духовно-культурное своеобразие евразийского пространства доминированием какого-то одного сегмента». «Я был и остаюсь твердым сторонником того, что Евразийский союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы», — совершенно справедливо завил Нурсултан Абишевич. Но этот призыв лишний раз подтвердил, что евразийство как концепция еще не проработата, если требует таких элементарных уточнений…         

Это вообще парадоксально: евразийство – безусловно, жизненная, стоящая на земле идея, но она до сих пор пребывает в полусыром варианте. И здесь в первую очередь требуется ясность в нашем историческом прошлом. Мы уже отмечали, что за 23 года после распада СССР в бывших республиках, а ныне суверенных государствах написано много не исторических даже, а публицистических текстов о нашей совместной истории. Есть и откровенно провокационные заметки. Недавно в Сети прочитал филиппики, распространяемые на Украине:  «1. Державу с названием Московия царь Петр I переименовал в Россию аж в XVIII веке, в 1721 году. i (18)2.Народ мокша назвал свою речку Москва, перевод этого названия звучит как «грязная вода». Слово «кремль»- татарское, обозначает укрепления на возвышенности. З. В средние века все картографы Европы писали и проводили границу Европы вдоль границ Руси (Русь — это территория нынешней Украины!!!). Московия — улус со своими финскими народами, она была составляющей Орды, ее Европа справедливо относила к Азии. 4. Екатерина II после оккупации последней свободной Руской державы — Великого княжества литовского (территория Беларуси) в 1795 году своим приказом велела назвать угро-финские племена Московии какими-то великороссами, а украинцев — истинных русичей — малороссами. 5. Никто и никогда не видел в оригинале договор о воссоединении между Московией и Украиной якобы подписанный Б.Хмельницким и царем А.Романовым. 6. Уже несколько столетий археологи Московии ищут артефакты, подтверждающие достоверность Куликовской битвы, но пока безуспешно, вот только басню о победе Д. Донского над Мамаем распевают до сих пор, на все голоса».

В предыдущих записках я уже касался многонациональной сути нашего государства, положительной роли Золотой Орды, мягком присоединении народов и т.д. Вышеприведенные заметки лишний раз подтверждают правило, что на одни и те же факты можно смотреть по-разному. Я предложил прокомментировать их серьезным историкам, но они сказали, что текст не стоит внимания. Пусть не стоит, но он живет, плещется в Сети и влияет на обыденное сознание многих людей… 

i (19)Конечно, все это тоже не способствует продвижению евразийской идеи и интеграции. Необходимы какие-то совместные исследования, контакты на уровне профессионалов, экспертов, которые бы без пропаганды, без перетягивания исторического одеяла рассказали о нашем славном прошлом, честно осветили его негативные стороны — что было, то было.

Пора, наконец, твердо и ясно сказать, что современной России чужды негативные элементы прошлой политики, что она хочет сотрудничать с братскими республиками на новой основе и — самое главное — не собирается аннексировать их земли. Дружить можно и суверенными домами! И здесь я бы предложил не козырять термином «русский мир» — все-таки в слове «русский» не все видят культурный и цивилизационный смысл. В контексте нашего разговора разумнее было бы говорить об общем евразийском мире.    

  

Чиновники, тормозящие Президента РФ

Надо признать, что идея атлантической цивилизации проработана более четко. А евразийством у нас вообще мало занимались. Во многом это объясняется настроем высокопоставленных чиновников, дающим заказ ученым. О них на этой неделе и размышлял Александр Дугин. Сначала он напомнил о пятой колонне в нашем обществе. «К ней относятся те группы, которые стоят на стороне цивилизации Моря (США, НАТО) и противостоят доминирующей в России на протяжении всей её истории сухопутной, евразийской идентичности, — пишет Александр Гельевич. - Эта пятая колонна i (20)способствовала развалу сухопутной континентальной конструкции в лице СССР, затем захватила власть при Ельцине в 1990-е годы, когда министр иностранных дел РФ А. Козырев открыто заявил о своей атлантистской ориентации, а затем находилась во главе России как правящая политико-экономическая и культурная элита вплоть до 2000 годов. На протяжении этого периода она не могла называться в полном смысле этого слова пятой колонной, так как ей удалось полностью утвердиться у власти и подавить патриотическую оппозицию. Пятая колонна и режим либеральных реформаторов в России 1990-х годов – это синонимы. И, тем не менее, с геополитической точки зрения, и в это время российская правящая элита была ничем иным, как пятой колонной: она действовала не в национальных интересах, но как инструмент внешнего управления. Центр принятия решений находится на Западе, а московские либералы лишь выполняли эти решения, стараясь добиться максимальных выгод и преференций для самих себя и своего бизнеса. Так сложилась российская олигархия, власть маленькой группы крупных магнатов, захвативших в ходе приватизации и с опорой на безоглядную коррупцию целые государственные монополии: в первую очередь, сферу энергоресурсов.

i (21)Поворотом в судьбе этой компрадорской прозападной олигархии стал приход к власти В. Путина в 2000 году. Он остановил процесс внешнего управления и начал осторожное вытеснение наиболее радикальных агентов влияния атлантизма от власти. С этого момента началось оформление пятой колонны в самостоятельное общественно-политическое явление. Оппозиция Путину с начала 2000-х годов складывалась как раз из представителей атлантизма, доминировавших в 1990-е и маргинализованных с приходом Путина и изменением его курса в сторону цивилизации Суши, евразийства. С того момента либеральная оппозиция, состоящая из западников, опальных олигархов и откровенных русофобов стала все яснее напоминать именно пятую колонну: в своей борьбе Путиным она все откровеннее делала ставку на США и страны НАТО, не брезгуя их прямой финансовой поддержкой и открыто выступая против национальных интересов России и ее суверенитета в пользу глобализации и космополитического уклада».

i (22)Далее Александр Дугин вводит неологизм «шестая колонна». «Пятая и шестая колонны описывают сторонников цивилизации Моря внутри цивилизации Суши, то есть сеть атлантистских агентов влияния внутри современной России, — пишет он. — И с точки зрения их фундаментальных позиций, приоритетов и ценностей обе колонны одинаковы: у них один идеал, один хозяин, один ориентир, одна идеология – США, Запад, евро-атлантиская цивилизация, либерализм, глобализм, глобальная финансовая олигархия. Но в отношении Путина они принципиально дифференцированы: пятой колонной в нашем обществе привычно называют только тех, кто открыто и полностью против Путина, за США и НАТО, против Крыма, против России, против русской идентичности, против суверенитета, против евразийской интеграции, против возвращения России в историю в качестве мировой державы. Это чистое предательство в его острой, откровенной стадии, если рассматривать в масштабе страны и народа, а в отношении Путина – это его открытые враги. Шестая колонна подразумевает тех, кого мы еще не можем точно квалифицировать в нашем политологическом словаре: ее представители за Путина и за Россию, но при этом за либеральную, прозападную, модернизированную и вестернизированную Россию, за глобализацию и интеграцию в западный мир, за европейские ценности и институты, за то, чтобы Россия стала процветающей корпорацией в мире, где правила и законы устанавливает глобальный Запад, частью которого Россией и суждено стать – на как можно более достойных и выгодных основаниях. Шестая i (24)колонна не враги Путина, а его сторонники. Если они и предатели, то не в масштабах страны, а в масштабах цивилизации. Они не атакуют Путина в каждом его патриотическом шаге, они его сдерживают. Если пятая колонна яростно нападает на все путинские проекты, например, на Олимпиаду, то шестая колонна осмеивает пятую и гордится Олимпиадой. Но когда дело доходит до Крыма, рекомендует ограничиться успехами Олимпиады и не рисковать имиджевой победой. Когда же пятая колонна организует марш предателей против воссоединения с Крымом, шестая колонна, остужая пламя патриотизма, соглашается с Крымом как с неизбежными издержками, при этом всячески подчеркивая, что за все это придется платить большую цену, и тут же категорически не советует Путину углубляться в дела Юго-Востока, так как этим под угрозу, якобы, ставятся успехи в Крыму».

Александр Дугин считает, что у  пятой и шестой колонны общая цель — свержение Путина и демонтаж суверенитета России, но одни идут к ней снизу, путем прямой конфронтации (пятая колонна), а другие — сверху, путем влияния на Путина и попыток его аккуратной замены на более приемлемого глобальной i (26)финансовой олигархии правителя. «Шестая колонна — в политике, экономике, культуре, образовании, нравах, ценностях, информационном поле — продолжает душить русское возрождение, — утверждает Дугин. — Она сдерживает нас в политике и в социальных преобразованиях, в идеях и искусстве… Шестая колонна не выдает себя ничем, верно поддерживает Путина и его политику. Всячески отстаивает интересы корпорации Россия. Никогда ничего не возражает президенту в лицо. Мотивирует свою позицию «интересами государства», «ограниченностью ресурсов», «учетом международной ситуации», «заботой о внешнеполитических и внешнеэкономических связях», «обеспокоенностью имиджем России». Шестая колонна – системные либералы, эффективные государственные менеджеры, лояльные олигархи, исполнительные бюрократы, деятельные чиновники, и даже некоторые «просвещенные патриоты». Путин доверяет им и опирается на них».

  

Проблемы — внутри нас  

«То, что их сознание действует по привычным схемам однополярной западноцентричной атлантистской операционной системы, может и не бросаться в глаза, — пишет далее Александр Дугин. — Они — часть цивилизации Моря не только по личному выбору, но и в силу обстоятельств. Эта парадигма возобладала в 1990-е, и ее влияние сохраняется в российском обществе до i (27)сих пор. На нее настроены большинство экономических структур, образовательных и культурных институтов, сам современный российский стиль жизни. Современная Россия – русская лишь в весьма относительном смысле. Ее сухопутная евразийская идентичность лишь слабо проступает сквозь навязанные, чуждые, по сути, оккупационные формы и нормы жизни. Мы находимся под властью Запада в гораздо более глубоком смысле, нежели прямое техническое внешнее управление, как это было в 1990-е годы открыто. Запад — внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром. Да, для этого есть все исторические основания, и более того, сама история требует от нас возвращения к своей глубинной идентичности — Русского возрождения, Русской весны. Но у этого процесса духовного возвращения на Родину, к русской сути, к нашим истокам, к русской судьбе, есть фундаментальный враг. Им является шестая колонна. Она настолько укорена в правящей элите, что блокирует любые оздоровительные инициативы президента. i (28)Шестая колонна – в политике, экономике, культуре, образовании, нравах, ценностях, информационном поле – продолжает душить русское возрождение. Она сдерживает нас в политике и в социальных преобразованиях, в идеях и искусстве. Шестая колонна постоянно, по сто раз на день, предает Путина, гасит пробуждение, саботирует столь назревшие и жизненно необходимые патриотические реформы, снова превращает национальную идею в симулякр. И если с пятой колонной государство в войну вступило, то шестая колонна все еще пользуется иммунитетом и свободой рук. Но именно в ней сегодня главное препятствие – и на Украине, и в Европе, и деле евразийской интеграции, и во внутренней политике. Она незаметна, хитра, подла, уверена в себе, глубоко укоренена в структурах власти, консолидирована и следует тщательно проработанному на Западе плану. Если Путин не найдет в себе мужества дать бой шестой колонне, его судьбоносные свершения, его историческая миссия окажутся слишком хрупкими, обратимыми, даже эфемерными. Путин сейчас занят творением истории. Но именно эта историческая миссия по возрождению России и является главным объектом ненависти шестой колонны. Шестая колонна действует в интересах цивилизации, альтернативной нам. По сути, это все та же пятая колонна, только выдающая себя за нечто иное.

Сегодня именно шестая колонна есть главный экзистенциальный враг России».

При знакомстве с этим талантливым текстом становится даже страшно. Читая Дугина, начинаешь понимать, почему у нас не воспринимается евразийская идея. В исполнении оседлавшего ее московского интеллектуала она выглядит не как великая дружба народов, объединенных общей территорией и общей судьбой, а как узкое дело одной национальности. И это наносит евразийству очень большой вред. Поэтому, зная, как Александр Дугин умеет «заводиться», впадать в запальчивость, я бы не стал все его оценки принимать за чистую монету. Но он верно заметил, что в высших государственных органах и других сферах жизни i (29)России работает немало людей прозападной ориентации. Они стали таковыми путем естественного отбора, ориентируясь на государственную политику и получая соответствующее образование. Смешно говорить, что эти лица вынашивают тайные и коварные мысли о свержении главы государства и переориентации российской политики однозначно в сторону Запада. Это было бы упрощением. Они влияют на Президента РФ (в разной мере) в силу своих знаний и опыта. А здесь у нас все просто: страна 300 лет, начиная с Петра I, в той или иной степени и в тех или иных проявлениях смотрела на Запад. Но разоблачения «шестой колонны» — это одно, а содержательная часть государственной работы — другое. Прежде чем поворачивать наш огроменный корабль, требуется большая подготовка. Необходимо инвентаризировать, что мы сохранили из своего наследия — этику труда, веру, семью, нравственные ценности, мысль о сбережении народа и т.д. А затем посмотреть, что у нас заимствовано, но так прижилось на евразийской почве, приняло такие родные очертания, что все уже забыли, откуда пришло (Россия всегда этим отличалась, наша традиция — брать что-то и использовать, переработав на свой лад). И тут получится, что многое из атлантической цивилизации — уже глубоко наше, не противоречит российской, евразийской культуре, цивилизации, более того, дополняет и развивает их. В самом деле, как i (30)мы должны сейчас избирать государственную власть? Пригласить в Кремль потомков Романовых? Ввести, как при коммунистах, принцип демократического централизма? А как мы должны строить экономику, образование? Каким должно быть наше здравоохранение? Да, СМИ должны стать более гуманными и патриотичными, но я двумя руками за институт независимых изданий, за право общества знать, что происходит не в представлении агитпропа, а на самом деле. И список этот можно продолжать и продолжать. И тогда станет понятно, что евразийская идея должна появиться не революционным путем (взял и поменял чиновников «шестой колонны»). Она должна прорасти естественным способом, бережно обволакивая и облагораживая каждую грань нашей жизни…

 

Теги: , , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *