Sтраница Основного Sмысла

21 октября 2014 года

«Возвращая сочинение, мы бросаем детей в холодную воду. Но пусть плывут»

ооо

В Челябинске прошел традиционный литературный фестиваль «Открытая книга». Он проводился по инициативе физико-математического лицея №31 уже в четвертый раз.

Каждый год в столицу Южного Урала приезжают известные писатели, критики и литературоведы. Гостями фестиваля были Марина Степнова, Сергей Шаргунов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин. На этот раз в столицу Южного Урала «десантировались» президент Фонда Александра Солженицына, редактор-составитель 30-томного собрания сочинений писателя и его вдова Наталья Солженицына, поэты Александр Кушнер и Елена Невзглядова, писатель и ведущий программы «Тем временем» телеканала «Культура» Александр Архангельский и главный редактор журнала «Литература», учитель литературы московской школы №57 Сергей Волков. Среди них оказался министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.

Гуманитарный журнал приводит выдержки из выступлений гостей перед учениками 31 лицея и на круглом столе «Образование и культура: превратности взаимопроникновения», прошедшем в ЧелГУ.

 

og04_12_Page_1_Image_0003Президент Фонда Александра Солженицына, редактор-составитель 30-томного собрания сочинений писателя и его вдова Наталья Солженицына

На встрече с учениками 31 лицея Наталья Дмитриевна  называет себя транслятором и просит выключить свет, чтобы слушатели общались с Александром Исаевичем.

На огромной интерактивной доске – история Солженицына в фотографиях. Слова вдовы писателя чередуются с цитатами из его дневника. В центре рассказа – не только становление Солженицына как писателя, но и его педагогический путь. Школьным учителем Александр Исаевич был пять раз.

Финальный слайд презентации – эпизод вручения Солженицыну Нобелевской премии. Как и 45 лет назад, Наталья Дмитриевна отходит в сторонку и улыбается. Зал не выдерживает и начинает аплодировать в такт рукоплесканиям с экрана.

 

6d5b17d540688071a76240bfb2e4073fМинистр образования РФ Дмитрий Ливанов

Круглый стол в ЧелГУ прошел в неформальной обстановке. Учителя и преподаватели вузов задавали вопросы, комментировали ответы участников. Больше всего их волновала судьба гуманитарного образования.

Дмитрий Ливанов ответил, что если говорить о школьной программе, то в ней, по большому счету, никаких изменений не произошло с советского времени.

- Мы живем сейчас по существу по базисному учебному плану 70-80-х годов, — сообщил Дмитрий Викторович. — Я специально смотрел учебные планы того времени. И ответственно заявляю, что отличий в структуре школьной программы нет. Но, тем не менее, учителя все время жалуются, что им мало времени на свой предмет, будь то литература, физика, математика и т.п.

В 2014 году ЧелГУ и ЮУрГУ не выделили ни одного бюджетного места на специальность «Филология». Почему? Ведь это как раз та дисциплина, которая формирует личность. 

- Чиновники не решают, сколько и кому дать бюджетных мест, — ответил Дмитрий Ливанов. — Их распределяют между филфаками ваши же коллеги, которые сидят в специальных комитетах. Если в Екатеринбурге качество филологического образования выше, то я не исключаю, что какие-то бюджетные места ушли туда. Повышайте уровень своей работы, и у вас тоже появятся бюджетные места.

Министр пояснил, что за последние пять лет выпускников в стране стало в два раза меньше. Поэтому уменьшилось и число бюджетных мест. Обострилась конкуренция. Вузам Южного Урала приходится соперничать не только с университетами Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, но и Москвы, Санкт-Петербурга и даже высшими учебными заведениями других стран и континентов. Границ уже нет. Преподаватели и студенты сами выбирают, где им учиться и работать. Изменить эту ситуацию нельзя, да и не нужно. Заботиться придется о том, чтобы работать лучше и быть для абитуриентов привлекательными.

- Мы даем бюджетных мест ровно столько, чтобы обеспечить доступность высшего образования, — сказал Дмитрий Ливанов.

По словам министра, это примерно 800 мест на тысячу выпускников. Он пояснил механизм формирования бюджетных мест. Сначала заявки собирают с регионов. На уровне бакалавриата 70 процентов мест отдают в вузы региона, а 30 процентов  — на всероссийский конкурс. В магистратуре ситуация обратная: 70 процентов уходят на всероссийский конкурс, а 30 процентов мест оставляют регионам.

 

886686Главный редактор журнала «Литература», учитель литературы московской школы №57  Сергей Волков

- Сегодня очень много жалоб связано с количеством, что не хватает часов, зарплаты и так далее, — говорит Сергей Владимирович на круглом столе. — Но беда не в этом. Я, как редактор журнала, знаю, что литературу в школах ведут по-разному.  Иногда, когда читаешь разработки учителей, которые они присылают для печати как лучшие, очень хочется вообще закрыть литературу как школьный предмет. Ее отсутствие будет менее травматично для ученика. И это правда.

В школе мы изучаем произведения мертвых писателей. И дети страшно удивляются, что кто-то еще живет и его можно подержать за пуговку и задать вопрос. Четыре года назад коллеги из 31-го лицея решили, что их дети – физики и математики – должны видеть живых писателей. Они поняли, что если давать образование только техническое, сжимая гуманитарную составляющую, то что-то не то происходит с людьми, которые это образование получают.

 

44974707.jpg.0x195_q85_crop_cropsize-260x195_upscaleАлександр Архангельский, писатель, ведущий программы «Тем временем» телеканала «Культура»

- Мы учились по жутким учебникам, но вышли из школы читающими, — размышляет Александр Николаевич. — Почему? Тогда была разветвленная внешкольная система, где дети через творчество и собственный литературный опыт приобщались к наследию больших писателей.  У педагога Рыбниковой  есть замечательная формула «От маленького писателя — к большому читателю». И мы этот путь прошли.

Филфаки сами повинны в своих бедах сами, считает Александр Архангельский. В том виде, в каком существуют сейчас, они невозможны. Бесконечные исследования полифоний и пересказ третьесортных западных работ о произведениях классиков никому уже не нужны. Филфаки должны развернуться в сторону жизни. Надо давить через запросы общества, а не через административные решения, считает он. В мире есть огромное количество профессий, требующих глубинного филологического развития. Например, в стране существует чудовищный дефицит сценаристов, умеющих грамотно писать сериалы, серьезные социальные рассказы, корпоративные истории и т.д. В университет должна быть открыта дорога для современной литературы. Если филфаки не развернутся в эту сторону, то их будут и дальше гнобить, по его убеждению.

По словам Александра Архангельского, он в свое время был против исключения сочинения и сейчас против быстрого его возвращения как родитель.

- Мы бросаем детей в холодную воду, — говорит Александр Николаевич. — Но пусть плывут, хотя шок, конечно, будет.

——————————————————————-