Sтраница Основного Sмысла

11 декабря 2014 года

Вечный двигатель – в нас самих

148276.p

В Челябинске побывал педагог и проповедник протоиерей Артемий Владимиров. Он из известной москоской семьи. Дед Павел Барто — орнитолог и поэт, знаменитая поэтесса Агния Барто — его первая жена. А крестным прабабушки, Александры Михайловны Глебовой, был Петр Аркадьевич Столыпин. Есть и другие знаменитые родственники: детский поэт и автор советского гимна Сергей Михалков, кинорежиссер Никита Михалков, актер Петр Глебов (Григорий Мелехов в фильме «Тихий Дон»).

За плечами отца Артемия 33 года профессиональной педагогической деятельности и 26 – пастырской, он стал священником в 1988 году. На этот путь его благословил известный всей России 804870_20051111165742архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Артемий Владимиров окончил филологический факультет МГУ имени Ломоносова, сейчас преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где заведует кафедрой гомилетики (красноречия), в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, в московских школах. Более десяти лет преподавал в Московской духовной академии, был учителем русского языка и литературы у нынешнего митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима. Сегодня отец Артемий — священник Храма всех святых в Красном селе, автор 20 книг, член Союза писателей России. Гуманитарный журнал публикует тезисы выступление отца Артемия в Челябинском государственном педагогическом университете.

 

Мы все нужны друг другу

Сейчас особое время для всей страны, для защитников Отечества. А защищать его должны не только президент и Лавров, наш замечательный министр иностранных дел, не только министр обороны Шойгу и представитель в ООН, но всякий мыслящий разумный человек с активной гражданской позицией. Сегодня главная опасность для самобытных стран, со своей вековой или тысячелетней культурой — внутренний майдан. И оппоненты, которых наш президент смиренно называет зарубежными коллегами, ставку делают именно на это – подлое, циничное раскачивание государственности через зомбирование умов и сердец обывателей, через вовлечение их в социальные сети.

«Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца» – кажется, так говорит поэт. К сожалению, таких мертвецов, то есть людей, водимых инстинктами, а не интуицией, водимых соблазнами, а не чувством долга, не так уж мало во всех сословиях общества. Вот почему очень важно сдруживание этих сословий. Не зря древний мудрец и мыслитель, 040патриарх Константинопольский Иоанн, которого за красноречие называли Златоустом, сказал раз и навсегда: «Когда мы едины, тогда мы непобедимы».

Я благодарю Господа Бога, что мне выпало воспитываться в ту эпоху, когда нам прививали эти этические правила от пелен, от младых ногтей: «Лежачего не бьют», «один за всех, все за одного». А затем уже я узнал о суворовском девизе: «Сам погибай, а товарища выручай»… Сегодня, в век компьютерного зазеркалья, от подрастающего поколения закрывается зачастую самое дорогое, что у нас есть – жизнь в ее лучших проявлениях. Через собственный смартфон можно провалиться в такую Марианскую впадину, что впору написать: «Оставь надежду всяк, сюда входящий».

Я не против современной техники: у меня тоже есть телефончик. Зная, что в Белом доме собирают информацию с айпадов, я часто беседую с Обамой: может быть, передадут. У меня здесь есть даже лирика, батюшки тоже иногда с музой встречаются в вечерние часы. Жалко бывает тех молодых людей, которые, еще не познав красоты жизни, не полюбив родной природы, не поняв смысла фразы Экзюпери, что главной роскошью нашего времени является роскошь человеческого общения, не став людьми в подлинном смысле этого слова, уходят в параллельный мир. Они смотрят каким-то мутным, равнодушным, индифферентным взором на окружающих людей и жизнь, напоминая собою героиню прекрасного 49детского фильма «Марья Искусница». Утащил ее водяной в подводное царство, и она там сидела, как оляпка. Вы знаете такую птичку – оляпку? Это уникальная птица, которая водится в Челябинской губернии. Я, например, про оляпку знаю почти что все. Она может при температуре минус 40, если вдруг найдет водоем с незамерзающей водой, нырнуть туда. Носик, ротик-оборотик у нее закрывается такой маской, Богом данной. И она ходит по дну ручья и там умудряется склевывать каких-то личинок или мальков, и потом выбирается на поверхность и дышит общим для нас воздухом. Оляпка настолько требовательна к чистоте окружающей природы, что едва в воде изменится баланс в пользу каких-то загрязнений, покидает это место. И здесь она похожа на медведя, тоже очень взыскательного к чистоте родной природы. Челябинская область занимает первое место в мире по бытованию оляпки. Нужно знать свой край, его характеристические черты, ценить его сокровища.

 

Мы перестали общаться

Век устал от слов. Пожалуй, никакое предыдущее столетие не разрывалось от трескотни словес, во всех направлениях исходящих из медийных источников. Сейчас – время безмолвия. Точнее, не безмолвия, а духовного голода. И нужно признаться, что мы, педагоги, может быть, в этом виноваты. А еще прежде – родители, потому что перестали общаться с нашими детьми и друг другом на родном, великом, могучем русском языке. Вкус к слову почти уже отбит. И когда читаешь современные sms-сообщения нашего студенчества, то видишь, как искажено сознание. Видишь по куцему лексикону 2189018f6267Эллочки Людоедочки, что мышление известкуется, и людям сегодня легче изъясняться методом тыка, междометий, чем делиться впечатлениями о прожитом посредством русской речи.

Мы должны исправить это положение. В старину на Руси было так: собирались зимним вечерком свободные от будничных мирных трудов промысловики или крестьянский люд, и кто-то читал вслух, кто-то слушал, да еще прибавьте нашу устную народную культуру, сказителей. Одной Арины Родионовны хватило, чтобы гений Александра Сергеевича, напитанный помимо изящной литературы, ее удивительно глубоким, метким и мирным словом, расцвел и подарил нам классические шедевры поэзии и прозы.

 

В педагоге главное — не знания

В каждом из нас сокрыт и поэт, и педагог, так утверждал Федор Иванович Тютчев, KMO_090981_02858_1_t208один из самых проницательных людей второй половины XIX столетия. Но в педагоге самое главное – не знание. Немало кабинетных ученых, академиков, которых называют «ходячей энциклопедией», но не факт, что такой остепененный человек может что-то передать. Порой остается впечатление беспомощности, когда речь ученого мэтра, обращенная к живым слушателям, где-то провисает, подобно парусу во время штиля. А умение поделиться, передать, прикоснуться к душе – это, наверное, высший род искусства, когда речь идет о человеческом общении.

На самом деле мы слушаем не нашим рацио, не наши ментальные способности задействованы, а вся душа! А душа – бессмертная, разумная, свободная душа – проявляет себя в разуме, в чувствах и в деятельной своей способности – в воле. И когда речь идет о личности, всегда должно иметь в виду и ум, и сердце, и волю, и большой ошибкой будет ограничиться информативным планом изложения. Сейчас в Интернете все можно прочитать, но если речь идет о педагогике, а значит, о воспитании, то на поверку главным является эмоциональный центр личности, тем паче, что в ней сокрыт дух человека. Дух – это по существу перпетуум мобиле, вечный двигатель, до сих пор не найденный нашей экспериментальной наукой. Я утверждаю, что перпетуум мобиле сокрыт внутри нас самих. Каждый носит в себе дух с его бессмертными запросами, и даже в малыше-голыше сокрыта эта сила!

Главная задача педагогики – ввести в мирное, созидательное русло детскую душу, еще такую чистую, наивную, доверчивую, милую и прекрасную. И горе, если мы, педагоги, родители, не дадим возможности этому языку пламени вырваться к небу, если мы понизим планку, и ребенок не найдет удовлетворения своих духовных запросов в общении со взрослыми, если мы искусственно ограничим его сферу духовного обитания какими-то приземленными, частными интересами. А дети в пять-шесть лет задают такие вопросы, на которые иногда не знаешь что ответить! «А что будет со мной, когда меня не будет?» – спрашивает ребенок, чувствуя, что его душа по природе – иностранка, христианка. Чувствуя бессмертие своего творческого «я», ребенок ощущает себя гостем на этой земле, и он, как будто бы поднимаясь за координаты времени и пространства, задает взрослому вопрос, как бы с высоты птичьего полета смотря на эту землю.

80eP1p9fEw4Если педагог не будет готов вместе с родителями удовлетворить запросы бессмертной человеческой души, она в отместку начинает замыкаться на себе и, как змея, кусает собственный хвост. У ребенка не развивается желание приобретать знания, раздвигать горизонты, а главное — искать Того, Кто нас видит, слышит, любит, ведет по жизни, не нарушая нашей свободы. Ребенок напоминает броуновскую частицу, хаотически движущуюся в банке Лейдена. И все попытки угомонить дитя, заставить его вести себя прилично, втиснуть в Прокрустово ложе каких-то взрослых представлений о жизни, терпят неудачу. Недавно читал о Марине Цветаевой, трагически завершившей жизненный путь. Удивился, какая же она была егоза в отроческие годы! У меня возникла субъективная догадка, что не было батюшки, доктора Айболита, который сумел бы сердце девочки каким-то образом направить к вечности, к Богу.

 

Педагог — впередсмотрящий

Педагог должен всегда немножко оставаться таинственным для своего питомца. Если мы будем нашими детьми просчитываться, как дважды два четыре, нас ждет печальная участь, мы получим прозвище. Педагог должен быть таинственной личностью. В каком смысле? В самом хорошем. Мы призваны, входя в класс, приносить детям чудо человеческого общения, призваны обогатиться чем-то таким, что составляет сокровище нашей собственной души. И если мы готовы делиться этим сокровищем совершенно бескорыстно, если знаем изречение Шота 6857a8a6e40fРуставелли: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое», если мы на опыте дознали, что общение с детьми нас неизмеримо обогащает, мы всегда из этого общения выходим не измотанными, не выжатыми, как лимон. Только поначалу так бывает, но когда приходит полетность, когда вы чувствуете, что на вас нисходит вдохновение – по причине чистых и прекрасных глаз, на вас устремленных, когда вы ощущаете себя впередсмотрящим, как будто флагманским кораблем, за которым устремляются шлюпчонки, баркасы, катерки детских душ, вот тогда вы понимаете, что педагогика – это не просто социальная профессия наподобие медицины, это – призвание, вступив на которое, вы омолаживаетесь за счет вашей любимой профессии.

Действительно, мы, педагоги, существа безвозрастные. Приходишь к детям – и сам становишься как будто одним из них. Педагоги лучше прочих, быть может, понимают слова Христа Спасителя: «Если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Быть, как дети – это не значит лопотать на их языке несмышленом, делать орфографические ошибки, это значит – уметь радоваться жизни в ее лучших проявлениях, находить удовольствие в дружеском общении, уметь забыть время и пространство, когда взаимоинтересующая тема нас объединяет.

 

Об алых парусах и векторе к вечности

Детям необходимо задать вектор, уводящий их мысли и чувства к вечности. Необходимо мотивировать наших маленьких слушателей так, чтобы они тянулись к вам, как малыш тянется к дяде Степе. При том, что взрослый может и должен быть проводником в этот мир прекрасного, светлого и чистого, откуда он пришел к ребенку, вошел в класс. Конечно, у батюшек особенное в этом смысле служение: дети взирают на нас как на космических пришельцев. Хотя я категорически против «неопознанных летающих объедков». Сегодня пришел в краеведческий музей и повелел 123метеориту больше не прилетать в Челябинск. Нам хватило этих 15 градусов траектории, по которой он приземлился в озере. Это все, конечно, большая милость Божья: прилетел на Сретенье, в праздник, и, минуя сам город, приземлился в таком тихом месте. Бог любит Челябинск, говорю со всей ответственностью.

Ребенку необходимо сделать это послание. Вы помните Ассоль? Девочкой она слышала от своего отца, что в ее жизни обязательно появится алый парус. Нужно только выучиться ждать, получая время от времени скупые телеграммы. Она росла, подружки над ней смеялись и часто выставляли ее посмешищем, но она верила в свою мечту и дождалась.

Сегодня дети в среднем и старшем возрасте находятся под угрозою не просто разочароваться в жизни, но вместо высокой любви получить нечто иное. А тема высокой любви так же необходима, как героика тем подвига, и они всегда совпадали. Почитайте «Капитанскую дочку», и вы увидите, как Машенька Миронова совершает подвиг, вызволяя из беды любимого ею Петрушу Гринева. И это, действительно, любовь, когда герои проходят через испытания, и всем смертям назло, не без Божьего содействия, соединяют свои руки, чтобы идти тропой бескорыстной любви.

А нынче секс-просвет, госпожа Лахова с ее компанией планирования семьи, а точнее – уничтожения семьи, и прочие товарищи (которые нам совсем не товарищи), Европа-старушка, уже разложившаяся до состояния бородатой Кончиты (конец разумной цивилизации, наступление какого-то содомо-гоморрского сумеречного существования) по закону сообщающихся сосудов пытаются эту инъекцию разложения, растления тихой сапой ввести и в без того уже зараженный токсичными веществами организм России. Наша народная душа сейчас всколыхнулась после Тавриды, плавно вошедшей в тихую гавань России… Кстати, «Алые паруса» там и были написаны, домик iГрина находится в Тавриде.

И дети, если не встретят педагога, который сам является поборником нравственной чистоты, если он не умеет идеал супружеской верности и любви соединить с самой темой влюбленности и любви, могут просто засохнуть на корню, как тюльпаны, вымороженные минусовой температурой. Педагог должен быть пионером и следопытом, который ведет детей нелегкой, но счастливой тропой в прекрасное настоящее и светлое будущее. Педагог должен быть как один из них, по возрасту – взрослый, по сердцу – ребенок, он призван уметь радоваться радостям детей и горевать вместе с ними. Педагог должен владеть русской речью так, чтобы она была продолжением его личности. И горе, если мы заменяем схемами, диаграммами, фильмами личностное общение. Потому что через таинство слова, словесное общение, происходит духовное питание, просвещение человеческих душ.

Педагог не должен сужать горизонты, но призван энергию человеческого духа направить туда, где ей суждено быть, а языки пламени тянутся всегда к небу, и искорки уходят куда-то в туманную даль. В противном случае энергия ребенка замыкается на самой себе, и он идет уже по принципу «сопротивления материалу», в него часто вселяется дух противоречия, и он, само не зная, почему, мстит взрослым за то, что не ему крыльев.

 

Ответы на вопросы

-Что делать, если дети – упрямые. Семья знакома с жизнью храма, девочка ходит в воскресную школу, но для нее авторитетов уже нет.

- Очевидно, что ребенок имеет преждевременную усталость от духовной жизни, что в основном он получает от взрослых инструкции духовной безопасности (как правила уличного движения). Но не будем бросать камень в огород воспитателей и учителей. Дети в определенные возрастные фазы, действительно, попадают в плен духу противоречия. Мне кажется, нужно учитывать этот фактор: у ребят накапливается молочная кислота в некоторых мышцах души, когда их слишком много и многие учат.

Есть замечательный мыслитель и святой нашего времени, архиепископ Иоанн СнимокШанхайский и Сан-Францисский. В одном из дневников он записал: «В жизни ребенка все должно быть в меру, соразмерно с его способностью воспринимать». И дальше добавил: «В жизни ребенка и закона Божия, и храма Божия должно быть в меру». Есть в химии понятие «перенасыщенный раствор», когда в осадок выпадает вещество, сконцентрированное в водной среде. Цветок может воспринимать влагу лишь в нужную ему меру. Лейте ежедневно в горшочек с кактусом воду – погибнет это милое растение. Зная это, мы должны уметь заполнить досуг и жизнь ребенка занятиями, которые будут его восторгать и увлекать, будут раскрывать перед ним этот прекрасный мир.

- Как вы относитесь к обнародованию известным дьяконом фактов развращения молодых людей со стороны клириков?

- Вопрос тонкий. Когда вы выбрасываете в Интернет то, что есть и чего нет, вы должны понимать, куда делаете этот вброс. kuraevОтец Андрей Кураев – человек, которому я многим обязан по жизни, по его рекомендации я попал в Московскую духовную академию-семинарию, преподавал языки более десяти лет. Счастливейшее время, мы сегодня с владыкой Никодимом об этом вспоминали: я оказался его учителем русского языка. Но мы должны понимать, что через Интернет свершаются фиалковые, гвоздичные и прочие революции. Через него идет революционизирование черни и плебса, создаются протестные настроения, которые за 23 года превращаются в неонацизм. Посмотрите сегодня на пост МВД в Киеве: со свастиками ребята, с татуировками «Хайль». Как будто отрицается наличие нацисткой идеологии, а все заквашено на ней, на этой коричневой чуме. Поэтому мы должны знать, как наше слово отзовется. И если от плодов твоей деятельности у обывателя создается впечатление, что все черные рясы – голубые, что мы представители гей-меньшинства, я думаю, овчинка не стоит выделки. Безусловно, язвы нужно вскрывать, любой фурункул должен быть хирургически оперирован, но для этого существует достаточно большой инструментарий. А давать повод на всех переулках нецензурной бранью всячески пересуживать Церковь, которая, в отличие от своих служителей, чиста и безгрешна, ибо глава ее – Христос, что это очень опасное дело. Хотя Андрей Кураев – человек талантливый и многосведующий, это ходячая энциклопедия, в его книгах много интересного и важного.

- Как и в какой мере должно наказывать детей?

- К сожалению, ювенальная юстиция делает успехи не только в Европе, но пытается проникнуть и в Россию. Нужно быть весьма осторожным, когда речь идет о каком-то физическом воздействии на ребенка. Сейчас это отягощается компанией, очень опасной для судеб самой семьи. Тем не менее, любой психолог (я дружу, например, с Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой, это замечательные православные психологи) вам спокойным тихим голосом скажет, что нельзя не ограничивать свободу ребенка. Само слово «свобода» этимологически – «свой обод»: каждый должен знать свой обод, сопространство, в котором мы T0643Z63себя реализуем, нужно уметь его очертить и ограничить. Нельзя давать выхода своим капризам и сиюминутным желаниям. Человек интеллигентный, просвещенный – это человек, знающий, что такое сдержанность. И если мы не будем обуздывать наших детей, стреноживать, то вырастут «вожди краснокожих», а не дети. Поэтому нужно, безусловно, вразумлять. Наказание значит вразумление, только делать это нужно правильно.

Нас, например, мама никогда пальцем не тронула, а бабушка выпорола один-единственный раз. Рассказать, как это было? Мы распустили с братиком-близнецом (нам было пять лет) ее любимую салфеточку для цветов из тончайшего бисера. Салфеточку эту сделала мама моей бабушки, Александра Михайловна Глебова. Когда она крестилась, ее держал в руках крестный отец Петр Аркадьевич Столыпин: пришел из соседнего имения и был крестным. И вот эта салфеточка была распущена и рассыпана по всему полу. Бабушка пришла, увидела все и сказала: «Ну, други мои, сейчас мне придется вас выпороть, потому что если вы в пять лет не поняли, что для меня эта реликвия, может быть, через пятую точку вы это поймете» – «А что это за пятая точка, бабушка?» — «А вот вы снимайте колготки и ложитесь параллельно, как две кильки, на кровать». Нам это было очень интересно, мы выполнили инструкцию до точности. Бабушка долго искала ремень, время уходило. Видимо, чем больше проходило времени, тем более охладевала ее решимость выполнить намерение. Она нас любила, но все-таки слово произнесено. Нашла какой-то тонкий ремешок и стала как-то очень уж вяло не столько пороть, сколько поглаживать.

- Как вы относитесь к построению буддийского храма на Поклонной горе и намерению освятить его к 70-летию Победы? Всем известны взаимоотношения Гитлера с буддистами и их символикой.

- Это очень интересный вопрос – про взаимоотношения Гитлера с Тибетом. Из Германии даже посылались экспедиции на предмет антропологических исследований. Я вас, может быть, удивлю, но слово «Тибет» – родственное со словом «Вифлеем», и оказывается, что судьба 12 колен Израилевых, рассеявшихся по всему миру, тесно связана с культурой Китая и Тибета, отсылаю вас к очень интересной книге Татьяны Грачевой о духовной истории Китая.

poklonnaya_goraЧто касается Поклонной горы, видимо, идеологический конструкт заключается в том, что все народы Советского Союза равно участвовали в подвиге борьбы с фашизмом, и все республики хотят иметь свое духовное представительство. И до революции Москве дано было царское указание на постройку такого буддийского культового сооружения, и тоже были критики, особенно сильно выступал против епископ Никон, знаменитый издатель Троицких листков, чтения для народа. Хотя в столицах, Петербурге и Москве, были представлены культовые здания народов, входящих в состав империи.

Думаю, что это не повод к огорчению. Есть другие вещи. Например, в Вашингтоне или Чикаго откровенно выстроен храм сатаны, там легализована церковь сатаны. И после того, как в ООН Америка, Канада и Украина высказались против инициативы России, ограничивающей героизацию неонацизма, стало ясно, где «кучкуется» гитлеризм в современном мире.

- Когда будет на земле одна религия, ведь разные религии – причина войн?

- С чего вы взяли? В Российской империи под державой и скипетром царя Великой, Белой и Малой России все народы жили очень дружно, и никаких религиозных распрей мы не наблюдали в период расцвета империи при государе Александре 1Александровиче III. Напротив. Почитайте историю, и вы увидите, что когда совершился вероломный захват власти масонскими генералами (и до сих пор подлинность отречения государя Николая Александровича II – большой вопрос, изучите подпись «Николай», она отличается от подлинной), за государя, уже отстраненного от власти, выступили полки иноверные – прежде всего доблестная чеченская «Дикая дивизия». Настолько эти народы, как и сегодня, чувствуют необходимость в державной силе России.

- Как примирить науку и религию? Как примирить истину и веру?

- А они дружат между собою! Они не находятся в конфронтации. Раскройте Евангелие вечерком, Спаситель так хорошо говорит: «Аз есмь путь, истина и жизнь». Во Христе совершается великое примирение и ума, и сердца, и души, и тела, и науки, и религии, и все области знания исходят от Него, источника Божественной премудрости. Среди ученых, мало-мальски состоявшихся, я не знаю ни одного принципиального атеиста.

- Как бороться с внутренними страхами?

- Вопрос серьезный, потому что депрессивное состояние свойственно сегодня многим людям, и я предложил бы больше петь, потому что поющая душа улыбается жизни. А что петь? Хотите – светские песнопения, хотите – духовные. Главное —  мурлыкайте себе что-то перед сном. Например: «А я иду, шагаю по Москве». И уже как-то уходит половина страхов и фобий. А уж если сами себе будете петь то, о чем 733974984381347840Михаил Юрьевич говорил: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть»! Вопрос учителям литературы: какую молитву наш гений словесности твердил, так что потом «и верится, и плачется, и так легко, легко»? Это молитва, которую хорошо петь, чтобы отогнать все и всяческие страхи. Говорят, индиго, эти гиперактивные дети, хорошо засыпают, когда мама, наклонившись над постелью, где спит уже двухметровая кровиночка-слезиночка и поет: «Богородице Дево, радуйся»…

- Что делать, если школьные традиции – например, хэллоуин – не соответствуют убеждениям православного человека?

- У нас еще при прежнем руководстве московского департамента образования запрещено в школах проводить хэллоуин, после того, как обнаружилась его сущность, чуждая не просто христианской – всякой гуманистической традиции. Это майдан для детей. И нужно иметь вместо головы тыкву, чтобы в наше время этот «базар» легализовать. Это никакие ни традиции, а просто привнесение в нашу жизнь совершенно чуждых начал.

 

галимханова-113x150

 

 

Записала Римма Галимханова