Sтраница Основного Sмысла

24 апреля 2021 года

Пушкин и Эйнштейн ЕГЭ бы провалили. Беседа с Татьяной Черниговской

Главный симок

МарочкаТатьяна Черниговская - доктор биологии и филологии, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ. Читает интересные и полезные лекции о мозге, мышлении, психике, искусственном интеллекте и т.д. Разработчик системы модификации программ обучения на основе современных научных данных. Известный популяризатор науки, умеет ясно и интересно говорить о сложном. Я побеседовала с Татьяной Владимировной на сессии в центре «Интеллекте», где она была гостем.

- Всем известен стереотип, что технари и гуманитарии мыслят по-разному. Есть научные доказательства этому утверждению?

- Хороший вопрос! Это все полная ерунда. Нет никаких прирожденных физиков и поэтов — различие идет не по специальностям. Если глубоко копать, то это разница на когнитивных стилях. Приведу пример. Эйнштейн — уж точно не филолог! — писал: «Интуиция — священный дар, рациональный ум — покорный слуга». И это говорит физик! Скажи подобное сказал филолог, это было бы банально. Когда все выходит на высокий уровень (не просто тот, когда на шапке написано: «Я — физик!») все перемешивается.

- Есть также мнение, что женский и мужской мозг отличаются.

- Это полная чушь. Индивидуальные отличия перекрывают групповые. Мальчики, не слушайте меня дальше: сколько хочешь парней дураков, причем если дурак, то глупее всех. Парни максималисты в этом, особенно тогда, когда наоборот. «Мужчины умные, они логически мыслят, а женщины больше по жарке котлет» — это все мифы, стереотипы. Не знаю, кто именно протоптал дорожку стереотипов, но я бы сломала ему ножки, если бы узнала, кто это. Хождение по такой дороге абсолютно скучное и простое, оно не только неправильное, но и страшно банальное.

- А по нациям есть различия?

- Это политически некорректный разговор. Конечно же, есть разница, но не стоит превращать все в политику, и не нужно обобщать. По расовому признаку, национальности и прочему все индивидуальны, и если даже углубляться в генетику, нет двух одинаковых геномов, поэтому, естественно, что Вася отличается от Пети.

- Сколько времени нужно мозгу отдыхать и что этому способствует?

- Он, разумеется, должен отдыхать, но для кого что является отдыхом. Если кому-то нужно посмотреть сериал, то для меня это наказание. Нет общего ответа, тут тоже все индивидуально. Для меня, например, отдых — прогулка в одиночестве по Финскому заливу, для другого — рок-музыка. Это не хуже и не лучше. Всем нужно познакомиться с самим собой, понять, что для меня хорошо, а что плохо. Интуитивно каждый из нас выбирает, какой вариант отдыха ему больше подходит.

- Что для вас одаренность? И кто — одаренный ребенок?

- Начну с того, что мне почти совсем не интересны дети и взрослые, у которых просто очень хорошая память, когда человек отличник исключительно поэтому. Кстати, хорошая память — на грани патологии, профессионально вам говорю. Такой отличник мне неинтересен, ибо такой отличник у меня в сумке лежит, телефон называется. Мне интересен человек, обладающий определённой смелостью, который не боится залезать в области, в которые как бы нормальные люди не ходят. То есть, человек, у которого открыты глаза, уши и мозги, он везде лезет. (Смеется.)

- Такие люди не всегда хорошо учатся.

- Если бы я работала учителем и у меня был ученик, по которому видно, что он умный, а при этом у него двойка… Он был бы интересен мне тем, что должен приложить особые усилия. Короче говоря, способный человек — не тот, у кого пятерки. Если бы ЕГЭ пришлось сдавать Пушкину, Моцарту и Эйштейну, они бы его провалили.

Если бы тесты проходил способный человек, он мог бы переиграть эту историю и, скорее всего, получил низкий балл. Понимаете, если вас спрашивают, кто написал «Евгения Онегина»: Ленский, Тургенев или Карл Маркс, это страшная вещь!

- Не опасно загонять ребенка в определенные рамки поведения, какого-то направления?

- Мне кажется, самое главное — доверие между родителем и ребенком. Отношения в семье не должны строиться на том, что младший выполняет приказы старшего, потому что у того есть над ним власть.

Сложнее мозга ничего нет. Если спросить у самой глупой студентки, что сложнее, вселенная или мозг, то, надеюсь она не будет вести себя, как я в молодости, и не ответит на этот вопрос.

- Есть ли отличия в мозге ребенка-вундеркинда от обычного?

- Как мозг ни крути, ты ничего не поймешь. Нигде не будет написано, что там деепричастие или квадратное уравнение b^2-4ac.Там нейроны или их части. У меня нет ответа на этот вопрос. Гением можно только родиться, им стать нельзя. Также очень важна среда. Предположим, вы родились со сверхспособностями, при этом вам нужно попасть в нужную среду. Нейронная сеть строится жизнью, и если она не попала в нужную ей среду, ничего не выйдет. Гениальные задатки ни во что не разовьются. Давайте не будем забывать, что даже Эйнштейна в начальной школе считали слабоумным. Нельзя смотреть на человека в одном возрасте и делать выводы. Я считаю, что большей части гениев просто повезло оказаться и развиться в той среде, в которой они стали «самими собими». (Смеется.)

- К сожалению, везет не всем.

- Когда я была в «Сириусе», краем уха услышала, как девочки обсуждали обучение, и в душу запала фраза: «Ну, наконец-то, я среди своих». В тот момент у меня просто оборвалось сердце. Я подумала: «О Боже, как исстрадались эти дети, когда они были в чужой среде, когда их никто не понимал». У девочки великолепные способности, а она вынуждена сидеть среди абсолютно незаинтересованных людей, а тут оказалась среди равных. Поэтому, дети мои, пожалуйста, стремитесь в «свою среду», и находите себя сами.

- Говорят, на работу мозга влияет игра на музыкальных инструментах.

- Да, это сильно влияет, а также изучение иностранных языков. У человека, владеющего несколькими языками, такие занятия даже отдаляют развитие болезни Альцгеймера, несмотря на то, что он носит ее в своем роду. Мозг — мышца. Если его положить, скажем так, на полгода на диван, то все будет в точности, как с мышцами ног — через шесть месяцев вы не сможете стоять. Мозг должен всегда проводить аналитическую и интеллектуальную работу.

- А какой язык легче изучать?

- На этот вопрос невозможно ответить правильно. Все зависит от индивидуальных обстоятельств, мотивации, процесса изучения и темперамента человека. Кстати, мозг у нас не различает слова. Ему что лама, что рама. (Смеется.)

- Часто так бывает, что в семье певцов рождается талантливый коллега. В том случае говорят: «У-х, наконец-то, сыграла генетика». Так ли это или весь результат — исключительно наша работа?

- Генетика играет роль, да. Например, у ребенка устройство слухового аппарата такой тонкости, что сразу понятно: ген переходит из поколения в поколение. Но в опровержение генетики скажу: нельзя забывать, что ребенок, способный к музыке, вырос и жил в среде музыкантов, у него в роду, допустим, все Бахи. Есть также проблема тщеславных родителей. Ну, вот как я могла не родить Моцарта?! Ведь ему уже четыре года и ни одной симфонии!

- Видимо, ребенок просто себя не нашел.

- Может, он бы был гениальным физиком, только никого близкого к этой области не попалось. Поэтому важно, чтобы дети пробовали себя в разных направлениях и попадали в нужную среду. Специалистам, учителям важно увидеть потенциал в ребенке, да и сам ученик должен понять, что ему ближе. Это мое, мне это интересно и это тоже, но в качестве, так называемого, десерта. Если он не попробует себя во всех этих специальностях, то как сделает выбор? Есть дети с общими способностями, поэтому, мне кажется, специализированные школы, которые готовят только будущих художников, не дают детям гармонично развиваться и находить себя. Как ребенок поймет, что он математик? Для этого нужно разбираться в себе, ходить по этой территории…

Автор Мария Степанова

 

Мария Степанова

(Газета «Седьмая перемена», №4 (28), апрель 2021 года.)