Sтраница Основного Sмысла

25 мая 2015 года

От Аркаима — до Рима

Аркаим

Аркаим? Да, конечно, о нем знают все. Из степного межрайонного пограничья между Кизилом и Бредами поднялось «из земли», из древности слово «Аркаим» и облетело весь мир. Здесь, на Урале, оно вошло в повседневную жизнь, в быт и будни. Но не заслонила ли слава сути? Вполне допустимо, что спросить «Что такое Аркаим?» — не банально. По крайней мере, такой вопрос ставит не кто-то, а сам Геннадий Зданович, создатель и собиратель всего, что вмещает в себя понятие «Аркаим».

 

- Геннадий Борисович, такое впечатление, что об Аркаиме много сказано, но мало понято. Хорошо бы, чтобы наши читатели из первых уст узнали, что такое Аркаим. Я знаю, что вас не единожды «уличали» в том, что вы хвалите «свое болото». Пусть на этот раз вас это не смутит. Скажите, как думаете. Скажите ту правду, которую лучше вас не знает никто. Вашу правду.

Когда мы встречались в прошлый раз, вы сослались на книгу об истории Рима. Вы ее тогда даже принесли из дому. Почему вы так цените эту книгу?


Зданович- Да, это многотомное издание Тита Ливия, посвященное истории Рима. А ссылаюсь я на него в связи с фундаментальным вопросом о том, как нужно писать историю. Ливий жил в годы, когда Риму было уже 700 лет. И после него Рим существовал еще четыреста лет. Ливий создал величественный и в чем-то идеальный образ вечного Города. Этот образ на протяжении столетий формировал высокое самосознание самих римлян и еще многие века оказывал мощное воздействие на всю культуру Европы. Сколько здесь ярких примеров патриотизма, примеров верности общественному долгу и самоотверженного служения Отчизне!

- Но в истории Рима было все: и предательство, и коварство, и гражданские войны… А не только высокое и прекрасное.


История Рима- Конечно. Думаю, что историю надо писать честно, правдиво и справедливо, но,
подобно Титу Ливию, нельзя не сохранять возвышенную ноту,
когда речь идет о прекрасных порывах человека как в сфере духа, так и в сфере материальной культуры. Такой подход воспитывает людей и служит возвышению человеческого
сообщества. История Рима в изложении Ливия до сих пор является предметом гордости итальянского народа и всего цивилизованного человечества.

А как мы пишем историю нашей родной России? Здесь, — плохо, там — хуже, а там — вообще хуже некуда. Все плохо, все порочно. Простите, но речь идет о великой России! В конце концов, что бы о ней ни написали, она все равно – великая. Великая не потому, что кто-то ее сочинил такой, она сама по себе такая.

Аркаим3- Геннадий Борисович, теперь, после Тита Ливия, можно поставить наш главный вопрос: что такое Аркаим? Что такое Аркаим во времени и в пространстве?

- Очень трудно подобрать фразу… Прошло 28 лет с того времени, как был открыт Аркаим. До этого события у меня была уже приличная археологическая биография. Я поработал в степях Украины и юга России, в Центральной Азии и Сибири. Но один взгляд на план Аркаима перевернул все мои представления о бронзовом веке. Первую глазомерную съемку мне вручили молодые специалисты — археологи Сергей Боталов и Вадим Мосин — в Zdanovich_Putin3тот памятный день я принимал экзамены в ЧелГУ у первого курса. С этого мгновения я вижу Аркаим как «звездный час» истории российского пространства, а если более полно, – «осевое время» всей Евразии.

- Пожалуйста, сначала о том, что было до Аркаима.

- Конец каменного века, неолита, – и начало эпохи меди–бронзы.  Это —  последние вехи первобытности. Представьте себе наши челябинские степи и лесостепи в IV–III тыс. до н.э. (5000 — 4000 лет назад). Здесь живут охотники и собиратели, рыболовы и ранние скотоводы. Основу жизнеобеспечения составляет потребляющее хозяйство: человек использует для своих нужд то, что создано самой природой – добывает зверя на охоте, ловит рыбу, собирает грибы и ягоды.

- Я это подчеркну — «потребляющее хозяйство».

0- К концу III тыс. климат в степи становится все суше, сокращается количество диких животных, на междуречьях высыхают травы.  Чтобы обеспечить себе жизнь, люди степи должны были найти новые формы ведения хозяйства. А это, прежде всего, полный переход степи на производящее хозяйство.

- Подчеркну и это — «производящее хозяйство».

- В новых условиях люди потребляют то, что производят сами – выращивают домашний скот и возделывают землю. Исторически это очень длительный и сложный процесс. Он был связан не только с конкретными природными условиями, не только с умением ухаживать за скотом и растениями, но с радикальным изменением человеческой психологии.

- Простите, но можно подумать, что это было начало сельского хозяйства.

- Нет, это начало всего современного хозяйства, включая металлургию. И это — великое начало. Стремительное освоение нового.

26473- И аркаимцы в этом смысле были первыми на всем пространстве Евразии?

- Можно смело говорить, что все степные культуры от Северного Причерноморья до Южной Сибири и Китая, начиная с неолита, шли по пути освоения хозяйства производящего типа. Но не так легко и просто это осуществлялось. Это был грандиозный эксперимент. Новое в культуре накапливается очень медленно, но реализуется, обычно, в форме взрыва. История должна была выбрать только место и время, чтобы реализовать генеральную «идею» рождения новой культуры. Для Великой Степи все сошлось на Южном Зауралье рубежа III–II тыс. до н.э. Здесь нашло воплощение все самое передовое для своего времени. Все, что находилось в зародыше в разных концах степного евразийского пространства.

- Геннадий Борисович, что касается места и времени, пожалуйста, — подробнее.

82709901- Начнем с места. У подвижных охотников и скотоводов (их называют людьми ямной культуры) должна была возникнуть серьезная потребность в длительной остановке. Оседание ямных племен в Зауралье было определено наличием здесь многочисленных выходов медных руд, прежде всего, малахитов и азуритов. Окисленные руды, карбонаты меди легко поддаются переработке. Так что первоначальная оседлость населения Южного Зауралья была связана с возросшей потребностью в меди.    

Достижениям в развитии металлургии способствовали наличие леса – топлива для металлургических печей,  и выгодное географическое положение. Именно reka_Uralздесь, в челябинском Зауралье, лежит Великий водораздел европейских и азиатских рек. Это единственное место на географической карте евразийского материка, где теснейшим образом переплетаются истоки сибирских рек и Северного Ледовитого океана с водами Каспия и Средиземноморья (на протяжении антропогена Каспий неоднократно соединялся с Черным морем). Можно образно сказать, что с челябинского пенеплена (бывшей горной, а ныне выравненной местности) реки текут во все стороны света.

Давайте посмотрим с высоты нашего времени на эпоху Аркаима и Синташты. Мы должны признать, что Южное Зауралье было идеальным местом для зарождения цивилизационных процессов. Обратите внимание —  исследования (Л.И. Мечников, А.Д. Тойнби, Л.Н. Гумилев и другие) однозначно убеждают, что зарождение и развитие выдающихся очагов культуры происходили в районах, которые отличались контрастными ландшафтами. Только на стыках природных зон — гор и равнин, моря и суши, крупных речных долин и междуречий — рождались новые формы социального бытия и новые технологии. Здесь созревали яркие прорывы духа и первые «зерна» ноосферы, которые В.И. Вернадский и П. Тейярд де Шарден связывали с поздним неолитом и бронзовым веком.

1ce820bfee1357ea4cd6371bdfb8bc96Детальные исследования в области историко-географических взаимосвязей принадлежат Л.Н. Гумилеву. Им составлена «Карта территорий, где возникали новые этносы». При этом он использовал термин «месторазвитие»: «Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием. Так, в пространстве Евразии на всей полосе сплошных лесов не возникло ни одного народа, ни одной культуры. Все, что там есть, было привнесено с юга или с севера. Чистая сплошная степь тоже не дает возможности развития. … Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. Это положение верно не только для Евразии, но и для всего земного шара».

Л.Н. Гумилев во всем мире выделил всего 16 регионов активного этногенеза. Открытие Аркаима и Страны городов позволяет отметить еще один – 17-й регион «месторазвития». 

- Значит, не все территории на земле равнозначны? С этим мы разобрались. А теперь — вторая часть вопроса —  время. Как увидеть Аркаим среди других исторических явлений и событий? Где он помещается? Например, Аркаим и Рим.

y1202647E-02_a- Рим намного младше Аркаима. Между ними лежит огромное временное поле — более тысячи лет. Для осознания времени бытования аркаимских людей лучше обратиться к цивилизациям Ближнего Востока – к Египту, Месопотамии, Средиземноморью, к тому, что нам известно со школьной скамьи. Что было в этих странах в конце III – начале II тыс. до н.э.?

Египет этого времени ученые относят к Среднему царству. Знаменитые пирамиды фараонов Джосера, Хуфу и Хафра стоят уже несколько веков. Но строительство пирамид активно продолжается. Правда, они не такие монументальные, как прежде.

Интересно, что к эпохе Среднего Царства в Египте, в отличие от Аркаима, век бронзы еще не наступил. Там в ходу медные и каменные орудия труда. Широкое применение бронзы (сплав меди с оловом) происходит только к XIV–XII вв. до н.э., то есть к концу 11 тыс. до н.э. — на несколько веков позже.

fig38Еще один интересный факт – «солнцепоклоннический переворот». Утверждение Солнца как главного Бога в Зауральских степях произошло, кажется, намного раньше, чем в Египте.

Колесницы и лошади появились в Египте  где-то около 1700–1600 гг. до н.э. Некоторые исследователи связывают этот факт с активным перемещением индоевропейских племен. Между прочим, в это время Центральная и Западная Европа все еще лежат в первобытности. Здесь почти повсеместно господствуют охотники и рыболовы…

- А что происходит в Двуречье?

27wt1dz- В Месопотамии второй половины III – начала II тыс. до н.э. возникают  восточные деспотии. В царстве Шумера и Аккада главным городом становится Ур. У власти утверждается третья династия. Первые цари начинают с организации оросительных систем и строительства храмов. Утверждается новый тип храма – зиккурат. Это многоступенчатое пирамидальное сооружение на грунтовой «подушке». Кстати,
818.аз.5Большой Синташтинский курган, сооруженный в аркаимскую эпоху
на рубеже III–II тыс. до н.э., является совсем не отдаленной аналогией месопотамскому храму – зиккурату.

- А в Средиземноморье?

– Конечно, это эпоха знаменитых дворцов Крита. Позднее культуру назовут крито-микенской. Время, от которого сохранились замечательные мифы о Дедале и Икаре, о Тезее и Ариадне. Интересно было бы исследовать, как переплетаются лабиринты Аркаима и Страны городов с лабиринтом архитектора Дедала, который тот создал по заказу царя Миноса? И понять, имеет ли эта перекличка какое-то историческое содержание…

3528032-d87a708851cf3d2dМинойская цивилизация с ее дворцовыми сооружениями сильно пострадала при извержении вулкана на острове Фера (Санторин). Это произошло около 1625 г. до н.э. Миф об Атлантиде часто связывают с этим событием. Вопрос: не является ли пепел, который отмечали при раскопках Аркаима (А. Гаврилюк, И. Иванов), пеплом Санторина?

И еще. В начале II тыс. из евразийских степей в Элладу вторгаются волны индоевропейцев. Они называли себя «ахейцами». Они привели с собой лошадей, запряженных в двухколесные колесницы. Ахейцы пришли для того, чтобы через какое-то время создать Афины, весь материковый и островной греческий мир и, в конце концов, европейскую цивилизацию.

У нас нет возможности, даже в нашем длинном интервью, подробно останавливаться на достижениях цивилизаций Древнего Мира. Но, уверяю Вас, они  по целому ряду параметров в значительной степени сопоставимы с достижениями Страны городов. 

 

22_81

 

 

Михаил Фонотов

Челябинская область