Sтраница Основного Sмысла

23 февраля 2015 года

Ни один народ не желает быть второсортным, даже самый малочисленный

276d1e29ff7e63ff69bf1b0d0ef3e4a4

В современном мире глобализации на первый план выступают острейшие общечеловеческие проблемы, от разрешения которых зависит судьба всех земных цивилизаций. Одна из таких проблем – борьба с международным терроризмом, прежде всего, на почве национально-этнического экстремизма и межконфессиональных противоречий. С этой точки зрения территория Российской Федерации весьма уязвима – наша страна многонациональная (по последней переписи 2010 года в ней около 200 национально-этнических общностей) и многоконфессиональная (в течение истории в ней сформировались четыре основные религии – православная, исламская, иудаизм и буддизм). Поэтому государство и общественные организации уделяют пристальное внимание гармонизации межнациональных отношений и межконфессиональной диктолерантности. Но проблемы возникают там, где их меньше всего можно было ожидать. Гуманитарный журнал уже рассказывал о конфликте в Челябинском государственном университете вокруг преподавания религиоведения (материал «Просвещенная дикость», 22 мая 2013 года). Сегодня появился повод вернуться к этой теме.

 

В 2012 году при Президенте России был создан Совет по межнациональным отношениям. Он разработал «Стратегию Государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», которая была подписана Владимиром Путиным в декабре 2012 года и вступила в силу. Этот документ является «системой современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной 71377политики Российской Федерации» (из Указа Президента РФ от 19 декабря 2012 года, № 1666).

В каждом разделе «Стратегии» речь идет о проблеме этнического и религиозного экстремизма. Вот некоторые из них: «Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»; Одним из основных принципов государственной национальной политики провозглашается «уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды»; Далее – «пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды»; «противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости». И так — во всех разделах «Стратегии», касается ли это СМИ, подготовки кадров, образования и т.д.

Казалось бы, все предельно ясно. Но, увы. Вот некоторые высказывания С.С. _Логиновского, бывшего преподавателя кафедры религиоведения Челябинского государственного университета на учебных занятиях по дисциплине «Социология религии»:

«А вообще-то обнаглели башкиры с татарами (преподаватель рассказывает, что Башкортостан требует вернуть часть территории Челябинской области — Л.А.). Найти всех этих башкир, замочить всех, которые так думают. Если так думают 90 процентов, значит, 90 процентов. Заселить русскими. Россия для русских!;

Про простую ситуацию в Башкирии и в Татарстане. Эти козлы в Татарстане. Я имею в виду власти, вот эту националистическую элиту… Они же в 90-е годы от кириллицы хотели отказаться… Козел этот, которого сняли, президент этот старый;

news-BSWdG0MjsZШаймиев — у него одно хорошо, он был светский человек, мусульман не очень любил, так, в общем-то, заигрывал с ними, но мусульманам жизни там не давал;

Я за свободу Татарстана! Всех надо выселить их куда-нибудь. В Турцию, там же братья! К южным тюркам. Там их 60 миллионов, три миллиона влезет еще, какой-нибудь город один им дадут».

Откровения преподавателя ЧелГУ (с сохранением стилистики) можно цитировать и дальше. С.С. Логиновский говорил, что единственная истинная религия – православие, а остальные – сплошная ложь, они должны уничтожаться и искореняться; что выселение крымских татар, чеченцев в сталинские годы репрессий — это нормально, и нужно так же делать и сейчас; что ислам – это сатанизм, а мусульмане, буддисты, язычники — «подонки», «те ещё сволочи», «сумасшедшие» и т.д.

Лекции, явно разжигающие ненависть и вражду по признакам национальности и религии, читал не кто-нибудь, а кандидат философских наук, доцент государственного университета! С их аудиозаписями я познакомилась еще в марте 2013 года, когда в адрес исполкома Конгресса татар Челябинской области поступило официальное обращение от Постоянного представительства Республики Татарстан в Уральском регионе с просьбой разобраться в ситуации. Подобные лекции господин Логиновский читал в течение нескольких учебных лет (мне довелось послушать аудиозаписи занятий 2011 и 2012 годов).

…Всю свою активную жизнь я посвятила проблемам национальной политики. И очень хорошо знаю, как опасны любые, порой «безобидные» действия, которые могут привести к межнациональным конфликтам. Сторонники С.С. Логиновского говорят, что он 4233_NpAdvHoverхороший специалист, он просто хотел заинтересовать аудиторию, пытался говорить с молодежью на ее языке, создавать игровые ситуации. Где-то такой подход вполне оправдан, но в деликатной сфере межнациональных, межконфессиональных отношений он требует особого такта и даже искусства. Тут очень легко заиграться и перейти грань дозволенного. Я более 40 лет проработала вузовским преподавателем, и отлично прослеживаю, как много значит для воспитуемого слово педагога. Тем более, слово опытного, умного педагога, который умеет внушать, формировать его мировоззрение. Я поняла, что С.С. Логиновский умеет это хорошо: в другой группе, где были студенты преимущественно русской национальности, он добился своего. Его воспитанники стали называть мусульман «мусульмашками», а у некоторых появилась уверенность, что «Россия — для русских!». Все это очень опасно. Если называть вещи своими именами, педагог вел антиобщественную, антигосударственную деятельность. Это просто поразительно, ведь выпускники по специальности «Религиоведение» должны быть профессионалами в формировании в стране межконфессиональной толерантности и воспитанию культуры межнациональных отношений.

Когда я впервые прочитала расшифровки аудиозаписей лекций С.С. Логиновского, была в шоке: он вел себя так, как будто не знал, что здесь, на Южном Урале, самые древние жители 0018-018-Korennymi-zhiteljami-JUzhnogo-Urala-byli-bashkiry(после финно-угорских племен) – башкиры, они живут тут более тысячи лет (по переписи 2010 года их в области более 166 тысяч), а татары сюда переехали более 400 лет назад (по той же переписи их в регионе около 200 тысяч). И куда господин Логиновский собрался переселять этих людей?!

В городе и области проводится активная работа, направленная на то, чтобы живущие на Южном Урале народы (более 120 национальностей) сотрудничали, жили в мире и согласии. Большой вклад в это дело вместе с органами власти вносят национально-культурные объединения. 5 февраля 2015 года Ассамблея народов Челябинской области награждена высшей наградой города Челябинска «Признание» в номинации «Социально-значимые программы». Недавно в областном центре открыт Дом народного единства. А в это время в ведущем государственном вузе региона читаются провокационные лекции… Группа студентов, среди которых были представители разных национальностей, пыталась их оспорить, но безуспешно: обращения к руководителю направления Т.А. Чумаченко и должностным лицам ЧелГУ с просьбой принять меры к отстранению такого лектора от преподавания ни к чему не привели. Мало того, четверо активных студентов, написавших жалобы, были отчислены из университета… 

Однако ребята продолжали бороться за свои права. Они обращались во все инстанции, доказывая, какой вред наносит такой преподаватель. И вот свершилось: в Калининском zEk7mdTMiao2kmdrрайонном суде Челябинска начался процесс, на котором рассматривается уголовное дело в отношении С.С. Логиновского, он обвиняется по пункту «б» части 2 статьи 282 УК РФ «Действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды к группе лиц по признакам национальности, совершенные публично лицом с использованием своего служебного положения».

Я присутствовала на судебном процессе, где выступали с обвинениями свидетели, студенты ЧелГУ. Понятно, что суд — это серьезная инстанция, там своя процедура и строжайшая дисциплина присутствующих. Все это — во имя торжества справедливости. Но то, что я увидела, удивило. Поразила психологическая обстановка на процессе. Со стороны судьи Ольги Курило звучали окрики: «Прекратите разговаривать», «Что вы там спектакль устраиваете», «Вы разговариваете с представителями государства, не забывайте об этом!» После моей попытки написать записку рядом сидящей женщине тут же последовало: «Что вы там пишете, запрещено передавать записки!» Позже из правил поведения в судебном заседании я узнала, что это не запрещено.  

Свидетели обратились с ходатайством, но государственный обвинитель Оксана Шувалова сказала, что им нельзя этого делать. Позже я выяснила, что у них такое право есть. Прокурор так задавала свидетелям вопросы, что складывалось впечатление, что ей хочется их запугать. Она делала это с усмешкой, с чувством своего превосходства. Казалось, что государственный обвинитель не обвиняет, а …защищает С.С. Логиновского. И его адвокату Елене Родиной особо и делать нечего. Кстати, она и вопросов почти не задавала — ее функции выполнял прокурор.

Если я ошибаюсь, если у меня создалось ошибочное представление о судебном процессе, словах и действиях его участников, то принародно попрошу прощения у судьи, гособвинителя и адвоката. А пока хочется сказать таким, как С.С. Логиновский (к сожалению, он не news_20130621113550_364одинок в своих взглядах) и всем, кто не понимает опасность его поведения, очень простые истины.

Первое. В XXI веке ни один народ не желает быть второсортным, даже самый малочисленный; каждый имеет желание и право сохранить и развивать свою национальную самобытность.

Второе. Время империй прошло, а время наций – нет. Попытки любой ценой воссоздать империю наперекор истории представляют сегодня наибольшую угрозу для всех народов, населяющих Россию, в том числе для русского.

Третье. Современный человек (во всем мире, а не только в России) не готов отказаться от национальной самоидентификации в глобализирующемся мире. Это один из типов человеческого разнообразия, который, с одной стороны, позволяет нам ощущать свое единение с другими людьми, а с другой – создает человечеству внутренние стимулы к развитию…

 

image9743445

Луиза Алмаева,

кандидат исторических наук, доцент, академик Международной тюркской академии, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член президиума Совета Ассамблеи народов Челябинской области, член исполкома и научный консультант Конгресса татар Челябинской области, член Челябинской областной общественной палаты