Sтраница Основного Sмысла

9 декабря 2013 года

О, спорт, ты — миф! Деньги и пиар теснят смысл и олимпийские идеалы

ИОД

Олимпийский огонь продолжает путешествовать по России. Каждый регион старается провести свой этап грандиозной эстафеты с выдумкой, оригинально. Факел уже побывал в космосе, кр стна дне Байкала, его прокатили на огромном самосвале в угольном разрезе Кемеровской области, подняли на вершину красноярских столбов и т.д. Наблюдая за стараниями организаторов эстафеты, далеко не каждый задумывается о смысле всех этих изощренных действий. Считается, что все само собой разумеется – это Олимпиада, ее в стране не было аж 34 года! Проведение Игр очень важно для России, подъема национального самосознания ее граждан.

Мы не помним такой грандиозной эстафеты по всей стране в далеком 80-м, когда провилась Московская Олимпиада. На этой площадке советская пропаганда заметно уступает нынешнему российскому пиару. Зато тогда вовсю звучали прекрасные песни, которые остались в памяти и в душе сих пор: «Ре-е-ет в вышине, и зовет олимпийский огонь золотой!», ЭОО«Ста-а-рт дает Москва!» и т.д. Сейчас песен не слышно. Хочется думать, что пока не слышно, что скоро они зазвенят и наполнят радостью и смыслом путешествие по стране газового факела и саму Олимпиаду в Сочи. И мы вместе с организаторами отдохнем от сомнительного креатива, гигантомании и показухи, и вспомним подзабытые в суете идеалы спорта и олимпийского движения. Гуманитарный журнал попросил поразмышлять об этом челябинского журналиста Андрея Сафонова.

————————————————————————————————————————————

Недавно обнародованы суммы контрактов игроков Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Доходы пятерки самых высокооплачиваемых, кандидатов в олимпийскую сборную, – от четырех с хвостиком до десяти с небольшим миллионов долларов в год ИК(на первом месте — звездный нападающий питерского СКА Илья Ковальчук). Примерно в это же время сенатор Вячеслав Фетисов предложил запретить естественным монополиям финансировать профессиональные спортклубы. Логика такова: гиганты, подобные РЖД – достояние всей нации. Потому негоже тратить ее богатства на потеху отдельно взятой группе фанатов. Почему все россияне, независимо от собственных увлечений должны, оплачивая тарифы монополистов, развлекать спортивных болельщиков?

Зачем хоккеистам доллары?

По этому поводу у меня завязалась дискуссия с одним из коллег:
- Ну, ведь прав Фетисов, — начал он.
- Это очередной популизм, — возразил я. – Доля расходов на профессиональный спорт в тарифе монополистов минимальна. Если им запретить на это тратиться, спортсмены останутся без денег, а мы от этого не почувствуем никакой выгоды. И потом: где гарантия, что сэкономленные средства пойдут на благо страны, а не на новое шубохранилище для монопольного начальства?
- Здесь вопрос принципа, — не уступал коллега.
- Вот именно, дело в принципе. Имею в виду принцип устройства отечественной экономики. Компании монопольного, наиболее прибыльного сектора фактически национализированы. А раз так, вполне естественно, что государство в их лице несет бремя расходов на профессиональный спорт (например, Газпром финансирует питерский Зенитфутбольный клуб «Зенит»). Тем более, это же имидж страны, как-никак.
- Нет, ты вдумайся! — начинал горячиться коллега. – Молодой, совсем еще зеленый парень только за то, что бегает по льду за куском резины, получает в год несколько миллионов долларов. Это при том, что большая часть работающей страны едва концы с концами сводит.
Левый поворот, обозначившийся в дискуссии, вызвал в глубине души улыбку. Будучи молодым циником, всегда относишься с теплотой к столь редкой в наши дни бескорыстной человеческой наивности. Особенно, если встречаешь ее в людях, от которых не склонен был ее ожидать.
- Но это же классический вопрос спроса и предложения, — начал я крыть экономической правдой-маткой коммунистический почин своего собеседника. – Мы живем в мире, где людям нравится хоккей, и хоккеистам платят хорошие деньги. Есть конкретный русский парень, который играет в хоккей настолько хорошо, что может дорого продать свои способности не только в нашей стране, но и за рубежом. Потому что современный мир открыт. И если мы как государство не хотим, чтобы он играл на спортивной площадке против нас, мы должны за мировой уровень игры предложить и зарплату мирового уровня. Иначе он просто уедет на Запад.
- Так же, как уезжают ученые, которым мы (государство) зарплату мирового уровня платить не можем?! – припечатал собеседник.
ЮЛПоняв, что шайба в моих воротах и предвидя следующую атаку, я предпочел предусмотрительно скрыться за огненной шевелюрой московской коллеги:
- Журналистка Юлия Латынина, кажется, говорила о том, что общество, тратящее деньги не на образование и науку, а на гладиаторские бои, обречено.

Наука непрезентабельна

Вывод из этой дискуссии, в которой я потерпел полное фиаско, очень прост: ни один из объективных законов, в том числе, экономических, не лишает общество права выбора приоритетов. Следовательно, возлагает на него ответственность за качество этого выбора.
Вопрос об ученых, заостренный в споре моим коллегой, не случаен. Потому что именно эти люди во многом формируют среду, которая, априори являясь человеческой, еще и очень часто человечна. Миссия ученого – путь самоотверженного познания, нередко бескорыстного, а иногда и безрезультатного. Тем ценнее этот путь, потому что он — альтернатива гламурно-животной идее нацеленности на результат, независимо от сути этого результата и его цены.
Событие советского кинематографа – ДДОГфильм «Девять дней одного года». Главный герой (культовая фигура тех лет) с точки зрения современной общественной морали – полный лох, не способный удовлетворить вечно ноющую жену и угробивший собственное здоровье ради эксперимента, результат которого не очевиден. И за что такому платить?
И смех, и ужас заключаются в том, что отвечающая за распределение денежных потоков бизнес-бюрократия такой вопрос в подобных ситуациях задает на полном серьезе и с чувством собственной правоты. Потому не столь часто слышно, как некая корпорация финансирует фундаментальное научное исследование, вкладывается в программу освоения космоса, или открывает на свои деньги гуманитарный университет.
Почему? Да все просто. Достижение научного результата – процесс не быстрый, не очевидный и с точки зрения современного понимания сути финансовых взаимоотношений, рискованный. Науки питают тщедушных юношей, а не матерых пиарщиков. Другое дело спорт – сфера реализации рыночных амбиций бизнес-бюрократии. А так как у влиятельных ее представителей еще и напрочь отсутствует стратегическое видение перспектив, то мечты об инновациях как торжестве интеллекта над хаосом у нас остаются утопией и уступают место видимому результату.
Видимость, наглядность стали синонимами реальности. Сфера спорта – лишь один из ярких тому примеров. пиарКульт спортивных достижений, частью которого являются и высокие зарплаты спортсменов, и предолимпийский ажиотаж – всего лишь иллюстрация возобладавшей в России парадигмы. Ее суть — в приоритете наглядности над смыслом. Иначе зачем, спрашивается, олимпийский огонь надо было отправлять в космос и опускать на дно Байкала? Что эти игры с факелом олицетворяют? То, что после Олимпиады наша экономика сначала вылетит к галактическим чертям, а потом пойдет ко дну?

Спортсмен бьется за победу, государство – за зрелище

Культ зрелищности торжествует сегодня над смысловым, мировоззренческим, философским началом. Хотя именно философское начало возлагалось в основу олимпийского движения как одного из ярких проектов человечества. Классическая спортивная победа – торжество силы духа. Она доказывает способность человека одержать верх, в первую очередь, над собственной слабостью и, как следствие победить сильного и уважаемого соперника. То есть, речь о моральной победе спортсмена и страны, которую он представляет. Отсюда – величие Олимпиады и ее миротворческая роль.

Историческая справка
Олимпиады Древней Греции возвеличивали человека. Они отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. При этом никто не фиксировал абсолютные достижения атлетов!
«О, спорт, ты – мир!» — воскликнул Кубертеноснователь Игр современности барон Пьер де Кубертен. Он стремился внушить людям планеты гуманистические идеи всеобщего характера, преодолеть сословные, национальные и расовые ограничения, международные противоречия. Для разрешения возникшей дилеммы была разработана система самоизбрания состава МОК, с помощью которой Кубертен хотел стать выше международных конфликтов и противоречий, порожденных столкновением различных интересов.

Сегодня постижение изначального смысла спортивных побед подвластно лишь самим спортсменам. Индустрия же спорта, частью которой являются спонсоры, воспринимает своих мастеров не иначе, как производителей зрелищных услуг. Вложение в эту услугу приносит компаниям имиджевые дивиденды. Иногда возникает ощущение, что ради них-то все и делается. СпонсорИ главный на площадке не спортсмен, демонстрирующий чудеса воли, а спонсор, который ему платит.
Спорт, изначально воспринимаемый как физическое воплощение духовных практик, в массовом сознании низводится до коммерческого зрелища. Соответственно, участник соревнований в глазах толпы из морального лидера превращается в обычного гладиатора. Его задача – добиваться видимого результата и, может быть, невольно приучать к этому других.
Подчеркну: культ профессионального спорта, поощряемый крупным бизнесом, а, соответственно, и государством – лишь наиболее очевидный апогей псевдорезультативности. Почему даже в нашем спорте, где, казалось бы, результат очевиден, трудно обойтись без приставки «псевдо»? Да потому что результат этот реален именно как личные достижения спортсменов, заслуга их самих, их тренеров, их близких. спОбеспечивая грандиозные зарплаты наиболее успешным, крупные компании просто примазываются к уже достигнутому результату, приклеивают свой логотип к спортивным победам конкретных трудяг (спорт это колоссальный труд), внушая ощущение собственной значимости.
Высокооплачиваемая в долларах (неважно кем) работа спортсмена – победа спортсмена. Особенно если идет он к этой победе не ради денег. Нищенский заработок педагога и ученого – стратегическое поражение корпорации под названием «Государство Россия». Поражение будет очень болезненным. Но, чтобы об этом не думать, можно окунуться в мифотворческий дурман олимпийских торжеств. Пара месяцев у нас на это еще есть.

саф

 

 

Андрей Сафонов