О ценностях российского ислама

Sтраница Основного Sмысла

9 августа 2015 года

О ценностях российского ислама

071700005604

В кабинете Главного муфтия Уральского федерального округа Рината Раева висит фотография Президента РФ Владимира Путина в тюбетейке, она снята во время визита в Татарстан. Рядом — знамя, отражающее историю ислама в России, с прихода сподвижников пророка Мухаммеда к волжским булгарам; эскиз старинной мечети в городе Булгар, которую начали восстанавливать в последние годы; макет комплекса соборной мечети и медресе, который будут строить в Тракторозаводском районе Челябинска.

Ринат Афраемович – духовный лидер мусульман большого российского региона. Только в Челябинской области более 100 приходов, из них зарегистрировано 89 местных мусульманских религиозных организаций, остальные  действуют как   религиозные группы, но некоторые не имеют мечетей. В Курганской области 51 община, там создается детский духовный воспитательный центр. В Свердловской области 50 общин, 27 – в структуре регионального духовного 12022009.2.3управления, есть прекрасная соборная мечеть в Екатеринбурге. Из старинных мечетей две — в Челябинске, две — в Троицке, по одной — в Пласте и Караболке, остальные практически новые. Главный муфтий — человек очень занятой, но он любезно согласился на интервью. Мы говорим о том, как сохранить мир на нашей земле, на каких принципах строить будущее.

 

 

- Ринат-хазрат, Россия – страна многонациональная. Как чувствует себя на ее просторах ислам?

- Наша страна многонациональная и поликонфессиональная, только на Южном Урале живут представители более 100 народов. Предки татар и башкир принимали ислам добровольно, еще во времена пророка Мухаммада (Мир Ему). В девятый год девятого месяца хиджри он направил трёх своих сподвижников на берега Волги, и именно они донесли ислам до волжских булгар. А спустя 300 лет, в 922 году по григорианскому летоисчислению (в 310 году – по мусульманскому календарю хиджри) добровольно i_476приняли  ислам как государственную религию. Волжскую Булгарию посетила делегация багдатского (аббасидского) халифа аль-Муктадира, секретарем которой был арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Фадлан (на рисунке он читает послание халифа Алмыш хану — ред.).

Как показывает наша история, и славяне, и тюркские народы со всеми уживаются, делят радости и горе со своими соотечественниками. Когда в свое время были гонения на религию, навязывание властью атеизма, пострадали все: и мусульмане, и христиане, и представители других конфессий. До революции в России было 7,5 тысячи мечетей, до 1922 года – 14 тысяч мечетей. Но потом, после изменений государственного масштаба, были порушены мечети, медресе, полностью развалена система образования. Я являюсь ректором Российского исламского университета, мы сейчас по крупицам восстанавливаем дореволюционную систему образования – наших предков.

raqsulevВ 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Габдрахман-хазрат Расулев (на снимке — ред.) был муфтием Центрального Духовного управления мусульман Советского Союза и Сибири. Он призвал верующих собирать пожертвования для закупки оружия, самолётов, формирования танковой колонны, сам сделал личный взнос — 50 тысяч рублей. Все мусульмане поддержали призыв, об этом свидетельствуют архивные исторические документы.

То же самое делали и православные, и представители других конфессий: забыли обиды на государство и стали на защиту своего Отечества. Потому что Родину, как и своих родителей, мы не выбираем – это даётся по предопределению Всевышнего. Об этом говорится и во всех Священных писаниях, и в заветах пророка Мухаммада (Мир Ему): защита, любовь к своей Родине – это частица своей веры. Этот добрый пример наши предки показали и будущему поколению. Если Бог дал нам эту территорию, нашу Родину, Россию, мы должны ее охранять, любить, оберегать – это наш священный долг.

Выиграв войну, Сталин в 1946 году в знак благодарности разрешил строительство двух мечетей. Сам видел в Уфе телеграмму, адресованную председателю духовного управления Габдрахман-хазрату Расулеву. Одна из мечетей находится в Челябинске, в посёлке Миасском, другая – в городе Ишимбае Республики Башкортостан. Есть и исторические мечети, XVII-XVIII века.

52ef98ee4015b117dfd0a368fb9cc522Недавно губернатор Борис Дубровский побывал в Троицке на четвертых Расулевских чтениях. Было подписано соглашение о сотрудничестве между ЦДУМ и правительством Челябинской области, решено восстановить комплекс мечети и медресе, построенный в XVII веке. Именно Южный Урал, город Троицк был центром образования и просвещения, здесь находилось знаменитое медресе «Расулия», которое основал Зайнулла Расулев – просветитель, богослов и учитель. Это духовное учреждение было известно во всем исламском мире и в арабских странах.

Отечественные богословские кадры готовились на очень высоком уровне. Троицк стал примером в преобразовании учебной образовательной системы. Потом по ней преобразовались медресе «Галия» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Мухамадия» в Казани и других регионах. Использовались все современные на тот период методы преподавания, обучали не только религии, но и светским наукам: астрономии, физиологии, биологии, анатомии, географии, иностранным языкам.

Эти корни и по сей день дают нам основу и ориентиры.  Мы должны основываться на своей истории, потому что в исламе, как и в христианстве, у нас была своя система образования, свои труды, свои ученые, богословы.
Опираясь на это, мы должны жить со всеми народами в мире. Тому же учит и священный Коран, где Всевышний говорит: «Подлинно, Мы создали вас от одного отца и одной матери, Адама и Евы, разными племенами и народами, дабы вы познавали друг друга. Самые достойнейшие из вас перед Богом наиболее богобоязненные». Мусульмане должны верить не только во Всевышнего Творца, но и во всех пророков, все Священные Писания, ниспосланные Всевышним: Тору, псалмы Давида, Евангелие, Коран. И если кто-то будет говорить: «Я не признаю предыдущие книги, верю только в одного пророка Мухаммада» (Мир Ему), мы не можем считать, что у него вера – полноценная.

- Отличается ли российский ислам от арабского?

- Ислам в переводе означает «покорность Богу». Но у народов, живущих на разных континентах, есть свои обычаи, традиции, этнологические компоненты. Естественно, 56ed35506d528e51aa2b4ad01577bfc4российский ислам отличается, мы со всеми уживаемся. Этому нас учит и религия, и сама история народов России, чьи потомки сохраняют  идеалы и традиционные ценности.

К сожалению, в мире есть силы, которые религией прикрывают другие цели. Пытаются навязывать псевдоучения, ложные идеи не только народам – целым государствам. Ислам – религия мира и добра. Есть изречение пророка: «Никто из вас не войдет в рай, пока не уверуете в Бога, и никто из вас не уверует, пока вы не полюбите друг друга. Показать ли вам дорогу? Вы уверуйте и полюбите друг друга, распространяйте мир на земле». Мы не должны забывать эти заветы, их нужно выполнять.

Христианство, иудаизм и ислам имеют общие корни. Соответственно, мы должны сотрудничать. И не только с другими конфессиями, но и со всеми  народами, и даже с теми, кто пытается отрицать веру в Бога. Всевышний говорит: хотите – верьте, хотите – не верьте. Это право дано Богом, и никто не может его отнимать. Наша задача – просвещать и разъяснять, а право выбора — за человеком. Хотя, когда в 90-х годах к нам приезжали гости из арабских мусульманских стран, они удивлялись: за 70 лет атеистической идеологии наши бабушки и дедушки смогли сохранить не только язык, религию, традиции, но даже сунну пророка, забытую в арабских странах,  которая является основой, базисом для верующего мусульманина  и ориентиром для подрастающего поколения.

599

В 2015 году в Троицке прошел челябинский областной сабантуй

И все это – благодаря просветительской деятельности. Нигде не было татарского дома для показа спектаклей, а в Троицке был, и через него воспитывали подрастающее поколение. И опять – Троицк, он является духовным центром Южного Урала – и для христиан, и для мусульман. Там много и мечетей, и медресе, и церквей, появилась Троицкая епархия, нас это тоже радует. Мы не можем без знания истории сохранить наши традиции, а они переплетены. У нас уже более тысячи лет свой опыт, свои труды, своя система образования. И основываясь на этом, мы должны передавать подрастающему поколению тот традиционный ислам, который уживается со всеми, уважает других и совместно проводит работу.

Из всех субъектов РФ Челябинская область стала первой, где подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве между региональным духовным управлением ЧО и тогда еще Челябинской и Златоустовской Епархией. Вместе реализовали несколько проектов и в ЮУрГУ,  в академии культуры и искусств,  других учреждениях, провели встречи с молодёжью. И мы увидели у нее жажду познания.

- Как сотрудничают представители разных конфессий?

1- У нас действует межрелигиозный совет, в него входит ЦДУМ, Верховный муфтий, участвует в работе и Патриарх. Проводятся совместные мероприятия с министерством образования, создаются молодёжные лагеря, где мы общаемся с детьми и молодёжью, отвечаем на вопросы. Такие акции проводили в Уфе совместно с ЦДУМ и Уфимской и Стерлитамакской епархией. Я сам был у истоков, потом другие священнослужители  хазраты продолжили эту работу. В Башкирском государственном медицинском университете осуществили проект  «Элективные курсы по религиозной этике», проводили лекции и беседы, выступали представители православия и ислама. Этот проект дейтвовал более десяти лет. И заложил среди студентов этого вуза плоды добра и мира, уважение ко всем другим.

В прошлом году в Башкортостане организовали  совместные детские лагеря, в этом году не получилось –  совпало с постом. Но почти десять лет в летнее время стараемся заниматься с детьми, обучать основам традиционного ислама. Проводим олимпиады в Металлургическом районе Челябинска, Аргаяшском и Кунашакском Челябинской области, в Курганской области. Победители едут в Уфу на всероссийский конкурс «Я познаю ислам». Урал лидирует три года подряд — Челябинская, Свердловская области.

e0a948c2d7f088e082731c3a5dbddf73- В 90-е годы в связи с тем, что за рубежом обучались наши люди, к нам проникали крайние взгляды. Как вы работаете, чтобы пресечь такие явления?

- Да, попытки посеять смуту в 90-е годы были, но отношения духовенства с государством у нас ровные. Конфессиональным отношениям государство уделяет особое внимание, в том числе ЦДУМ России, которое возглавляет Талгат Таджутдин (мы, региональное управление, являемся структурным подразделением). Еще губернатор Петр Сумин, а после него и полпред Президента России Петр Латышев подписали соглашение о сотрудничестве. И в этом году на Расулевских чтениях подписано соглашение между ЦДУМ и правительством Челябинской области. Но иногда в  муниципальных образованиях проблематику не знают, поэтому мы стараемся вести разъяснительную работу, выезжаем на места. Многие имамы имеют религиозное образование и объясняют народу основы традиционного ислама, который у нас исповедовали всю жизнь.

Где-то пытаются жить по принципу «разделяй и властвуй», но Челябинская область по этому пути не пошла. У нас, слава Богу, есть понимание и с духовным управлением, и с правительством. Со всеми органами государственной власти работают имамы, священнослужители, преподаватели, мы следуем четко налаженной системе. Когда в Уфе отмечалось 225-летие ЦДУМ, которое посетил глава государства Владимир Путин, верховный муфтий Талгат Таджутддин привел в пример, как в Челябинской области налажено сотрудничество духовенства и органов государственной  власти.

- Почему экстремизм часто связывают с исламом?

- Экстремизм появился не сегодня и не вчера, и если искать корни, то виной тому — государства, которые навязывали свои идеи, разветвляли ислам на псевдоучения различного толка, создавали колонии в арабских государствах. Это проявляется и сегодня: просто ig_1пытаются политизировать ислам. Сейчас мы видим, что происходит в Сирии, Ираке, вот этот «ручной» ислам для них приемлем, для уничтожения каких-то государств, порабощения народов. Эта работа с исламом не связана. Все деструктивные организации и у нас появились. Поэтому стоит задача – иметь свою, отечественную систему подготовки кадров.

Было время, когда кого попало – мальчишек 13-14 лет – эти вновь созданные параллельные духовные структуры отправляли в Саудовскую Аравию, Кувейт. Они возвратились, и мы видели, что не только на Северном Кавказе, но и в Татарстане, Башкортостане, Сибае, Баймаке, происходили захваты мечетей. Эти ребята пришли с другими идеями, с другой идеологией, не имея своей твёрдой основы. Из-за этого ЦДУМ и ректорат нашего университета решили развивать международное сотрудничество с теми государствами, где традиционный ислам. Например, Марокко, Тунис, Иордания, Турция, Египет. Человек получает образование у нас, а туда отправляем только для получения языковой практики. В 1989 году появилось первое медресе в постсоветском пространстве – в Уфе, позже оно стало институтом, потом – университетом. Планируем и в Троицке готовить отечественные кадры.

iВообще, экстремизм пришел извне, у нас его не было. Мы испокон веков всегда дружили, уважали друг друга, и по сей день, если Пасха или Курбан-байрам, – мы всех соседей угощаем, в гости приглашаем. И чтобы был этот стержень, мы должны и дальше развивать совместные проекты. Надо отдать должное и администрации Челябинска, при поддержке которой они реализовывались. Мы и на сабантуях вместе. Когда в Челябинске, в парке Гагарина проходил Всероссийский сабантуй, мы настояли, чтобы пригласили и представителей Челябинской и Златоустовской епархии, присутствовал настоятель Свято-Троицкого храма  Игорь Шестаков. Сабантуй был всегда  всенародным, международным праздником, и все были удивлены: а у нас этого нет, челябинцы опередили! Были делегации Татарстана, Башкортостана, и мы действительно показали пример: у нас были не только татары и башкиры, но и представители других конфессий, национальностей.  Так мы показали уровень нашего взаимопонимания, сотрудничества и уважения, и этот опыт потом использовали в некоторых других регионах.

- Традиционные религии – это киты, на которых держится Россия, их нельзя  противопоставлять.

muslim2011- Думаю, надо больше встречаться с молодежью. Часть ходит в храмы и мечети, часть относится к религии с опаской, а часть не хочет ничего знать. Но если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Мы должны как духовные пастыри приходить к молодёжи, отвечать на вопросы, совместно проводить проекты, чтобы воспитывать ее и просвещать. Если люди знают свою религию, свои корни, свой язык, свою историю, они будет уважать и другие религии, другие народы, проблем никогда не будет.

- Когда начнут строить комплекс соборной мечети и медресе в Тракторозаводском районе Челябинска?

- Сейчас идут подготовительные работы, в будущем году должны начать. К слову: года два назад в Интернет-пространстве пытались забастовки проводить скинхеды и приверженцы других радикальных течений: нам мечеть не нужна, это не Багдад. Почему им не нужны мечети? Потому что там молодёжь воспитывают в духе традиционного ислама, а тем, кто придерживается экстремистских течений радикального толка, это не выгодно. Они лучше будут в подполье, в домах собирать своих сторонников.

- А они и на строительство храмов реагируют  очень враждебно. Форум по поводу строительства храма Дмитрия Донского – прямо драка…

- И в Кыштыме то же самое было. Но, слава Богу, построили прекрасную соборную мечеть, она уже работает. Они специально раскачивают ситуацию, мы не должны на это обращать внимания.  Надо работать на опережение, своевременно все объяснять прихожанам, жителям города и области. Они же знают: комплекс мечеть и медресе в перспективе будет воспитывать людей, подрастающее поколение. В подполье кто за ними уследит, кто проконтролирует? А у нас все открыто.

029538c817bf- Состояние умов молодежи, снижение качества образования вызывает тревогу. Многие дети просто безграмотные. На кого мы оставим Россию? Какой выход видите вы, как духовный лидер?

- Да, к сожалению, система образования разрушена, многие специалисты потеряны. Но когда мы говорим в школе о воспитании, преподаватели отвечают: мы воспитанием не занимаемся, мы даем знания. Но и знания-то не те, слабые. Надо опираться на традиции, которые уже были, создавать систему духовного воспитания детей – может быть, по типу православной гимназии. А нас, как духовных пастырей, в школу не пускают. Пригласят раз в год или раз в пять лет. Но ту основу, тот стержень, что есть и в православии, и в исламе – они идентичны, мы должны детям дать. Откуда человек пришел, зачем он живет, куда возвращается. Если мы не будем прививать корни, веру в Бога, у человека теряются ориентиры, ценности, ему становится все дозволено, он начинает жить по-своему и думать, что прав. Мы, конечно, прикладываем усилия, но необходимы более масштабные преобразования. А если не будем уделять внимания молодёжи, проблем не избежать.

1409298349_nacisty-2Кто-то считает: не надо ничего навязывать молодёжи, пусть сама выбирает. Но если мы не будем воспитывать ее в том русле, в каком нужно для нашей страны, можем получить то, что происходит на Украине или в некоторых исламских государствах. К чему нам это? Это тоже идеология, мина замедленного действия. Сегодня не сработает, но через 20 лет сработает – как на Украине. Там у молодёжи совершенно другие ориентиры. Они и не помнят, что Киевская Русь является колыбелью христианства, православия. И когда мы видим в СМИ такое гонение на религию, на священнослужителей, это, конечно, больно.

Чтобы такого не происходило, мы должны работать и с детьми, и с родителями, восстанавливать семейное образование.  Когда в каникулы проводим обучение, приглашаем на олимпиады родителей, они радуются, что вместе с детьми познали основы религии, а ведь не знали самого элементарного.

В 2010 году, когда мы готовили проект будущей соборной мечети и медресе на улице Героев Танкограда, подписали соглашения со всеми национальными культурными областными центрами. Оно предусматривает, что в будущем в этих классах станут изучать родной язык, люди не должны забывать свою культуру и религию, а иммигранты там будут обучаться еще и русскому языку. Есть такие перспективные планы, и все это восприняли хорошо, с пониманием. В дальнейшем мы должны создавать и такие школы. Есть хороший пример – иудейские общины: у них и школа, и творческие развивающие занятия, мы проводили там семинары с учителями. И в православной гимназии, и в приходских школах, и при мечетях это тоже есть, но пока мало, надо распространять опыт i (1)шире. В том числе и в летнее время. Были же раньше пионерские лагеря? Надо просто их перепрофилировать, отдав предпочтения здоровому образу жизни, духовно-нравственному воспитанию. Детей  надо просвещать, а иначе противоречивая информация в Интернете   сделает свое небогоугодное  дело, необходимо блокировать интернет-ресурсы с призывами к экстремизму и массовых беспорядкам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наша задача – воспитать, чтобы они верили в Бога, уважали своих родителей, старших. Это и в коммунистическое время не забывалось, постулаты были взяты из священных писаний традиционных конфессий.

- Недавно педагог вуза сказала мне: мы все деградируем, я чувствую, как огромный поток информации разрушает мой мозг… Слово «деградируем» звучит все чаще. Как прекратить деградацию общественных нравов?

- Деградация может иметь место, потому что информационное поле опережает человеческие мысли. Надо защищаться. А если родители сами не могут? Им тоже надо приходить в эти же храмы, школы при мечетях. Если дома все по-другому, как детей воспитывать? Не зря же в sifk1Корее уже отказались от Интернета, в Китае — свое Интернет-пространство, свои ограничения. Глобальная Сеть должна работать только во благо, а у нас на сегодняшний день там больше зла, мусора. Вот если это поле очистить, тогда мы воспитаем нормальное поколение. Все зависит от возраста ребёнка, если мы во время чего-то не привьем, потом очень сложно: страсти другие, состояние другое. И педагоги все это видят, знают и озабоченно говорят: да, происходит деградация.

Почему дети в школах кричать на преподавателей, даже дерутся? Это же уму непостижимо, никогда такого не было! Раньше, если в деревне ребёнок не поздоровается, его нашлепают, скажут отцу или матери, и домой придешь – еще получишь. Родители не огораживали этого ребёнка, и правильно делали. А сейчас попробуй ребёнку что-нибудь скажи, сразу услышишь о «правах», пятое-десятое. И все это порождает потребительское отношение к жизни.

Сейчас нет воспитания идеологией, как было в советское время, а информации много. Конечно, деградация будет. Родители уже не справляются со своими детьми, потому что они сидят и черпают из «ящика».

- Как вы считаете: на Южном Урале есть признаки таких негативных процессов, как на Украине. Возможно такое развитие событий, как на Донбассе?

- Нет, таких предпосылок я не вижу.

- А в соседних азиатских республиках?

- Нет. Хотя понятно, что радикальные течения в исламе, секты не просто так создавались, они финансируются извне, для них создают платформу, и они будут делать то, что им скажут.

- Им выгодно нас ослабить?

- Конечно. Что произошло на Украине? Ну, не православные же христиане это сотворили! Там секты вышли на государственный уровень и сделали переворот. То же самое, в 4366783принципе, могут устроить и в других странах. Что мы видим в Сирии, в Ираке? Все перевернули. В Ливии целое государство уничтожили. Это все – как мина замедленного действия. Они не просто средства вкладывали, колонии строили – все для каких-то своих целей. Как владыка Феофан говорил: все радикальные течения, которые есть в исламе, в первую очередь созданы для уничтожения ислама. Ислама традиционного. Пусть они, мол, грызутся себе между собой: арабы арабов уничтожают, славяне – славян. Одна вроде бы религия, одна кровь, а почему так произошло? Потому что вкладывались средства в разделение, уничтожение, порабощение народов и государств. Ещё наши бабушки говорили: наступят такие времена, в углу будет стоять шайтан-ящик, то есть сатана, и будет управлять вами. И мы же это видим как этот ящик-телевизор, Интернет воздействует на молодежь негативно.

- Недавно Папа Римский призвал католиков к гражданскому неповиновению власть имущим, якобы ситуация критическая, над человечеством нависла угроза  тотального рабства. Как бы Вы прокомментировали это  шаг?

- Наверное, опасность может появиться, если такой человек об этом говорит. Мне трудно судить, почему такое сказано: из-за информационного фона, иммиграции или из-за тех проблем, которые сейчас испытывает все, в том числе Европа. Санкциями нас обложили, а сами страдают, это вернулось бумерангом.

7Что касается отношения к власти… Нас критикуют, когда мы подписывали соглашения с губернатором, с муниципальными образованиями, но это все происходит от незнания. Священные писания призывают нас: «Повинуйтесь Всевышнему, повинуйтесь посланнику и власть предержащим» из Вас. Власть, сами ли мы ее выбираем, или же она назначается, дана Богом. И мы должны руководствоваться этим, работать с органами власти, а противопоставлять или настраивать людей против власти – это грех.  Даже когда на государственном уровне навязывался атеизм, мусульмане и христиане показали пример веротерпимости, уважения, сотрудничества и взаимопонимания со всеми конфессиями и народами. И всегда этот стержень был, и мы должны, опираясь на традиции, объяснять это молодежи. Она же не basch2знает историю! Например, что в Отечественную войну были башкирские полки, которые дошли до Парижа. Один спрашивает: «А мы должны служить в армии, принимать присягу?» «А какова твоя обязанность? – спрашиваю. – В заветах пророка говорится: любовь, защита Отечества – это частица веры. Любое государство, любая Родина – это твоя Родина. Как не выбираешь родителей, так и государство ты сам не выбирал. Тебе Богом дано, ты должен охранять».

- Мы, россияне, как последние витязи, стоим на защите традиционных ценностей. Удастся ли нам их сохранить, сохранить гражданский, межконфессиональный мир или деструктивные силы могут ввергнуть нас в пучину гражданского противостояния?

- Все зависит от нас самих. Если мы хотим счастливо жить, с учётом всех традиций народов, которые имеют свои корни, религию, культуру, язык, должен быть комплексный государственный подход. Если будут неправильные шаги, кто-то может это использовать, как разменную монету, как произошло на Украине. Там же секты не просто так появились.

У нас в законе о вероисповедании четыре конфессии являются основополагающими: православие, иудаизм, ислам, буддизм. Для правильного воспитания молодёжи нужны и медресе, и гимназии, и школы, и духовные центры, они должны воспитывать ту элиту, ту 09(21)молодёжь, которая не будет поддаваться провокациям. Если в огороде что-то добротное не посадишь – вырастет сорняк, а если мы не будем этим заниматься – секты могут взбаламутить людей и повернуть в свою сторону. И я уже говорил, что финансовая помощь извне у них огромная. То есть, должен быть комплексный подход, на государственном уровне. Челябинская область в чем-то пример, но мы не должны на этом самоуспокаиваться, надо работать  дальше. Провести профилактику любой болезни лучше, чем ее лечить. Лучше вкладывать в будущее, в детей, подрастающее поколение, тогда мы и получим результат. Пусть не сегодня, а через 15-20 лет, а они уже будут воспитывать свое поколение.

У нас родители старого поколения еще пытаются учить детей: этого нельзя, это грех, а молодые не знают или не хотят приводить детей к вере. Некоторые, читая СМИ, опасаются: а вдруг ребёнок встанет на радикальный путь? Так деструктивные течения уже сказываются. Они же не спят, а делают свое дело на другом уровне. Им мечети не нужны.

Чтобы этого не допустить, нужен комплексный, государственный подход, одно духовенство – митрополия, епархия, РДУМ – с этим не справится. Мы должны вместе с органами власти вырабатывать механизм реализации таких проектов для  конфессиональных отношений.

 

галимханова-113x1501

 

 

Интервью вела Римма Галимханова