Электронные учебники мешают школьникам общаться

Sтраница Основного Sмысла

2 февраля 2015 года

Электронные учебники мешают школьникам общаться

business_data-021-dat-0021

В последние десятилетия компьютерные технологии стремительно меняют нашу жизнь. Человек уже не справляется с обрушивающимся на него объёмом новостей и сведений. Информационный взрыв отражается на всех сферах деятельности. Появляются проблемы, которые мало кто предвидел. Одна из них касается образования. Как теперь учить детей? Что надо делать, чтобы процесс передачи знаний и опыта не отставал от лавинообразного потока информации? Обычные методы, без использования cовременных технических средств, стремительно исчерпывают свои возможности. Чтобы ответить на этот вызов времени, 0aee3bae4427e4e4e6e6c2fa20c4e8c5необходимо автоматизировать обучение. По мнению специалистов, наиболее доступный способ решения этой задачи — применение ЭВМ. Весной 2015 года в Челябинскую область поступит первая крупная партия электронных учебников. А с 1 сентября школы уже официально будут учить по ним детей. Как это изменит жизнь учеников и самих учеников?

 

О плюсах и минусах электронных учебников говорилось много. Первое и главное преимущество — непомерно тяжелый ученический портфель наконец-то станет легким. Вместо шести толстых учебников, например, ученик возьмет в школу один тоненький девайс. Как утверждают специалисты, интерес к учебе должен повыситься. Ведь дети раньше учителей освоили гаджеты. И общаются с ними уже на «ты».

Педагоги надеются, что успеваемость тоже улучшится. Якобы, к таким выводам пришли специалисты, благодаря эксперименту по внедрению электронных учебников, который начался в Челябинской области еще в 2010 году. Однако при воплощении fca3d90efc83a16c05ab2f2645fba351идеи в жизнь многие плюсы теряются. Первыми рухнули надежды на облегчение портфеля. Вес его не уменьшится, а увеличится. Как сообщил вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Соловейчик, в чьем ведении находится подготовка контента для учебных пособий будущего, электронные учебники не отменят бумажных аналогов, а будут существовать параллельно с ними. Значит, ребенку придется носить в портфеле два комплекта учебников, а к ним в придачу еще и планшет.

По поводу высокой успеваемости выводы тоже оказались преждевременными.  Эксперименты в других регионах страны не показали высокой успеваемости после введения электронных учебников. И Кировская область, например, решила от них вообще отказаться.

Что касается интереса, то глаза у детей при виде электронных учебников горели, как говорят педагоги, недели две. Потом игрушка надоела, и интерес к ней пропал. Но это не значит, что у электронного учебника нет будущего. Просто, наверное, учебник еще не такой интересный, каким может быть. Ведь продукт появился только в начале пути при переходе к электронному обучению. И в будущем все может еще измениться. 

Почему оставляют бумажные учебники, когда появились электронные, полностью соответствующие своему старшему собрату? Причина — в недостаточной технической оснащенности школ. Даже в такой прекрасно оборудованной школе, как челябинский лицей №31, на каждый компьютер img_34596приходится по три ученика. Не везде есть хорошие компьютеры и скоростной Интернет.  А с теми, которые есть, случаются разные беды. В глубинке, к сожалению, нередко учат еще по старинке, то есть с мелом в руке у обычной доски. Поэтому бумажный учебник в школе пока остается. Его отменить нельзя.

Хуже всего, наверное, то, что переход на электронные учебники ударит по семейному кошельку. Если до этого родители тратили деньги только на бумажные учебники (по данным чиновников, одну-две тысячи рублей в год, а, по словам мам и пап – до семи тысяч), то теперь расходы вырастут на покупку электронных учебников и планшетов. Планшет фирмы Apple, к примеру, сделанный под образовательный процесс, стоит сегодня 15-20 тысяч рублей. По мнению чиновников, сумма небольшая. Но для родительского кошелька трата весьма ощутимая, особенно сейчас, в ситуации экономического кризиса. А если ребенок потеряет планшет или его украдут? А представьте, что делается в классе на перемене! Когда дети носятся, гаджеты легко можно разбить. И родители вынуждены будут покупать новые. Ни федеральный бюджет, ни региональный компенсировать ущерб не собираются.

Но все эти трудности стоят того, чтобы их пережить, считают сторонники электронного обучения. Во всём мире сегодня переходят на электронные учебники. Они открывают много новых возможностей, чтобы сделать обучение интересным. Это c06fae2df21068b07c4822336e69f2d5_0_400_0встроенный словарь, энциклопедия, перекрестные ссылки с разными предметами, мультимедиа файлы.

По требованию Минобрнауки РФ, учебники должны содержать аудиофрагменты, галереи изображений, видеоролики, презентации, анимацию, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и прочее. Кроме того, в “учебнике” должна быть функция, позволяющая делать закладки и сохранять заметки.

Поэтому перед уроком учитель может легко настроить электронный учебник на свою программу, редактировать какие-то его части или комбинировать несколько электронных учебников в один. Но не все учителя готовы работать по новым технологиям. Ведь суть педагогической деятельности при этом меняется в принципе.

Если раньше учитель чувствовал себя сеятелем «разумного, доброго, вечного», своего рода мессией, то теперь он практически превращается в хорошо подготовленного экскурсовода по Всемирной паутине. Не все согласны поменять свою роль. По оптимистичным прогнозам, 10-15 процентов учителей с введением электронного обучения из школы уйдут. По пессимистическим, примерно треть педагогов.

Конечно, в регионе пытаются смягчить последствия перехода. В ЧГПУ уже учат будущих педагогов работать с электронным контентом. Курсы по работе с электронными учебниками есть и в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации. Учителям есть к кому обратиться за помощью.

Еще один вопрос: каковы последствия от введения электронного обучения? Как оно отразится на здоровье и психике детей?

badinfo-cover-31354Офтальмологи предупреждают о повышенной утомляемости глаз при чтении с экрана. Электронные учебники хуже запоминаются. К такому выводу пришли ученые после недавнего исследования первокурсников Ввашингтонского университета. Кстати, это вообще первое исследование по долгосрочному использованию электронных книг (оно продолжалось семь месяцев).

Те же американские ученые выяснили, что чтение с электронных книг и планшетов, особенно перед сном, может привести к возникновению рака. Излучение гаджетов, как показали исследования, негативно влияет на организм человека. Поэтому нельзя засыпать с электронным учебником в обнимку.

Родителей беспокоит еще и безопасность ребенка. Ведь в Интернете есть социальные сети, игры, эротика. «Надежной ли будет защита?» — спрашивают они.

Еще последствие: электронные учебники разобщают детей. Каждый ребенок зависает в своем планшете, забывая о сокашниках. Многие не расстаются с планшетом и на перемене. Сеть не отпускает.

igrovaya-zavisimost-1Одна из мам недавно спросила своего сына: «Где твои одноклассники отдыхали в зимние каникулы?» Тот посмотрел на нее с недоумением: «А ты думаешь, мы говорим об этом?! Мы приходим в школу не для того, чтобы болтать о том, о сем».

Среди молодежи уже распространилась такая болезнь, как социофобия. С введением электронного обучения страдающих ею станет, как видно, больше.

Все это страшилки, считает преподаватель ЧГПУ, психолог Надежда Сиврикова. По ее мнению, негативных последствий можно избежать, если ребенка учить культуре в работе с электронной книгой. Эта книга  всего лишь инструмент в руках учителя, как и бумажный учебник. Нельзя на уроке читать любую книгу все 45 минут урока или дома — с утра и до вечера. По ее глубокому убеждению, формировать культуру чтения нужно не только в школе, но и в семье.

 

18413

 

 

Светлана Журавлева