Sтраница Основного Sмысла
Агрессия и хамство периода межкультурья. Отсутствие общей картины мира приводит к непониманию и отчуждению
Культурная эволюция или культурная революция? Что нужно, чтобы подняться на новую ступеньку развития? Сегодня мы беседуем об этом с Еленой Харченко – доктором филологических наук, профессором кафедры общей лингвистики Южно-Уральского государственного университета. Кроме того, моя собеседница – член Ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, член Российской коммуникативной ассоциации (РКА), член Международного общества прикладной психолингвистики (ISAPL).
- Елена Владимировна, недавно Вы сказали, что в профессиональном общении надо исходить из того, что клиент всегда прав. Даже если он откровенно хамовитый?
— А что такое хамство? Если это самоутверждение за счет другого, того, кто не может ответить в силу разных причин, то оно сегодня встречается на каждом шагу. В обществе нездоровая атмосфера, мы постоянно сталкиваемся с агрессией в быту, на дорогах, в общественных местах. Вокруг каждого из нас много грубости и неуважения. Это качества некультурных людей, и здесь мы имеем две стороны медали: именно хамов характеризует и раболепство по принципу: «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Это проблема всего общества. Возможно, потому что мы долгое время были зажаты, и сейчас идет показ своего «я» – всеми способами, какие только кажутся позволительными. Но нужно понимать: моя свобода заканчивается там, где я начинаю вторгаться в свободу другого человека. Это проблема очень, очень глубокая, она связана с переориентацией нашего общества на новые «ценности» (именно в кавычках). Мы живем во время межкультурья, именно культура позволяет нам толковать знаки, символы, которыми обмениваемся. Как можно оценить обращение на «ты»? И как знак доверительных, личных отношений, и как желание унизить. Это зависит от ситуации и уровня культуры. Каждый профессионал должен давать себе отчет, что в общении с людьми он не самоутверждается, а выполняет свои функциональные обязанности, поэтому не стоит соревноваться в хамстве: себе дороже выйдет. Лучше отодвинуть личную неприязнь, обиду и максимально вежливо ответить, четко выполнить положенную работу. Уверяю, это обезоружит любого хама, да и у вас не останется на душе горького осадка. А главное – ваша организация и вы не только не потеряете клиента (а зачастую и тех, кому он успеет на вас пожаловаться), но и приобретете сторонника.
Отсутствие общей картины мира приводит к непониманию и отчуждению. В нашей культуре всегда ценился добрый человек. А с точки зрения общества потребления это тот, кто ничего не успел себе прихватить у другого, кто все раздал и остался ни с чем. У студентов и школьников есть определенное словечко (даже не хочется его произносить), которое обозначает такого человека. Подразумевается, что он ничего не добился в жизни, потому что не сумел обогатиться.
- Вы имеете в виду слово «лох»?
— Сразу же приходит в голову это слово. Мы живем в обществе стабильной нестабильности, и это тоже следствие отсутствия культурных ориентиров. Каждый человек чувствует себя в обществе хорошо, спокойно, если он, следуя законам своих социальных архетипов – так, как его научили предки, становится успешным. Но мы сейчас постоянно сталкиваемся с тем, что если мы ведем себя как скромные и интеллигентные люди, то некоторые обыватели считают это проявлением слабости.
- А мы должны оглядываться на их оценку?
— Мы не можем жить в обществе и быть свободными от общества. Наши дети очень чутко чувствуют состояние общества, в котором они стремятся быть успешными. Западная ориентация: «Я должен быть всегда успешным, я должен себя всегда хвалить, я должен быть впереди всех, я всегда включаюсь в соревнование» – сейчас превалирует у молодежи. Нам на смену приходит так называемое поколение y (игрек), для которого важны технологии. Я не могу сказать, что современные юноши и девушки хуже нас. Есть замечательные студенты, некоторыми просто восторгаешься: они умеют найти себя и очень хорошо адаптируются к этому миру. Но в то же время какие-то качества, которые присущи россиянам, — душевность, открытость, добросердечие — они все-таки не ценят, а некоторые уже и растеряли на пути к успеху.
Есть два значимых качества у поколения y (игрек). С одной стороны, это инфантилизм: они очень долго остаются детьми, не готовы заводить семьи, остаются под крылом у родителей (как не вспомнить давнее изречение: главная задача родителей – дотолкать ребенка до пенсии). С другой — жуткий прагматизм, им всегда нужно понять: для чего это им? Не просто прочитать какую-то книгу или что-то сделать, выполнить задание – они должны понять: «А что я получу за это? Зачем мне это нужно знать?». Их интересует прикладное использование, им нужно подержать результат в руках. Не случайно наши студенты постоянно говорят, что должны увидеть практический результат применения тех знаний, которые им дают. Это не так плохо, но плохо, что в погоне за результатом они иногда теряют важные человеческие качества.
Сейчас в обществе часто обсуждается проблема образования. К сожалению, у нас в последнее время наблюдается противостояние между школой и родителями. Здесь очень важно, чтобы отец и мать подготовили почву, чтобы они не уходили от проблемы воспитания ребенка. И если родители дома осуждают учителя, осуждают школу, говорят какие-то нелестные слова в адрес образовательного учреждения, то как должен вести себя ребенок? Воспитание – это ведь не слова, воспитание – это действие. Ребенок будет вас копировать. Вы можете говорить, что нужно мыть руки перед едой, но если вы сами их не моете, ребенок не будет этого делать. Думаю, очень многим родителям нужно над этим задуматься. Если у маленького ребенка возникает «вилка» между тем, что он слышит в школе и дома, ему очень трудно…
- Есть еще и улица…
— Улица – это отдельная история. Наш Южно-Уральский университет сейчас включился в проект Российской академии наук «Ассоциативный словарь Уральского региона», вместе со студентами проводим исследования, в которых участвуют три федеральных округа: Центральный, Уральский и Сибирский. У нас участвуют Челябинск, Аша, Миасс, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Курган и другие города. Мы проводили ассоциативный эксперимент, в ходе которого студенты должны были напротив заданного слова написать свое, первым приходящее в голову, и только у нас возникла проблема, как записывать нецензурные выражения. Сибирь и Центральные регионы практически с этим не сталкивались, а на Урале было много нецензурных ответов, которые, вероятно, считались нормальными. Когда мы говорили студентам: «Как же так можно?», они отвечали: «Что же вы не сказали, что нельзя такое писать. Вы же сказали: пишите первое слово, приходящее в голову». И это уже страшно, потому что культурных рамок нет, а это как раз и есть язык нашей улицы. Я удивлена, что нецензурные выражения позволяют себе даже мужчины в солидном возрасте, а когда им делаешь замечание, они не понимают, что плохого они сделали.
-Так и женщины, молодые девушки употребляют матерные слова.
— Молодые девушки уже так просто разговаривают, а не ругаются. И в этом также проявляется уровень агрессии в обществе, который часто зашкаливает. Я часто задумываюсь: «Почему такое неуважение к другим людям? Вроде, живем уже не так плохо, как в 90-е?» Мне кажется, что человеку не хватает ощущения счастья, а оно должно быть. Что такое счастье? Счастье, когда твои возможности превосходят твои желания, а точнее – потребности, ты можешь гораздо больше, чем ты потребляешь. Общество потребления приводит к тому, что хочется всегда нового, хочется все больше, и несчастье складывается из того, что человек ощущает, что возможности-то его не дотягивают, и он не может быть счастливым, потому что всегда будет что-то лучше, чем может себе позволить. И проблема современной молодежи с этих позиций легко объяснима. Они видят, что на зарплату, предложенную работодателем, сразу не могут купить квартиру, машину и все то, что им очень-очень хочется. Им хочется все и сразу, к тому же полученное быстро устаревает. И как раз разрыв между потребностями и возможностями приводит к ощущению несчастья – внутреннего переживания.
- Может, эскалация хамства, рост животного эгоизма и объясняется тем, что люди видят счастье в достижении своего мещанского рая, множества материальных вещей?
— Происходит замещение: вещь вместо чего-то… К сожалению, родители часто откупаются от детей дорогими подарками.
-А это может дать человеку счастье?
— Конечно, нет. Когда-то давно меня заставил задуматься немецкий язык, там есть четкое разделение: можно сказать «я люблю» («ich liebe») только по отношению к живому существу, человеку или животному, по отношению к неодушевленным предметам говорят «я охотно имею» («ich habe gern»). Так вот, ощущение счастья дает любовь, а не обладание чем бы то ни было.
-Один мой знакомый считает: надо преобразовывать культурное пространство, возвышать культуру человека – и тогда экономика начнет развиваться, и жить мы будем лучше…
— Вы знаете, я с ним согласна. Потому что бытие и сознание взаимно влияют друг на друга. Пока мы не осознаем свою роль в обществе, свою ответственность перед другими, ничего не изменится. Я хорошо помню ощущение счастья из детства, когда мы с родителями в первый раз поехали в Болгарию, и каждый чувствовал себя частичкой своей Родины, чего-то великого и большого. Мы были уверены в завтрашнем дне. Сейчас я понимаю, что и тогда все было не так просто. Но каждому человеку нужна стабильность, уверенность в завтрашнем дне, знание, что от тебя что-то зависит.
У меня сейчас аспирантка работает в Китае. Мы провели исследование: как мы воспринимаем китайцев, как китайцы воспринимают нас. Так наши студенты писали: «Китайцы считают, что у них великая страна. Китайцы считают, что у них стабильность, они уверены в завтрашнем дне». Мне кажется, что это – потерянный рай для нас. Ведь мы на уровне сознания еще чувствуем, что должны принадлежать чему-то большому, великому. Неслучайно слова «дом», «большой» находятся в ядре нашего языкового сознания, это то, что для нас очень важно. «Друг» у нас на одном из самых высоких мест по частотности. И на первом месте у нас человек. Не «я», как в английской культуре, а именно человек как друг, собеседник! У нас другоцентричная культура, мы всегда ориентированы на другого, как бы нас ни хотели от этого оттолкнуть.
Я иногда студентам говорю: «Хотите проверить, относитесь ли вы к западной или российской культуре? Представьте, что перед вами по лестнице поднимается человек, и у него развязан шнурок. Если вас это совершенно не волнует, вы не задумываетесь и даже не смотрите в его сторону, то вы уже западный человек, у вас есть зона приватности, и вы за нее не выходите. А если вы начинаете переживать, вам хочется сказать или вы подходите и говорите незнакомцу о шнурке, это значит, что у вас есть ответственность за другого, а вот в этом и есть особенность нашей российской культуры». Мне кажется, мы немножко растеряли эту ответственность за другого, ощущение большого пространства вокруг себя, многие забрались в свою скорлупу. А когда ты один, ты и ощущаешь внутренне беспокойство. Агрессия проявляется в тот момент, когда человека загоняют в угол. Есть врожденная агрессия, а есть – ситуативная, когда чувствуешь себя загнанным в угол и от тебя ничего не зависит.
- Невольно напрашивается вопрос: у кого выше агрессия – у рожденных в СССР или новой, постсоветской России?
-Очень сложно сказать, у кого больше или меньше уровень агрессии. Наверное, отличие в истоках агрессии. У старшего поколения агрессия проявляется из-за боязни, что им чего-то не достанется: места в общественном транспорте, хлеба, колбасы… Это поколение привыкло выживать, всегда были очереди, нужно было добиваться своего места под солнцем, но там агрессия воспринимается как то, что подлежит осуждению обществом. А молодежь воспринимает агрессию как нормальное поведение, более того, все остальное расценивается как слабость, причем скидки не делается ни детям, ни женщинам, ни старикам. Смотрю на этих мальчиков в тонированных машинах, которые постоянно обгоняют, подрезают. Ведь абсолютно нет понимания того, что ты рискуешь не только своей жизнью, но и жизнью другого человека. Именно агрессия на дорогах очень показательна, как демонстрация права сильного…
-Взаимная агрессия способна сделать жизнь невыносимой, одна моя знакомая заметила по этому поводу: «Людей нужно лечить от злобы». Но как? И обратима ли эта болезнь?
-Я не верю в то, что можно изменить другого человека. Заставить задуматься, помочь советом, объяснить свою позицию – да, изменить – нет. Я не сторонник того, что добро должно быть с кулаками. Начинать нужно всегда с себя, не бояться делать так, как считаешь правильным. Изменись сам, и мир вокруг тебя изменится. Нужно понимать и причины агрессии, ведь часто это нереализованное желание, скрытая обида, невысказанная мечта. Агрессивные люди, как правило, ущербны, несчастны, потому что им не дают покоя их комплексы. В эпоху постмодернизма кажется, что все уже сказано, написано, подумано. Вспомните Федора Михайловича Достоевского, именно он описал Раскольникова, который преступлением хотел себе самому доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». А как прекрасно подмечено у Ивана Андреевича Крылова про Моську, которая лает на слона, чтобы окружающие сказали: «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!»
Самодостаточный человек не выплескивает эмоции на других, ему не нужно унижать окружающих, чтобы поднять самооценку.
-В книге Ивана Ильина «Поющее сердце» есть замечательный рецепт от многих тревог, страхов и агрессии: не бояться лишений и отказаться от лишнего. Способен ли современный человек к самоограничениям?
-История показывает, что россияне становятся сильными в переломные моменты, когда нужно выживать, но очень бы не хотелось снова пережить 90-е или испытать лишения, чтобы почувствовать поддержку и объединение.
Полностью согласна с тем, что именно самоограничение отличает зрелого человека. Все восточные культуры нацелены на развитие самого человека, а не на развитие технологий. Фантастика рисует нам две крайности — мир технологий, где существует изнеженный человек, не способный ни на что, потому что все за него делают роботы, и мир сверхчеловека, обладающего необычными способностями.
Наше будущее зависит от настоящего. Нам нужно вспомнить, что самоограничение – это и есть признак культурного человека, поскольку он всегда думает не только о себе, но и о других. Но для самоограничения нужна еще и настоящая цель, которая у многих либо потеряна, либо замещена приобретательством ненужных вещей.
- Можем ли мы закончить разговор на оптимистичной ноте? Существуют ли таблетки от жадности? Лекарства для здравого смысла?
— Да, лучшая таблетка от жадности – это осознание того, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ерунду. Представьте себя через 10-20 лет. Не думаю, что вы захотите увидеть себя в завалах из устаревших к тому времени вещей, а скорее представите себя здоровым и успешным человеком в окружении любимых людей. И вот теперь надо решить, что сейчас стоит сделать, чтобы это будущее cтало таким, каким вы его себе представили.
Беседу вела Римма Галимханова