Вопрос:

Приветствую вас, Лев! Вижу, что вы вместе с молодежью, подростками делаете газету. Неужели им это интересно? Эти люди привыкли к гаджетам, они ловко обращаются со смартфонами, приложениями и т.д., все новости узнают оттуда. Они так привыкли, им так удобно, а тут - газета, какой-то прошлый век. Зачем вам это надо? Не напрасен ли ваш труд?

Альберт А. 1 октября 2021 года
Ответ:

Здравствуйте, Альберт! Вы затронули очень значимую тему. Раньше, до педагогической практики, у меня тоже было подобное представление о современной молодежи, подростках. Но в жизни все оказалось не так, намного сложнее. Да, это люди цифровой эпохи, дети гаджетов и Интернета, но они такие же любознательные и живые, какими были мы много лет назад в их возрасте. Они быстро осваивают то, что удобно, что им со всех сторон предлагают. Все средства доставки контента, не всегда корректного и полезного. Дети только научились говорить, как попадают в океан Сети. Но их никто толком не учит, как там искать информацию, как обезопасить себя среди акул и прочих хищников. Удивительное дело: в школьном курсе ОБЖ вообще нет такой темы! Система не поспевает за стремительно летящей вперед жизнью. А в это время Паутина навязывает подросткам свои сомнительные стандарты. Да, Интернет разный, но подростки там учатся не на лучших образцах, они потребляют невесть что - у нас же все теперь пишут и снимают. Когда смотришь, о чем пишут и как пишут, что снимают и как снимают, становится грустно. Моя задача - показать, где хорошо и плохо в жизни, где качественная журналистика, а где желтизна, бульварщина, бесконечные шоу и блогерство сомнительного толка. Подростки все это жуют и не знают, что есть более вкусная и полезная пища. И активно включаются в производство всякой ерунды, порой не такой уж безобидной, просто вредной. Я хочу привить им вкус к хорошему чтению и вкус к написанию настоящих текстов, к их подаче. Тут мне в помощь и пройденная мною школа качественной журналистики (газетная работа - это основа, классика профессии) и культурная прививка, поставленная моими наставниками старшего возраста (к сожалению, многие уже ушли). И ребята живо откликаются на такое предложение. Они видят, чувствуют настоящее, видят, что с ними разговаривают заинтересовано и без дураков, и открываются, рассказывают о том, что их действительно волнует. Это очень ценно, дает мне силы для новой работы. Мы общаемся, и подростки начинают понимать, чувствовать норму, им становится интересно находить значимые темы, разбираться в хитросплетениях жизни, готовить качественный контент. А газета, которую мы делаем, дает ориентиры в жизни и прививает вкус к чтению у других ребят. Это не просто профессиональная, а культурно-педагогическая, общечеловеческая работа. Это моя миссия на этом этапе жизни и личностного развития. И это работа на будущее. Хочется, чтобы у нас выросли толковые и культурные люди, а не показушники и приспособленцы.

Лев Лузин 1 октября 2021 года
Вопрос:

Доброго времени суток, Лев Николаевич! Давно не заглядывал на ваш сайт, а недавно зашёл и с удивлением узнал, что вы занялись ещё и педагогикой. Означает ли это, что вы ушли от темы национальных культур, философского осмысления жизни и поиска цивилизационной идентичности России? Я знаю, что вы не беретесь за дело, пока не поймёте сверхзадачу, высший смысл деяния. В чем ваша сверхзадача в педагогике? Чему вы хотите научить молодежь?

Игорь Дерягин 28 августа 2021 года
Ответ:

Здравствуйте, Игорь! Спасибо за вопрос! Да, с некоторых пор я педагог. При этом остаюсь журналистом и писателем. Новая ипостась добавляет интересные задачи и рождает новые смыслы. В педагогике я не чужой. Мои родители были учителями. А в челябинский период жизни мне много приходилось работать со студентами журфака - читал лекции, проводил семинары, помогал ребятам войти в профессию, когда они приходили на практику в нашу газету. Когда переехал в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, мне предложили поработать с подростками. Так появилась газета Всеволожского центра образования "Седьмая перемена", которую создают "люди будущего", как я их называю. Человек, смотрящий на подростков со стороны, видит только те или иные внешние проявления их жизни. Мне приходится общаться с ребятами очень тесно. Стараюсь понять, чем они живут, что их волнует. Так рождаются темы для нашей газеты. Моя задача - помочь подросткам понять самих себя, мир вокруг, выразить свое отношение к этому миру и найти свое место в быстроменяющейся жизни. А моя сверхзадача, о которой вы говорите (спасибо за точное наблюдение и понимание!) - помочь ребятам войти в культуру. К сожалению, система образования такую простую и ясную задачу не формулирует. Вот я и хочу по мере своих сил этому поспособствовать. У человека не одна ДНК, а две! Об одной, биологической, знают все. а о второй, как ни странно, не все. Эта ДНК - духовно-нравственная культура! Об этом я писал в своем педагогическом дипломе (да, да, мне пришлось поучиться, иначе, без знания основ педагогики, с детьми работать трудно) и хочу написать статью для своего гуманитарного журнала. Я его начинаю потихоньку "раскочегаривать", период нового поиска смысла бытия привел меня в новую гавань. При этом я остаюсь самим собой! Весь мой профессиональный и личностный багаж органично присутствует в новой деятельности, помогает решать необычные для меня задачи. До новых встреч!

Лев Лузин 29 августа 2021 года
Посмотреть все вопросы и ответы →