Мои лекции

15 апреля 2013 года «ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ НОВОСТЕЙ»

Лекция Льва Лузина

Вступление

Моя задача — рассказать о работе мультимедийной редакции новостей газеты и сайта. Наше издание не раз признавалось лучшим региональным изданием России. В нем органично сочетается западный и российский опыт. Эта позиция во многом определяется эффективной работой редакции новостей. А сайт газеты вышел в Интернет-пространстве на заметные позиции.
Как известно, есть рейтинги, по которым оценивается посещаемость. Это считают специальная автоматическая системы — Лайф-интернет (считает крупные, от 500 тысяч человек), Гугл-аналитика. Они показывают, сколько человек посетило сайт сегодня и сколько просмотров (это разные показатели — один человек может зайти несколько раз и посмотреть разные материалы).
На сайте есть счетчик, он учитывает возраст, пол и географию (откуда пришел пользователь). Учитывает даже поведенческие модели, распознает даже, если мужчина выдает себя за женщину!
Сайты бывают новостные, рекламные, форумы и т.д. Так вот, в рейтинге новостных сайтов на региональном уровне мы смотримся неплохо. Причем это только сайты, а у нас еще есть газета, в этом большое конкурентное преимущество!
Ежегодно нас посещают около 8 тысяч человек. Просмотров — от 8 до 11 тысяч. У основных новостных интернет-изданий области показатели такие же.
Считается, что региональный сайт эффективен и успешен, когда его просматривают от 10 тысяч человек. Эффективен — значит, эффективно работает редакция новостей, в нашем случае — мультимедийная редакция. А раз читают новости, значит, ресурс интересен рекламодателям, на нем можно зарабатывать!
Мы можем довести посещаемость до 20-30 тысяч в месяц, но пока все упирается в технические возможности. Сайт размещен на нашем устаревшем cервере, он медленно загружается, не все хотят ждать. Будем обновлять сервер либо арендовать хостинг.
Необычно то, что у нас по статистике до 80 процентов — новые посетители. Это и хорошо, и плохо — все-таки многовато. Должно быть 50 на 50 процентов.
В мультимедийном режиме мы работаем уже четыре года. Поэтому я уже могу что-то рассказать, основываясь на практике. Рассказать не только о редакции газеты, что делал раньше, а именно о мультимедийной редакции, в которой можно увидеть элементы конвергентной журналистики (конвергентный — сходимый, сходящийся). Заранее оговорюсь: поскольку я по «профессиональному происхождению» газетчик, в моем рассказе будет определенный, вполне объяснимый перекос в сторону газеты. Оно и понятно: раньше я просто рассказывал о работе газетной редакции новостей, а теперь — о работе мультимедийной редакции новостей. Так что в нашем семинаре-тренинге вполне логично и гармонично объединяются сразу две профессиональные темы — новостей и конвергентной журналистики.

Значение новостей

Газета и ее сайт должны находить свежую информацию, представляющую интерес для общества, и быстро и точно передавать ее читателям. СМИ могут писать о чем угодно, но без новостей они никому не нужны!
Прежде чем рассказывать о кухне редакции новостей, я хочу сделать акцент на том, что такое вообще новости для СМИ.
Наша газета сочетает качественные характеристики и некоторые вкрапления элементов массового бульварного, желтого издания. Это квалоид — соединение элементов качественной и желтой газеты. Но у нас, в силу традиций, лучше получается серьезное, чем желтое.
Наша задача — сохранить уважение к себе со стороны наших понимающих читателей, независимость и одновременно заработать деньги, не обанкротиться.  В этом смысле роль редакции новостей переоценить сложно. Могут быть талантливые материалы, но если газета отстает в новостях,  их подаче и толковании — ничего хорошего не будет. Одного талантливого писательства, интервью актеров о своей частной жизни, желтизны, гороскопов и экстрасенсов для газеты мало!

Что такое новости?

Я больше 10 лет рассказывал студентам журфака о том, как мы делаем новости, и в один момент вдруг спросил себя: а что это вообще такое — новость? Опросил много ученых людей, покопался в Интернете и неожиданно понял, что какого-то одного общепринятого понятия новости не существует.
В энциклопедиях, словарях и учебниках по журналистике приводятся формулировки, не похожие друг на друга.
В толком словаре русского языка Владимира Даля понятие «новости» объясняется как «качество, свойство всего, что ново», в противоположность «старому, древнему, давнишнему, прежнему, бывшему, прошлому», и как «первое известие о чем-либо».
Вот наиболее распространенные определения понятия «новость»:
— Что-то такое, о чем прежде не было известно, новые сведения или новая информация.
— Сообщение о чем-то новом или о том, что произошло совсем недавно (раньше, в доинтернетовскую эпоху, говорили «вчера»).
— Человек, факт, событие, проблема или еще что-то такое, к чему стоит привлечь внимание.
— Публикации в средствах массовой информации о текущих событиях и проблемах или вообще о чем-то интересном и важном.
У западной журналистики, лучшее из опыта которой нам не грех и перенять, нет определения понятии новости, есть только общее понимание. Американцы говорят, что новость — вся информация, что продается.
Широко известна английская поговорка: «Хорошая новость — не новость». В годы второй мировой войны, когда Великобритания каждую минуту ждала гитлеровского вторжения, родился такой ее широко известный вариант: «Нет новостей — это уже хорошая новость».
Когда я выступал перед студентами родного журфака УрГУ, его декан, Борис Николаевич Лозовский подарил мне свой словарь с незатейливым названием «Журналистика и средства массовой информации». Но за этим простым названием — базовые понятия. Вот как Борис Лозовский определяет понятие «новость»: «Новость — информация, вызывающая изменения в представлениях, взглядах, знаниях, информированности, поведении значительного количества аудитории данного средства массовой информации.
Событие, как правило, — основное содержание новости, если оно означает п е р е м е н у, то ф а к т   и з м е н е н и я  делает прошедшее новостью. Чем резче изменение, тем привлекательнее события для журналистов. А.А. Тертычный определяет «новость» как «потенциальную информацию, превышающую то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного сознанию), тем значимее будет новость».
Сообщение о фактах становится новостью, когда появляется своевременно; указывает на значимые последствия для аудитории; содержит конфликт, необычность, перемену.
Есть еще одно этого термина: «Новость — это все, что кто-то где-то когда-то скрывает. Все остальное — реклама».
Вот так определяет декан. Я бы сказал так: новость — это то, что хочется рассказать другу. Еще говорят: не надо рассказывать о том, что не интересно тебе самому. Если тебе не интересно, то не будет интересно и читателю.
А информация (не новость) — это просто набор сведений.
Пример. Информация о том, что Президент РФ Владимир Путин встретился с премьер-министром Дмитрием Медведевым, обычному человеку не интересна, для него гораздо важнее сообщение о том, что в дом вернется горячая вода. Но тут все зависит от целевой аудитории. Для губернатора новость о встрече Путина и Медведева будет очень интересна, а о горячей воде нет — она у него всегда есть.
То есть в новости важна целевая аудитория и оперативность. Завтра информация о воде и мне, и моему другу уже будет неинтересна.
Пример. Информация о веерных отключениях электричества обычному человеку не интересна, если у него всегда есть свет, она интересна только производственникам. Но если у человека начнут отключать электроэнергию, для него это будет самая актуальная информация, самая главная новость. Когда инфраструктура отлажена, сообщения о ее работе никому не интересны. И наоборот.
По мере развития общества, повышения уровня жизни людей все больше начинает интересовать их жизнь. Чем выше уровень благосостояния, тем больше люди увлечены своей жизнью и сообщениями о ней. Отсюда интерес к характеру, уровню новостей. Говорят, людей интересует информация о том, что в радиусе 10 километров. Вот природа нынешней популярности городских и районных газет, зачастую — несмотря на их низкое качество по профессиональным меркам. По большому счету, иерархия новостей — это иерархия общечеловеческих ценностей (или ценностей того или иного общества, пока в разных странах они разные)
Но есть новости, которые становятся событием, события — явлением. И порой очень интересно проследить закономерности, по которым это происходит.
У нас в редакции новости разных жанров — это и небольшие заметки, и репортажи, и проблемные материалы с информационным поводом первой и второй полосы. Я буду делать акцент на главном материале первой полосы. Именно он определяет лицо каждого номера и определяет читательский интерес и спрос (я придумал слово «бабложка» — продаваемая обложка, первая полоса пятничной толстушки).

Задачи редакции, принципы отбора новостей

В мультимедийную редакцию новостей входят отделы политики, экономики, информации и спорта и собкоровская сеть. Ее задача:
информирование читателей о:
—    политических и экономических фактах, событиях и явлениях в жизни области, всего региона и России;
—    чрезвычайных и криминальных происшествиях;
—    новостях из других сфер жизни, вызывающих человеческий интерес. Как правило, это новости, события и явления на стыке многих тематических направлений. Как правило, только культура, только экономика — узко, не вызывает массового интереса.
Наша задача — дать такие новости, которые привлекут читателя. Дать такую первую полосу, чтобы продать ее читателям. Мы работаем НА ВСЕХ читателей, а не на образованных и не очень, не на отдельные категории — политиков, рыбаков, музыкантов и т.д.
Главный вопрос, который должны себе задавать журналисты редакции новостей и сайта — чем этот факт интересен широкому кругу читателей? Мы обслуживаем (в хорошем смысле слова) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ, А НЕ ВЛАСТЕЙ И КАКИХ-ЛИБО ДРУГИХ СТРУКТУР. Наша задача — понять и сформулировать общий интерес. То есть, вопреки всему, стать интересными для всех категорий населения. Это рудимент былой массовости. Но мы не хотим сдаваться. Мы ставим пред собой эту амбициозную и, как многим кажется, невыполнимую задачу. Невыполнимая, так как массовость теряется в жизни. Общество становится более структурированным, нет общих сцепов.
Материалы идут в номер с колес. Утром газета чистая. Мы обеспечиваем полноценным информационным продуктом 1-ю, 2-ю и последнюю полосы. Как правило, встаем и на другие полосы.
Новость — это все, что вызывает живой интерес. Ее стоит разворачивать только тогда, когда она интересна и понятна всем.
Принципы отбора новостей:
1.    Значимость (число читателей, которым это интересно)
2.    Оперативность
3.    Необычность (событие в первый раз, сюрприз, неожиданный поворот, новый человек)
4.    Заметность участников — ньюс-мейкеры это или обычные люди. Ньюс-мейкеры — известные личности, частные производители и носители новостей. Есть люди, каждый чих которых — новость.  В Москве у журналистов  — список телефонов известных людей. Если нет новости как таковой — становятся интересными они.
5.    Скандальность, конфликтность (для журналиста всегда интересны люди в скандале, в конфликте).

Работа с источниками информации

Поиск новостей — дело сложное. Пути его общеизвестны:
— Ленты информагентств;
— Сайты в Интернете;
— Сообщения пресс-служб;
— Новый источник информации — блогеры!
— НО САМОЕ ЦЕННОЕ — ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ НОВОСТИ ОТ НАШИХ ИСТОЧНИКОВ.
— Факты от обычных людей.
Если совсем плохо, в нашем закутке ничего не происходит, то самый верный способ найти новость или, на «худой конец», — проблемный актуальный материал — обратиться к своим близким, друзьям, знакомым. Спросить, чем они сейчас занимаются, что их волнует.
Примеры. Одному нашему сотруднику теща рассказала о мобильных мошенниках. А у другой дочь пришла с ЕГЭ и рассказала, что девочка упала в обморок. Оказывается, в школе не раньше-не позже что-то покрасили.
Словом, работа с источниками — целое искусство. Тут есть и дружба, и совместное выпивание, и просто связи. Источники — это для журналиста все. Раньше, в советское время могли всех построить. Сейчас надо выстраивать отношения.
На некоторых факультетах журналистики учат совершенно негодным методам работы с источниками информации. Цитата из учебного пособия:
«Такой вид взаимоотношений хорош, например, с бизнесменами, которых… наверняка заинтригует ваш вчерашний разговор с руководством налоговой полиции или чиновником экономического ведомства.
— …Мы приходим не с пустыми руками, причем те, к кому мы приходим, знают это и понимают собственную выгоду в предоставлении нам информации.
— Журналист должен отдавать себе отчет, ради чего он помогает одной из сторон конфликта облить грязью другую.
— Конечно, не всякую провокацию нужно отвергать. Иногда этот прием эффективно используется в журналистике.»
Такие горе-коллеги учат молодежь самому негодному. Такая работа только вредит авторитету журналистов.
Журналистам очень важно не ронять свой авторитет. Только тогда, когда власти, бизнес, общество увидят, что у нас благородные цели, что мы не играем на чьем-то поле, а на самом деле работаем для людей, только тогда, когда мы будем ощущать поддержку читателей, общественных организаций и т.д., власти и все другие  поймут, что не давать нам информацию — это просто неприлично, только тогда они не смогут нам отказать.

Работа с пресс-службами

В работе наших пресс-служб нет информационной культуры.
У них ложные задачи — пиарить, а не информировать!
Пресс-службы (читай — пиар-службы) по всем СМИ рассылают пресс-релизы. Очень плохо, когда везде озвучивается и публикуется одно и то же, когда коллеги не утруждают себя поиском и жуют общую жвачку. Это явление обозначается новым термином — пиарнолистика.
На пресс-конференции, совещания и прочие места сбора журналистов мы идем для того, чтобы не просто рассказать о том, что все и без нас расскажут, а с расчетом увидеть то, что другие не в состоянии увидеть (в силу своей профессиональной ограниченности, других задач).
То есть мы не бегаем вместе с другими СМИ в одной упряжке. А, побывав там же, делаем свои ходы. Можно получить пресс-релиз, но не следовать ему, усомниться в чем-то, найти другой поворот. Все строчат на прессухах бездумно и послушно. Наша журналистка задает вопрос и слышит в ответ: «А вам мы отдельно ответим!» В итоге именно мы формируем в регионе информационную повестку дня.
Словом, есть ФАКТЫ ЖИЗНИ, а есть ДАННЫЕ из каких-то структур. Это отраженный свет, попавший к нам. Мы такие факты проверяем.

Первая планерка редакции новостей

9 часов утра — планерка редакции новостей.
У всех журналистов — своя поляна, за которой они следят. На планерку каждый обязан прийти не пустой. Должен знать, что происходит, почему, знать контекст.
Новость должна быть понятной. Но иногда, когда нет, к примеру, ответственного за образование или медицину, мы не можем ее адекватно оценить и начинаем «плыть», не сразу понимаем, что это за факт. Так можно зацепиться за второстепенное.
На планерке:
— Каждый докладывает, что у него есть.
— Обсуждаем, что интереснее, актуальнее. Иногда «отраслевиков» тоже заносит, и они не понимают человеческого интереса к факту, он их замыленному взгляду кажется незначительным.
Поэтому на планерке очень важен момент обсуждения! Когда факт в перекрестье журналистов-специалистов и журналистов, которые выступают от имени обычного читателя.
В жизни много чего происходит. Это все наваливается. Нам важно отделить главное от второстепенного. Я это называю информационным упорядочиванием хаоса.
Завершая обсуждение, мы решаем, что будет суперновостью, что пойдет на первую полосу в  подвал. Что пойдет на первую в виде информационных заметок. Решаем, что пойдет главным материалом на вторую (тоже новостной материал), что станет боковушкой и пойдет в подвал на вторую,что станет информационной заметкой на второй или последней полосе. А что пойдет репортажем на последнюю полосу.
Эти приоритеты являются обязательными и для сайта. Только на нем информация (то, что мы запланировали как большие материалы) должна появиться уже через пять минут.

Правила работы с новостным материалом

-    Должна быть ссылка на источник информации (иначе это слив)
—    Должно быть использовано как минимум два источника информации
—    Необходимо давать вторую сторону и вообще разные точки зрения (если это участники процесса)
—    Необходимо давать слово экспертам (Правило Евроновостей — эксперты с двух сторон — странновато звучит, конечно)
—    Необходим опрос обычных людей
—    При исследовании интересного слуха необходимо найти хотя бы одно прямое подтверждение или три косвенных
—    Пишущий журналист обязан сам позаботиться об иллюстрации
—    Автор сам сверяет факты
Собственно, отсюда можно вывести:

Стандарты независимых СМИ

Мы говорим: «Независимые СМИ», но не всегда понимаем, по каким правилам они работают. Как оказалось, стандарты свободы очень просты. Но они просто ровно до той поры, пока являются теорией. Как только дело доходит до дела, их исполнять не хотят, участники процесса протестуют, негодуют.
1.    Необходимо сообщать источники информации.
2.    Необходимо давать разные точки зрения. Добиваться. Если не получилось, рассказать читателю, куда звонили, обращались — надо показать, что мы для него старались, исполнили свой долг.
Точка зрения властей нам важна, как и точка зрения любой другой стороны того или иного процесса, явления, события, новости. Сочетание взглядов, оценок всех причастных к событию сторон позволяет добиться эффекта объективности. Это одно из фундаментальных принципов свободной прессы. И оно очень часто натыкается на непонимание тех же властей, которым хочется, чтобы мы изложили только их взгляд.
Как считает глава русской службы канала Евроньюс Петр Федоров, вообще трудно поверить в объективность журналиста, она предполагает, что он берет на себя право отчасти быть судьей происходящего. А вот беспристрастность — гораздо меньшее требование к журналисту, он просто должен честно представить суть конфликта, его стороны и позиции. И в этой связи принцип давать разные точки зрения очень важен.
3.    Давать свою оценку только тогда, когда:
— На 100 процентов уверен в своих выводах (при этом не надо стремиться оригинальничать, самовыражаться, надо стараться говорить по сути, по делу).
— Если то, о чем ты рассказываешь, противоречит фундаментальным ценностям твоего общества.
4. Оплаченные материалы идут с пометкой «На правах рекламы».

О культуре комментария

Есть мнение, что российских читателей интересует исключительно субъективная, эмоционально окрашенная информация. Это не имеет ничего общего с цивилизованным комментарием. Очень важно в потоке новостей, которые 24 часа в сутки обрушиваются на современного человека, не просто что-то сообщать (газету здесь по объективным причинам могут опередить Интернет, телевидение и радио), а говорить что-то свое, своим голосом. Свой голос — это оценка, анализ, комментарий, прогноз. При этом очень важно быть компетентными, но НЕ ВОВЛЕЧЕННЫМИ в чьи-то интересы.
Но комментировать, давать оценку надо не всегда! (Иначе пустословие, можно ведь по поводу всего что-нибудь да сказать). А только тогда, когда:
— на 100 процентов уверен в своих выводах;
— если то, о чем рассказываешь, противоречит базовым, фундаментальным ценностям твоего общества, ставит их под угрозу, а самое главное — угрожает безопасности людей.
В обществе ощущается дефицит не только на объективную информацию, но есть и ДЕФИЦИТ НА ОБЪЕКТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Как я уже отмечал, все, даже эксперты, пиарят, пропагандируют, проводят чьи-то интересы.
Пример — события в Южной Осетии. Была масса комментариев, толковых, эмоционально наполненных, но все — с той или иной позиции. Не хватало КОММЕНТАРИЯ С КАКОЙ-ТО ВЫСШЕЙ ТОЧКИ, как я говорю — С ПОЗИЦИИ ВЫСШЕГО РАЗУМА. Это мешало увидеть полную, объективную картину.
ВСЕМУ ЭТОМУ НАДО УЧИТЬСЯ. Искать в локальном глобальное (появился новый термин — глокализация). То есть надо уметь УВИДЕТЬ В НОВОСТИ ТЕНДЕНЦИЮ, я это называю НОВОСТЬЮ-ТЕНДЕНЦИЕЙ (Не просто кто-то с печки упал. А вслед могут попадать и другие. Пример: мы написали об энергосберегающих лампочках, а потом президент Дмитрий Медведев сказал о разработке соответствующей государственной программы). Тут надо не спешить и поймать момент, когда новость «выстрелит». На мой взгляд, умение вовремя увидеть новость-тенденцию — ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ В РАБОТЕ С НОВОСТЯМИ!
Раньше говорили: кто владеет информацией, тот владеет миром. Теперь можно переиначить: кто интерпретирует информацию, тот владеет миром. Много у людей источников — Интернет, радио, ТВ и т.д. Этого уже мало для «владения миром». Но тут есть другая опасность — что кто-то захочет только интепретировать, а не давать информацию.
Некоторые издатели даже советуют: гоните тех, кто не владеет фактами, всех этих обозревателей.
С дугой стороны, многие издатели погорели от того, что слишком хорошо думали о читателях. Мол, умные, все понимают, достаточно им сообщить только факт.  Нет, далеко не всегда и не все.  Поэтому надо и толковать, и давать рекомендации после текста.

Быть инструментальными, давать
                  советы читателям

Еще один немаловажный момент. С уходом индустриальной эпохи уходит и массовость. И теперь нужна индивидуальная работа с каждым читателем. Это, по мнению экспертов СМИ,  и родит массовость нового толка. Говорят даже так: газета должна стать интимной, чувственной, чтобы конкретный человек ее захотел. ГАЗЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ГАЗЕТА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНФОРМАТИВНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ, ПОМОГАТЬ ЕМУ ЖИТЬ. ЭТО ТЕПЕРЬ ДАЖЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СТИЛЕМ В ЖУРНАЛИСТИКЕ — ДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛЕЗНУЮ ЛЮДЯМ.

Как разыграть материал, командная работа

Еще один вопрос, который должны себе задавать журналисты редакции новостей: можно ли разыграть материал? Тут нашим фирменным стилем является командная работа, мозговые штурмы.
Мы начинаем формировать так называемый информационный пакет. Это дает:
— скорость;
— многообразие тем, аспектов (это делает новостной материал интереснее и полезнее);
— участвуют все (каждый — свой кусочек), один человек не в силах этого сделать.
При розыгрыше  любой новости необходимо иметь ввиду ее следующие составляющие:
-Описание собственно новости (если надо – подробности, детализация.
—    Люди, связанные с этим участники событий.
— Какие это будет иметь последствия для «простых людей. Может, повлечет за собой многие другие события, значительно влияющие на потребности людей, на их имущественное положение, обеспеченность работой, качество потребляемых услуг и т.д.
В связи с финансовым кризисом это было особенно интересно.
—    Какие можно дать полезные советы читателям в связи с этим (как не заболеть гриппом, как ходить, чтобы весной на тебя не упала сосулька и т.д.).
—    Мнения людей (немаловажно — как будет сформулирован вопрос).
—    Исторический временной контекст — подобные события за такое-то время, какая между ними взаимосвязь.
—    А что говорит наука, эксперты.
—    Статистика, цифры, инфографика (не надо читать — спорно, но порой наглядно).
—    А во что это выльется налогоплательщикам (вечный вопрос гражданского общества).
—    Стоит ли всем этим переплетение интриг.
—    Как это проиллюстрировать — фото, коллаж, и т.д.
—    (инфографика, схемы, фото места действия: «Здесь стоял…»)
То есть мы постоянно стремиться расширять тему сообщения. Главное — рассказать о проблеме все (принцип выжженной земли), чтобы конкурентам оставалось только облизываться и кусать локти.При этом задача журналистам ставится  по максимуму — надо , например, комментарий губернатора по неудобному для него поводу — вынь да положь к такому-то сроку.

Мы — редакция газеты и сайта

Повторюсь: медиажизнь стала жестче. И теперь уже перед всеми газетами стоит вопрос о том, чтобы не ограничивать подачу новостей одной только газетной версией.
Четыре года назад у нас появился сайт. Редакция новостей начала производить продукт не только для газеты. Причем на сайте не просто тупая перепечатка газетных материалов. А он живой! То есть наша редакция новостей стала мультимедийной! Мы начали работать по правилам конвергентной журналистики (повторюсь: конвергентный — сходимый, сходящийся). Естественно, при этом мы не согласны с мнением, что новости из  газет уходят, что они в этом качестве уже не нужны, что должны стать только аналитичными, превратиться в журналы. Это логика слабых. В противном случае не стоило затевать всю перестройку.
Мы же смело ступили на новое информационное поле. И испытали удивительные ощущения!
Я уже отмечал, что в нашей редакции органично сочетается западный и российский опыт. В связи с Интернетом нам пришлось еще раз доучиваться. Мы должны были перестраиваться на ходу. И самая главная перестройка происходила в мозгах! Мы сделали это, и теперь я могу рассказать не просто о подготовке новостей, а о гармоничном единстве, сочетании и взаимодополнении газетной и Интернет-редакции новостей.
Итак, что мы почувствовали.
— Скорость. Почувствовали, что даже физиологически привыкли работать в режиме редакции газеты. Теперь надо уже приходить на работу не к 10 часам, и даже не к 9, а раньше, Надо писать не вальяжно, а быстро, срочно!
— Сразу поняли: важно не просто скампилировать что-то с других сайтов (многие коллеги так и делают), а получить эксклюзив. Иначе кто на тебя будет ссылаться! А ссылка в Интернете (об этом позже) — показатель состоятельности!
— Мы, газетчики, привыкли: вот — мы, а вот — читатель. Тут же получили: «Ребята, вы почему себя ставите выше нас?!» Мы поняли, что Интернет такое место, где могут послать куда подальше.
Интернет-братия уже привыкла жить по каким-то своим правилам, далеко не всегда цивилизованным. (Я придумал: пишут все, что заБЛОГОрассудится!) Не случайно владелец «МК» Павел Гусев их всех не любит, называет негодяями. И многие считали и считают, что это и есть стандарты Интернета.
Это проявление цифровой демократии, когда у каждого есть возможность участвовать в создании информации. Но мы, владеющие профессиональными навыками в отборе и подаче информации, имеем преимущества, надо только правильно их использовать. Мы показываем, что и в Сети можно вести себя прилично. Чем нас будет больше, тем быстрее мы закрепим новые, цивилизованные стандарты Интернета. При этом — что немаловажно! — мы начали привлекать к своей работе так называемых интернетовских хомячков, блогеров!
1.    Очень часто именно они становятся для нас источниками информации!
2.    Мы делаем в газете обзор блогов.
3.    Уже поутих спор, кто профессионально сильнее, блогер или журналист. Конечно, журналист! Но не в этом дело! У блогеров есть тоже много хорошего. Помнится, все удивились, когда они стали появляться среди журналистов. Их стали звать на работу в СМИ. Мало того, некоторые наши журналисты сами стали видными блогерами. И порой их приглашают на интересные встречи как блогеров! (наши ходили на встречу к губернатору «без галстуков» именно в таком статусе). При этом у нас не так, как порой бывает: в газете пишет одно, умеренно, а в блоге — отвязный!
— В таком живом контакте с «плохими» хомячками и другими обитателями Сети мы вскоре стали чувствовать себя в Сети своими людьми. Мы почувствовали интернетовское братство и стали оборачивать его на пользу нашей мультимедийной редакции. Мы поняли ценность этих контактов и то, что отклики могут быть даже интереснее самого журналистского текста. Поняли, что в Интернете ценен не столько продукт, сколько аудитория, которую создает сайт!
То есть, я вновь и вновь повторяю: чисто газетного мышления сейчас уже недостаточно. Надо перестраиваться, быть мультимедийными!
— Видели попытки других провести подписку на Интернет-издание. Неверно, сейчас не время, не стали этого делать.
— Поначалу, когда создавали сайт, встал вопрос: организовывать ли еще одну параллельную редакцию или все делать одними силами?
Поначалу мы рассуждали практически: зачем лишние затраты, если можно привлечь журналистов газетной редакции новостей?
Затем, немного поизучав опыт коллег, увидели, что наличие двух редакций (где-то пошли именно по такому пути), не оправдано и с организационной точки зрения. Появляется еще одно звено и непонятно чем занимается.
В итоге сама жизнь определила формат нашей работы. Мы стали единой редакцией новостей газеты и сайта, или сайта и газеты — кому как больше нравится. К газете и сайту могут быть добавлены радио, телевидение и другие еще неведомые нам СМИ, и именно в этом соединении — суть современных новаций, суть организационно-технологической трансформации традиционной газетной редакции в мультимедийную редакцию, работающую по правилам конвергентной журналистики! Конвергентная журналистика — это подача одной и той же новости, темы в разных СМИ, форматах и жанрах — на радио, в Интернете, на ТВ, в газете и т.д. — то есть с помощью любого устройства, передающего информацию. Предполагается, что все они существую в рамках одного журналистского холдинга.
Одну и ту же тему может вести один журналист. Он должен быть очень разносторонним — от умения провести фото-видеосъемку до написания аналитической статьи. Я знаю редакции, где каждый репортер снимает на видео. Где-то создаются видеогруппы.
Всевозможные видео вообще заполонили Интернет, От этого процесса не отстает и журналистика. Видеожурналистика ширится. Снимают все. Говорят, похороны известных людей смотрит столько же народу, сколько спортивные соревнования. Есть даже похоронный сайт!
Афганцы показали, как талибы бьют женщину — обсуждает вся страна!
В Непале по ТВ передают только музыку. Стали петь новости!
Тут возникает закономерный вопрос: а надо ли всеми этими умениями (писать, снимать) владеть одному человеку? Мой ответ: всеми не обязательно, но стремиться к этому надо. У нас есть молодые ребята — «суперсолдаты»: пишут, снимают (все идут на дело с фотокамерами), водят машину и т.д.
А что не может один — сделает команда, где у каждого своя роль.

Продолжение дня

Вернемся к нашему дню.
После утренней планерки все отправляются (бегут!) на задания. С места передают либо по телефону, либо, если с собой ноутбук, — набирают и предают. Либо быстро возвращаются и «стучат».
Новость сообщается:
— На сайте – заметка появляется сразу же, максимум — через 5 минут!
— Через час на сайте должен быть уже аналитический материал!
(Признаюсь: у нас пока дольше. Зачастую через время появляется уже то, что завтра будет в газете. Это не совсем правильно.)
— В газету готовится информационный пакет, где разные аспекты, аналитика, прогнозы. То есть более полный вариант, по возможности отвечающий на все вопросы читателей. Это надо делать еще и потому, что после появления сначала информационной заметки, а потом аналитического материала на сайте (или в любом другом СМИ холдинга — на радио, ТВ и т.д.) у читателей могут появиться дополнительные вопросы, они их зададут на форуме или позвонят в редакцию. Как показала жизнь, это необходимо и для исправления ошибок. На сайте их исправить легко, а в газете все должно быть безупречно, это ведь еще и документ эпохи на века! ТАКАЯ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — ЕЩЕ ОДНА ВАЖНАЯ ЧЕРТА РАБОТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕДАКЦИИ НОВОСТЕЙ! Она помогает улучшить наш новостной продукт!
При этом важно, что при экспансии Интернета (и сотрудничестве с ним) газета вызывает эмоции. Этим она привлекает к себе внимание. В этом ее спасение!
— И еще один простенький технологический совет. В ходе подготовки новостей надо подойти и посмотреть, что пишет человек. Его может занести. То, что кажется интересным ему, не всегда интересно нашим читателям!

Редакция будущего. «Идеальный шторм»

На семинаре издателей в Москве показали ролик о работе редакции будущего. Редакция будущего — как диспетчерская МЧС. Люди сидят с мониторами, наушниками. Отовсюду стекается и тут же передается информация.
Работа журналиста будущего — обработать потоки информации и сделать продукт, интересный читателю.
У нас многое из этого уже есть. Но давайте для наглядности смоделируем ситуацию.
Итак, в городе объявили штормовое предупреждение (передало МЧС). Как должна работать с этой новостью мультимедийная редакция?
Первое. Назначить ответственных за эту новость, это целая бригада, где у каждого своя роль: репортеры, фотокорреспонденты (да, все снимают, это годится для оперативного сообщения на сайте, но потом, для газеты и для аналитики на сайте все-таки нужны более профессиональные фото), дизайнер и главный в бригаде.
Второе. Быстро, сразу же сообщить об этом всеми имеющимися в наличии средствами и способами: радио, ТВ и уже Интернет-сайт. Плюс: подписчикам (и постоянным читателям) — SMS, электронные письма и сообщение на аккаунт в социальных сетях (аккаунт с англ. — счет) подписчикам. Все эти сведения можно собрать при подписке (или при покупке газеты в киоске), собрать с помощью сайта. При совсем хорошей жизни можно провести подписку на них (есть пакет информационных услуг — выбирай, что берешь)
Третье. Быстрый мозговой штурм, чтобы дать как можно быстрее информацию на сайте с добавлениями: сообщение о шторме, когда будет, какой силы, чем это чревато, советы людям: как себя вести (что делать, если стихия застала тебя на улице), идти ли на работу, будет ли ходить транспорт, полетят ли самолеты и т.д. Как работают объекты жизнеобеспечения, инфраструктура. Сообщения с улиц.
Четвертое. Информация на сайте, радио и ТВ должна постоянно обновляться. Плюс — сообщения с мест.
Пятое. Параллельно работает газетная бригада, в ней те же люди. Активизируется дизайнер и — главное — человек, который всем дирижирует и сводит всю информацию. Что было, какой ущерб нанес шторм, есть ли пострадавшие, жертвы. Как сработало МЧС, как вообще сработали органы госуправления. Как героически оборонялись на объектах жизнеобеспечения. Сообщения с мест. Истории людей, как они пережили. Оказана ли помощь, возместят ли ущерб, может подключить обычных людей. Что это вообще за природная аномалия, каковы прогнозы. Вспомнить из истории, когда еще такое переживал город. А как у них? И некий обобщающий комментарий («жизнь снова показала, что…»), уроки и т.д.
То есть читатель должен , видеть, чувствовать, что мы всегда рядом, мы всегда проинформируем и поможем! Сейчас, в пору, когда уходит былая массовость, очень важна индивидуальная работа с читателем (это уже клиент!).
При этом новости и делающие их люди должны быть транспарентными, прозрачными. Американцы делают жизнь редакций максимально прозрачной. Например, выкладывают планерки в Интернет. Читатель должен видеть журналистов, контактировать с ними. Они должны стать для него своими людьми! ПРОЗРАЧНОСТЬ ДОПОЛНЯЕТ ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Только так можно «приручить», воспитать своего читателя! И только так могут выжить мультимедийные СМИ.
Человек должен почувствовать, что мы открыты, мы заботимся об удовлетворении его естественных информационных потребностей! И стараемся их удовлетворить всеми возможными способами. Он должен к тому привыкнуть! Наши новости должны стать составной частью его жизни!
То есть речь идет о том, что с помощью мультимедийных технологий мы выращиваем нового читателя. Перспектива его становления очень важна, можно будет прекратить уже привычные упаднические разговоры о том, что с появлением Интернета cтарые медиа останутся на уровне виниловых пластинок, что наш читатель уходит.
Нет, не уходит!!!
1)    Мы ездили по Финляндии на машинах. Видели, что в каждом придорожном кафе, в каждой забегаловке — свежие газеты, и обязательно кто-то читает. В Швеции, в Стокгольме я видел в метро, как читают газеты. В Японии, стране,  придумавшей многое в электронике, отказались от электронных книг и т.д.
Если рассматривать в контексте культуры, то говорят, что слово, написанное на бумаге, способствует развитию цивилизации.
2)    Через Интернет мы можем действительно привлечь новых, более молодых и перспективных читателей.
Это тем более важно, что новостные сайты все равно рано или поздно все-таки станут платными. По общему прогнозу аналитиков, время бесплатного доступа к информации в Сети рано или поздно пройдет. А у нас уже будет свой читатель не только в обычной жизни, но и в онлайне..

Методика продвижения сайта

Поначалу наивно думали, что хорошо напишем — и все будет нормально. Сайтом руководила хорошая девушка, журналистка, все писали, а посещаемость не росла. Потом она ушла. Пришел непишущий, но более погруженный в Интернет-технологии парень. И все стало меняться! Мы поняли: только хорошо писать — мало! Сейчас, помимо общепринятого, традиционного газетного умения надо владеть еще и новыми Интернет-технологиями.

Какими?

1) Использование социальных сетей.
ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук, Пинтерест, Вимэйл (видеосервис).
Фейсбук — большая сеть. Там у нас отдельная страница организации. Размещаем на ней информацию. Специально информацию туда отправляем. Ежедневно. Обычно это:
— Самые интересные статьи
— Прямая ссылка на заголовок. Щелкаешь — и автоматически попадаешь на сайт.
— Фотогалереи к материалу. Щелкаешь — попадаешь на текст на сайте.
— Видео выкладываем. Кто-то что-то присылает. Например, редакция проводила мастер-класс по винам, интервью с сомелье.

На Фейсбуке у нас три тысячи посетителей в неделю.

Пинтерест — только для галерей.Там только фотографии. Мы там три месяца. Перспективная штука. У «Коммерсанта» там тысяча подписчиков.

Твиттер. Автоматически соединяет с новостями и статьями.
Что-то повяляется — автоматически его запоминает и появляется ссылка в Твиттере. 1 тысяча человек в день приходит к нам по заголовкам и ссылкам из Твиттера.

Вимэйл.com Видиосервис, бесплатно можно разместить свои видео. Редко сами загружаем.

2) Флеш-номера газеты на нашем сайте.
Датский сервис ISSUU.COM (опубликуй себя)
Позволяет разместить номера газеты.
PDF — в типографию. На следующий день — туда посылаем (стремимся сделать так, чтобы в тот же день). Занимает минут 20 _ все параметры, анкетная графа. В области из газет никто так больше не делает. Да и федеральные газеты не делают (хотят, чтобы живьем читали), только журналы.
Этот сервис приносит много читателей. Начали в октябре 11 годы. В 11 году в день давало три тысячи посещений. В 12-м — 8 тысяч.
Можно пролистать страницы, каждую статью приблизить.
То есть это электронный номер газеты. У нас там читателей больше, чем читателей сайта. Можно читать, не заходя на страницы сайта.
За полгода на сайте больше 5 миллионов просмотров.
А общая аудитория — 1 млн. за месяц.
Толстушку (пятничный выпуск газеты) читают от 15 до 20 тысяч.
Обычные номера — от 5 до 10 тысяч человек.
Газета нужна, но в электронном виде!

3) Использование поисковых систем. Обычно они идентифицируют сайты по количеству страниц информации (каждая новая заметка, статья — отдельная страница). Чем больше страниц, тем выше рейтинг.
Плюс ссылки в самой статье. Хорошо — чужая цитата и ссылка на ресурс с высоким рейтингом. Ссылка на областной сайт мало даст, на федеральный — много.
Все это позволяет подниматься нам в рейтинге поисковиков.
Хорошо, чтобы было до 60 материалов в день. По уму — надо 200-300 статей.
Должна быть сотня новых статей и быстрое обновление. Главное — большое количество материалов.

Есть масса других проблем, в частности, наше слабое место —  нет отраслевых тем, по автомобилям, по здоровью. Нужна более точная адресация.
Словом, много новостей, материалов на сайте — растет посещаемость и количество рекламы.

Полезны взаимные ссылки газеты и сайта.
В газете: полную версию материала читайте на сайте.
(Так делают газеты «Коммерсант», «Ведомости»)
У «Коммерсанта» есть люди, которые рисуют инфографику для сайта. И наоборот: полную версию читайте в газете.
Еще раз подчеркну. Принципиально, что это общая редакция новостей для газеты и сайта.

Завершение дня

Мультимедийная редакция новостей снова собирается в 14 часов (те, кто на месте, а не в поле).
Репортеры докладывают о ходе выполнения задания.
Неожиданно может появиться новость, которая разметает все, что мы раньше запланировали. Тогда ставим ее как главный материал. Что-то встает на другие места. На сайте тоже меняем приоритеты.
И снова за дело!
Дедлайн газеты — 17 часов. Рановато. Раньше было 19 часов.
День заканчивается. Мы не спешим домой — отходим…
Тут же, после 17 часов, — третья планерка. Прикидываем, что будет завтра. Даю задания, если событие рано, в 9 часов.
Мы уходим домой, чтобы завтра возродиться и вновь вернуться в этот любимый сумасшедший дом… Вполне возможно, что мы станем будить друг-друга ночными звонками — новости понятие круглосуточное…

Теги: