Sтраница Основного Sмысла

14 августа 2022 года

Мы научим детей читать и заботиться о своей планете. Подписчики Гуманитарного журнала обсуждают статью «Почему наши дети не любят читать классику?»

i (5)

Гуманитарный журнал опубликовал полемический материал историка, кандидата экономических наук Александра Щенникова «Почему наши дети не любят читать классику?» «Произведения XIX века не соответствуют их образу жизни, им слишком сложно вникнуть в «интерфейс» того времени», — писал автор. Как мы и предполагали, эти размышления вызвали немало читательских откликов.     

———————————————————————————————————————————-

 

Чупина

 

Ольга Чупина, врач, Тюмень:

- Вспомните себя в школьные годы, когда надо было читать «Войну и мир». Кто ТОГДА прочитал все тома этого произведения, да еще с интересом? Было бы любопытно посмотреть на этого человека.

 

 

Павлов

 

Олег Павлов, поэт, режиссер, председатель правления Челябинской организации Союза писателей России:

 — В школе надо изучать то, что соответствует детям. Какая «Война и мир» 16-летним подросткам?! Это они изучат в институте, кто туда пойдет. Вообще на уроках литературы надо не изучать, а читать. Читать хорошие книги, чтобы дети их слушали. И это будет замечательно!

 

Тинька

 

Элина Галахова, музыкальный педагог, Ленинградская область:

 — У нас в средних классах была удивительная учительница русского языка и литературы. Пока другие педагоги заставляли против воли штудировать материал и изнуряли нас бесконечными проверочными работами, она читала вслух «Маленького принца». В классе царил покой, гармония. На её уроки мы бежали вприпрыжку не потому, что нет домашних заданий, а потому, что будет встреча с чем-то неожиданно прекрасным… Мы чувствовали любовь педагога к нам и литературе, и хотелось порадовать её и прочесть как можно больше.

iМне кажется, что, несмотря на меняющийся «интерфейс», отношения между людьми и проблемы, связанные с этим, не меняются… Чтобы понять суть этих проблем, необходим жизненный опыт, определённая личностная зрелость, которой у ребёнка пока нет. Нет и интереса разбираться в этих хитросплетениях.

 

 

Загидуллина

 

Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета:

- Спасибо Александру Щенникову за отличную статью, глубокие мысли и тонкое понимание перемен. Есть несколько принципиальных но. Читают сейчас не меньше, а больше, чем раньше, просто выбор стал неизмеримо шире. В Интернете скачивание книг идет на тысячи тысяч, и это новый способ «тиражирования». Классика в этом ряду стоит на том месте, где и положено, – цементирует национальное айдентити, без этого никуда. У ваших детейi (3) острая потребность взаимопонимания с родителями придет тогда, когда свои дети дорастут до 20. Классику читали и будут читать в более старшем возрасте – школьное чтение было «из-под-палочным» и в 80-е, и в те же 60-е, и раньше. Школа есть школа – и это отдельный разговор (правильнее говорить о харизматичных словесниках и бездарных ремесленниках – и что же такого? Так было всегда).

Новые способы тиражирования произведений искусства и их внутреннего смысла сегодня легче даются новым поколениям, чем «книжным» (будь то сериал, кинофильм, Интернет-мем и т. п.). Но все равно, даже не читая, нация остается «приобщенной» к своим великим текстам («я не читал, но я знаю, что такая книга есть»). Это тоже способ консолидации. О том, что Толстой и dostoevskyДостоевский уже вряд ли будут вымещены новыми авторами (как ушли из программы Афанасий Никитин и Сергий Радонежский в конце XIX века), не приходится даже предполагать – это тот круг имен, что формировал «банк общественного самосознания», а для России это именно XIX век. Что будет именно так, показывает социальный опыт более старших литератур – французской, итальянской, английской. Но мысль о том, что «код» нового поколения иной, чем код поколения «эпохи Гуттенберга», – правильная. Иной – не значит хуже (или лучше). Просто иной. И дело не в отчуждении, а в мембранности поколений – подчиняясь разным кодам и «не считывая» друг друга напрямую, они не могут существовать друг без друга, спаянные бессознательными связями. Так что главное – идею – прочтут, поймут и примут – своими путями и своими способами.

А когда говорят, что идеология не нужна, то это, возможно, какое-то узкое понимание слова. Идеология неизбежна – это видение будущего, куда и зачем идти и на какой алтарь класть жизнь. Без мысли о будущем нет настоящего, а значит, наше настоящее насквозь идеологично. И уж если классика эпохи становления национального сознания на все лады повторяла мысль о самопожертвовании и народном благе, то нам никуда от этих вечных императивов и не деться…

 

Макина

Ранее на эту тему высказывалась ушедшая из жизни  Мария Макина, заслуженный учитель Российской Федерации из Челябинска:

- Последние десятилетия основная масса школьников не читает классическую литературу. Причины нужно искать в семье, школе и обществе. В современном мире меняются поведение, стиль и образ жизни человека, восприятие окружающей действительности стало другим, и процесс этот продолжается. На смену книгам и телевизору пришли компьютеры, планшеты, Интернет. В часы досуга родители наших учеников, как и все вокруг, много общаются с помощью различных гаджетов, отвечают на звонки и письма, куда-то спешат. Если родители, кроме новостей на федеральных и региональных каналах, ничего больше не смотрят и не нацеливают детей, например, на развивающие программы из серии i (1)«Академия» или «Музейные тайны» на канале «Культура», вряд ли они будут читать «Войну и мир». Поэтому наши ученики не ищут ответы на волнующие вопросы в книгах, гораздо легче обратиться с вопросом в Яндекс или любую другую поисковую систему.   

Но мои ученики и их родители читают литературу. На уроке должно быть интересно. Если ученик плохо подготовлен, он не сможет участвовать в обсуждении произведений, будет чувствовать себя некомфортно. Именно этого состояния дети и боятся. Они знают, что я их обязательно спрошу на уроке. И если они не смогут работать со всем классом, то почувствуют себя за чертой дискуссии, а это ой как неприятно! Так что многое действительно зависит от учителя, от построения занятия. Но мы должны говорить не только о чтении классики, а вообще о чтении. К примеру, ученики 31-го лицея Челябинска хорошо осведомлены о новейшей литературе, потому что у них в лицее бывают современные писатели, деятели культуры, науки, известные педагоги. Лицеисты из первых рук получают свежие знания, знают в лицо i (2)Майю Кучерскую, Евгения Водолазкина, Сергея Волкова, Захара Прилепина и многих других. Гости лицея сумели  заинтересовать детей, и ребята прочитали этих авторов и, конечно же, не забыли классику. Знания лицеистов гораздо шире общепринятых. Если же ничего не делать, а учить детей только в рамках современной программы, где на уроки литературы отведено два часа в неделю и произведения можно изучать схематично, то никогда не воспитается привычка мыслить самостоятельно, никогда не выработается умение рассуждать о прочитанном и понимать сложности окружающего мира.

——————————————