Мой дневник

22 ноября 2013 года

Почему в школе не изучают историю России до и помимо Киевской Руси?

Я только что вернулся со встречи с читателями в Челябинском Еврейском общинном доме (ЧЕОД), которая проходила в рамках Общинного фестиваля еврейской книги 2013 года. Приглашая меня, библиотекарь DSC03054Любовь Шевченко (на снимке она произносит вступительное слово) сказала, что книга «Планета Южный Урал. Живая энциклопедия народов Челябинской области» и ее глава «Евреи» очень хорошо вписываются в концепцию форума, проходящего в ЧЕОД. С удовольствием откликнулся на предложение. Рассказал, что в моей коллекции кукол в национальных нарядах есть «представитель» ЧЕОД. А на книжной полке стоят шесть томов Шалом Алейхема, подаренные известным челябинским педагогом Ефимом Евсеевичем Колодежем, недавно ушедшим из жизни.   
Речь за круглым столом шла о культуре разных народов, об их сближении и совместном проживании. Обычно такой разговор заканчивается призывом к дружбе, к изучению своей культуры и культуры народов, DSC02987живущих рядом с тобой. Но сегодняшнее обсуждение вышло за эти привычные рамки. Было, в частности, сказано, что здесь не обойтись без более глубокого изучения истории нашей страны. И прозвучал вопрос: «Почему в нашей школе не изучают историю России до и помимо Киевской Руси?»   

Наш разговор снова проходил на тревожном фоне. Вчера областной суд вынес приговор членам организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), которая была запрещена еще в феврале 2003 года. Уголовное дело расследовалось около года. 
Осужденные к нам с Луны не свалились. Эти ребята родились и выросли в Челябинской области. И в какой-то момент, как раз тогда, когда в России было упразднено министерство по делам национальностей, они «пошли своим путем». 10-15 лет назад многие представители нашей тюркоязычной молодежи учились религиозной грамоте за рубежом. Считалось, что только там они могут по-настоящему постичь ислам. В  итоге многие вернулись на Родину с сомнительным багажом. Традиционный ислам присутствует в России испокон веку. Его общественные постулаты ясны и недвусмысленны: терпимость к другим конфессиям, отсутствие радикализма, джихад не имеет к нему отношения. Вместо этого активисты упомянутой организации говорят о создании исламского халифата, возникновение которого возможно только путем активных действий против неверных, к которым они относят представителей другой веры и национальной культуры.
ИОСейчас наводится порядок с получением исламского образования, но идеологическая инфекция, полученная нашими детьми, так быстро из сознания не выводится. Живя в Челябинске, молодые люди вели экстремистскую деятельность по планам партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая демонстрирует нетерпимость к другим религиям, целенаправленно пытается расколоть общество. Активисты организации посещали мечети, знакомились с прихожанами, приглашали их на чаепитие и под предлогом теологических бесед вводили в религиозное заблуждение. Они предлагали изучить экстремистские материалы (книги, видеозаписи) и проводили по ним занятия. В конечном итоге члены  «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» призывали к бунту и изменению конституционного строя РФ.
Фигуранты дела признаны виновными в организации и участии в деятельности запрещенной религиозной организации с осуществлением экстремизма, в приготовлении к действиям, направленным на насильственный захват власти, в нарушении Конституции РФ. Все пятеро признаны виновными в особо тяжком преступлении против основ конституционного строя и безопасности государства. ХТВ итоге активисты челябинской организации — Марат Базарбаев 1976 года рождения, Рушат Валиев 1982 года рождения, Ринат Идельбаев 1980 года рождения и Вадим Насыров 1981 года рождения — приговорены к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 150 тысяч рублей. Им также назначено дополнительное наказание в виде одного года ограничения свободы (исполняется после освобождения из мест лишения свободы). Организатор Ринат Галиуллин 1978 года рождения приговорен к шести годам шести месяцам лишения свободы в колонии строгого режима с ограничением свободы на один год. Ранее он дважды был судим за участие в деятельности организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», отбывал наказание в местах лишения свободы. Освободившись в марте 2009 года, сразу же стал создавать ячейку в Челябинске.
Подсудимые, не отрицая своих действий, вину не признали. Они настаивали, что не совершали преступлений, и вся их деятельность носит мирный характер, направлена на благо земляков. Глаза этих молодых горели огнем какой-то неведомой убежденности. Их пришла поддержать группа молодежи, причем девушки были в мусульманских нарядах. Когда моя коллега Инна Нечай попыталась взять у них комментарий, ей отказали в жесткой форме.
То, что в нашем обществе появилась группа таких молодых людей, вызывает тревогу. Судя по всему, только жестким уголовным преследованием тут не обойтись. Этих ребят надо выводить из такого зомбированного состояния. Кто и как это сможет сделать? Родители и родственники? Традиционные служители ислама и религиоведы?
DSC03025В обсуждении в ЧЕОД участвовали китайские студенты Челябинского педагогического университета и их преподаватель Алла Вовк. Они провели небольшую презентацию культуры своей страны. Директор ЧЕОД Елена Мельник предложила мне и другим заинтересованным лицам больше выступать перед школьниками, рассказывать им о традициях российского добрососедства. Идея очень хорошая, только так мы сможем удержать детей в русле наших традиций. Я сделал акцент на том, что дети многих народов не чувствуют себя таковыми, отказываются от своего национального происхождения. Особенную тревогу вызывают мордовские ребята.  Кандидат исторических наук, член Международной тюркской академии Луиза Алмаева рассказала, что среди ее студентов много представителей разных национальностей. Собравшись в круг, они говорят на родном языке, что не у всех вызывает понимание. Но это вполне нормальное явление. Знание разных языков только расширяет кругозор. Луиза Махмутовна также подчеркнула, что Россия изначально складывалась как многонациональная страна, ее создавали три группы народов – финно-угорская, тюркская и славянская. Она выразила недоумение тем, что история страны, вокруг преподавания которой в школе в последнее DSC02999время сломано много копий, берет точку отсчета только от Киевской Руси. Но ведь до нее и одновременно с ней на просторах Евразии, входящих в состав России,  жили разные народы, и было несколько раннефеодальных  государственных образований: Великий тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда и т.д. Россия образовалась на основе не одного, а нескольких раннефеодальных государств. Отсюда — ее многонациональность. Негоже это забывать или замалчивать, от этого историческая картина оказывается неполной.
Обычно на встречах с читателями я дарю книгу за самый интересный вопрос. На этот раз «победила» Маргарита Закирова из педуниверситета (на снимке), которая спросила, становлюсь ли я после написания такой книги своим при общении с разными народами. В конце беседы все с удовольствием восприняли новость о создании в Челябинске этнопарка. Звучало также предложение соорудить в городе фонтан Дружбы народов.    
     
 

Теги: , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *