Sтраница Основного Sмысла
ТУРКИ, часть первая (из цикла «Столикая Евразия»)
В мире около 70 миллионов турок, в России — 105058. Представительство этноса в наших регионах разное, к примеру, в Челябинске — 440 человек турецкой национальности, в Санкт-Петербурге — 999 (по Всероссийской переписи 2010 года).
Народ на слуху
Турки относятся к тем народам, которые постоянно на слуху у всего мира. Помню, в детстве старшие во время застолий пели знаменитую песню про Стеньку Разина, бросающего за борт турецкую княжну. А если кто-то что-то не понимал, ему говорили: «Ты прямо как турок». В быту мы используем слова «затурканный», «затуркать». По толковому словарю Д.Н. Ушакова, это означает извести постоянными придирками, попреками, бранью, образовано от названия народа «турки» (под титульной нацией Османской империи остальным народам жилось несладко). Про этот этнос мы говорим, когда изучаем историю русско-турецких войн, пытаемся понять, кто такие янычары и читаем, что в жилах главного героя романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», бравого казака Григория Мелехова, течет турецкая кровь. Многие не прочь процитировать героя Ильфа и Петрова Остапа Бендера, который гордо изрекает: «Мой папа — турецкоподанный». А в новой России стали привычными туристические поездки в южную страну и футбольные матчи с участием высококлассных турецких команд.
Так что же это за народ такой, турки?
До поры до времени его образ в моем сознании никак не формировался, довлели мифы и стереотипы. Не хватало живого, нетуристического общения. И тут я оказался за новогодним столом с Михметом…
Мехмет
Мы с семьей встречали Новый год в Костанае. Шло обычное праздничное застолье, и тут Наиля, сестра моей жены Суфии, удивленно сообщила: «Сейчас придет Адиля, не одна». Адиля — наша племянница, после окончания Костанайского университета, где на факультете лингвистики изучала турецкий язык, отправилась работать в Турцию, в одну из российских турфирм. И вот приехала домой…
Друг Адили Мехмет оказался жгуче-черным парнем. В Северном Казахстане он первый раз увидел снег, и, облачившись в шубу и валенки, готов был часами катать свою любимую иностранку на санках. За новогодним столом этот турецкий коммерсант спиртное вообще не пил и заразительно смеялся — Адилька едва успевала переводить ему наши шутки. Меня выдвинули произнести «международный тост». Вспомнив о русско-турецких сражениях, я сказал, что теперь Россия и Казахстан будут только побеждать, поскольку они выставили на «передовую» свое главное «оружие» — девушек…
После этого праздника Мехмет все время передавал привет «белому человеку». Он очень нас всех удивил, когда после ссоры с Адилей тайно приехал из своей Турции в Кустанай, но так и не решился прийти домой к родителям, где была его любимая. Когда дело уже шло к свадьбе, мы услышали рассказ об этой поездке. Сразу не поверили, пока Михмет не показал авиабилеты и чеки из костанайских магазинов.
Свадьба прошла в два этапа. В Турцию отправились Адиля, ее мама Альфия и двоюродная сестра невесты Раушания. Торжество было обставлено непривычно. Гости собрались в свадебном салоне, дарили золото и серебро. Угощение было минимальным, в формате чаепития. И никакого спиртного. Все завершилось довольно быстро. Уже у себя в комнате мама Адили и ее сестра открыли бутылку вина… Ну, а когда молодые прибыли в Костанай, их ждала вся татарская, казахская, русская и прочая родня. У Мехмета весь вечер буквально горели глаза. На второй день ему снова дали слово, и Адиля, поторопившись, начала «переводить», когда муж не произнес еще ни одной фразы. Все посмеялись…
Микаил
А вскоре после знакомства с Мехметом я встретился в Челябинске с Микаилом. Он приехал вечером, когда в редакции уже никого не было.
— Микаил, у вас фамилия Акча. По-татарски акча — деньги. Значит, на русский манер вас можно называть Михаил Деньгин.
- Да, Акча — от татарского слова. Но Акча я только в России — почему-то так записали. В Турции я — Агджа.
Микаил Акча — анатолийский турок. Его сестра вышла замуж за преподавателя, который работал в Челябинске, в лицее. Она позвала брата на Южный Урал — в Турции очень много молодежи, и поступить в вуз практически невозможно. Но просила подумать: в Челябинске холодно, язык сложный. Восемь месяцев учился на подготовительных курсах, сдал экзамены и поступил на спортфак Челябинского педуниверситета.
В первое время его угнетали серые, темные дома, холод. Он просто боялся. Все время думал: «Куда я попал?» Удивило, как много приходится открывать дверей, чтобы зайти домой. Железная дверь, темнота в подъезде, куча ключей… «Мы что, в тюрьму идем?» Только потом понял, что это в целях безопасности. А поначалу чувствовал себя плохо, ожидал какого-то тепла, в том числе человеческого. Пошел первый раз хлеб покупать, не зная языка. По словарю выучил: «хлеб» и «дайте». Подошла очередь.
— Хлеб дайте!
— Какой хлеб? — неожиданно спросила продавщица.
Он смутился. Женщина начала кричать. Ушел без покупки. Врачи в больнице тоже удивили. «Что с тобой?» — громко спрашивали они. Потом Микаил поймет, что эта святая работа не оплачивается так, как принято у них, где доктора — богатые люди. Очень сильно поразили кондукторы в трамвае. Немолодые женщины пробираются сквозь пассажиров, собирают деньги. В Турции этого нет, все расплачиваются через терминал. Удивила уха — на родине не принято готовить суп из рыбы.
В какой-то момент засобирался домой. «Что случилось?» — спросил декан Виктор Макаренко. «Боюсь, что не получится, сложные предметы.» — «Ты прыгать умеешь?» — «Да.» — «Иди и учись!»
Постепенно Микаил втянулся в учебу и понял нежную душу «суровых челябинцев». Но до этого ему пришлось пройти через самое сложное испытание.
Он уже второй год жил в Челябинске, учился на первом курсе. Пошел в культурно-развлекательный комплекс, и там из раздевалки украли его паспорт. Дали объявление, чтобы вернули. Никто не откликнулся. Был 2000 год, шла антитеррористическая операция в Чечне, на улицах милиция останавливала всех черненьких, едва ли не в каждом подозревая ваххабита и экстремиста. А когда человек не знает язык, он не уверен в себе, стражи порядка начинают думать: что-то не так, и поступают по инструкции…
Паспорт можно было восстановить только через посольство в Москве. Помыкавшись, собрался в столицу. Сразу встал вопрос: как покупать билет без удостоверения личности? ОВИР дал документ, что у него студенческая виза.
Соседи по купе угостили вареным раком. Поняв, кто перед ними, дали кучу советов и схему метро. В посольстве родной страны сказали, что паспорт будет готов только через три месяца. «А как я обратно поеду?! Дайте мне документ, что идет процесс подготовки паспорта». По этой бумаге удалось купить обратный билет. А в поезде началось…
— Молодой человек, предъявите паспорт!
— У меня его нет.
Пришли еще три милиционера, стали обыскивать его сумку. Попутно втолковывали, что без паспорта ездить нельзя. Увидев 100 долларов, стражи порядка предложили: «Можешь ехать дальше, если их отдашь нам». У Микаила это были последние деньги. Отказался. «Ну, тогда ты никуда не поедешь». Забрали сумку и выкинули на станции Сызрань, перед Самарой. И тут к Микаилу пришла какая-то смелость, и он побежал по поезду. Думал, пока за ним будут гоняться, состав тронется и доберется хотя бы до Самары. Когда его догнали, неожиданно появился офицер. «Ты кто такой?» — «Турок». — «Из самой Турции?» — «Да». — «А «Галатасарай» знаешь?» — «Да.» — «А «Фенербахче»? — «Конечно». Когда офицер спросил еще про «Трабзонспор» и сообщил, что вообще-то он болеет за «Газиантеп» — команду второго дивизиона, которую и в Турции-то не все знают, Микаил понял, что ему, футболисту, члену юношеской сборной страны, этого человека послал Бог…
- Пустите его, пусть едет!
Когда вернулся в купе, соседи спросили, сколько заплатил. Услышав, что нисколько, сказали «молодец» и всю дорогу до Челябинска учили говорить по-русски, в том числе матерным словам.
В Челябинск Микаил приехал, как домой. У него словно сломался какой-то барьер, стал спокойно говорить на языке Пушкина и Достоевского (позже он выучит наизусть целые главы из «Евгения Онегина»). Но даже и это не помогло, когда его в очередной раз остановили для проверки документов. Из отделения милиции выпустили ночью. В кармане ни копейки. Как добираться из центра до ЧТЗ? Пока соображал, увидел пьяных гопников. «Они точно ко мне пристанут», — подумал Микаил и тут же нашел выход. Взял из мусорки бутылку из-под пива и, пошатываясь, пошел навстречу. «Здорово!» — он даже не узнал своего голоса. «Здорово!» — ответили хулиганы и прошли мимо. А потом Микаилу в университете предложили сделать доклад о русско-турецких войнах — так сказать, с противной стороны. «Кто виноват?» — спросили его. Он ответил, что виноваты политики, а народ страдает с той и другой стороны, не хочет войн. Микаил сказал, что раньше русских в его стране хотели представить как варваров, а в России — турок, но теперь он видит, что русские — не варвары, и турки — не варвары. После этих слов студенты зааплодировали, а то, что докладчик в слове «варвары» сделал ударение на втором слоге, только добавило трогательности. Микаила все полюбили, началось живое общение. В итоге он сдал экзамены экстерном, на год раньше.
Мой новый друг живет в столице Южного Урала уже 15 лет. По-русски говорит очень хорошо, не употребляет спиртное, хотя россияне-однокурсники пытались его этому научить. Вместо этого Микаил продолжает играть в футбол, на барабане и поет. Он преподавал в лицее, где к его уважительно называли Микаил-беем (наставником), потом перешел в Челябинский педагогический университет. А дома его всегда ждут жена (Дерья-ханым) и двое детей.
Россияне и турки
Мехмет и Микаил, сами того не подозревая, продолжили традицию появления турок в нашей стране. Правда, раньше их соотечественники приезжали сюда не по своей воле. Россия и Турция воевали между собой чаще, чем с кем-либо другим (в ходе этих сражений прославились наши выдающиеся военачальники — Суворов, Румянцев, Ушаков, Нахимов, Кутузов и т.д.) и многие тысячи турок оказались в российских пределах. В мемуарах дворян XVIII-XIX веков часто упоминаются пленные турчата и турчанки. С тех пор пошла мода на сооружения в турецком стиле — садовых павильонов, минаретов и т.д.
У императора Павла I был любимец турок. Его взяли в плен в Бендерах в 1770 году и подарили царевичу Павлу, который послал его за границу для обучения на парикмахера. При крещении турок стал Иваном Павловичем Кутайсовым (на картине): имя дали чисто русское, отчество — от крестного, фамилию — по месту рождения (город Кутая). Турок стал камердинером и быстро завоевал доверие Павла I. В 1799 году он получил баронский, а затем графский титул и богатые поместья. Его старшая дочь вышла замуж за графа Васильева, другая — за князя Голицына, а сын стал обергофмейстером, сенатором и женился на княжне Лопухиной. У известного адвоката Н.П. Карабчевского (1851-1925) мать — помещица, а отец, Платон Михайлович, — полковник, командир уланского полка — имел экзотическое происхождение. Во время завоевания Новороссии подобрали турецкого мальчика, который был определен в корпус и дослужился до полковника. Фамилию ему дали от слова «кара» — «черный». Этот турок, Михаил Карапчи, принявший фамилию «Карабчевский», — дед Н.П. Карабчевского.
Но пленных турчанок было больше. Они становились любовницами и женами русских дворян и простых людей, рожали им детей. Эти женщины стали попадать в Россию еще с разбойничьих походов казаков. Самый знаменитый казак с турецкой кровью — Степан Разин (1630-1671). Его дед был мусульманином, а мать считалась турчанкой. Турчанкой была и бабушка уже упоминавшегося Григория Мелехова из «Тихого Дона», ее привез из похода дед шолоховского героя. Судьбы турчанок обычно были не слишком счастливыми. Они рано умирали или вечно находились в тени, как мать поэта Василия Жуковского (1783-1852), которая жила рядом с сыном, но не имела никаких прав. Турчанка родила знаменитого поэта и драматурга Василия Капниста (1758-1823). Турчанкой была и бабушка славянофила, писателя Константина Аксакова (1817-1860).
Из современных знаменитостей казачьего происхождения о своей турецкой крови упоминают писатели Мария Арбатова (прабабушка — турчанка) и Святослав Рыбас.
Сейчас, после холодной войны, россияне и турки сотрудничают в политической, энергетической, транспортной, строительной и туристической сферах, в области культуры. По Всероссийской переписи населения, в Челябинской области, например, турок стало в четыре раза больше: в 2002 году было 101, в 2010-м — уже 440. Количество представителей этноса на Южном Урале продолжает увеличиваться. Во многом это связано с экономическим сотрудничеством. 12-17 апреля 2010 года руководители предприятий Челябинской области побывали в Стамбуле. Цель визита — налаживание прямых внешнеэкономических связей между представителями бизнеса, ознакомление с опытом работы компаний строительной индустрии Турции. Как сообщили в региональном министерстве экономического развития, товарооборот Южного Урала с Турцией в год составляет 498,3 миллиона долларов, в том числе: экспорт — 461,2 миллиона долларов, импорт — 37,1 миллиона. Мы экспортируем продукцию цветной и черной металлургии, оборудование для бурения скважин, продукцию органической химии. Импортируем сырьё для производства цветных и черных металлов, продукты органической химии, промышленное оборудование и запасные части к нему, продукты неорганической химии, сантехнику. Турецкая фирма «Енигюн» занималась в Челябинске строительством. О многочисленных товарах «широкого потребления» на наших рынках и в магазинах и говорить не приходится (недавно я купил качественную турецкую дубленку). Новый терминал санкт-петербургского аэропорта «Пулково» построит турецкая компания Ictas Insaat. Некоторое время назад были отменены виза на поездки в наши страны. В Санкт-Петербурге можно выучить турецкий язык в центре «Оксфорд Вижн», где преподают его носители. В последнее время играется много свадеб между гражданами наших стран. Своего рода прецедент здесь создал советник министра иностранных дел Турции Гюрджан Балык, долго добивавшийся разрешения на брак с россиянкой. В Анталии живет 17 тысяч россиян, там есть русская школа, в которой обучается много детей от смешанных браков.
Кто вы, турки?
Знакомство с настоящими турками и информация о влиянии этого этноса на россиян подогрели мой интерес к турецкой нации до непривычно высокого градуса. И, правда, что же это за народ такой, не отпускающий нас от себя ни на шаг?
Желая хоть как-то систематизировать свои ненаучные представления, я окунулся в культурно-временной контекст. История этого этноса оказалась настолько сложной и прихотливой, что в двух словах ее не опишешь. Таких перипетий и изгибов я не встречал за все время работы над очерками о народах Южного Урала и мира. Пожалуй, еще у нас, русских, не все так ясно с происхождением и самоидентификацией.
С самого начала было понятно, что турки — один из народов, сохранивших в своем названии слово «тюрк» («сильный, крепкий»). Сразу пришло на ум, что еще есть туркмены. И тут я вспомнил, что при поступлении в УрГУ жил в одной комнате с Мурадом, парнем из Туркменистана. Говорили о многом, и в один из моментов он гордо заявил, что туркмены — древнейший тюркский народ.
Стоило мне обратиться к источникам, как слова Мурада стали подтверждаться. Выяснилось, что народа, который сейчас именуют турками, до XVI века еще не было! За точку отсчета при рассказе о его формировании берут VI век. Тогда тюрками называли небольшой этнос, обитавший на восточных склонах Алтая и Хангая. После нескольких удачных войн тюркам удалось подчинить себе степи от Хингана до Азовского моря. Подданные Великого каганата сохраняли собственные названия, но все именовались тюрками, поскольку подчинялись тюркскому хану.
А в Малой Азии (огромная территория от Азии до Юго-Восточной Европы, ее также называют Анатолией, это нынешняя Турция) шли свои процессы. Через него уже прокатились сотни племен и народов (хатты, хетты, арабы, римляне и т.д.) Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюрками здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие этносы — земледельцы и скотоводы, в приморских районах — рыболовы и мореплаватели. Они говорили на разных языках, исповедовали христианство и ислам. Всем им, а также албанцам, венграм, молдаванам, румынам, южным славянам, африканцам и выходцам с Западного Кавказа суждено было участвовали в этногенезе турецкого народа.
Впервые тюрки проникли в Малую Азию в конце IV века, это были гунны. В 530 году Византия переместила в Анатолию часть булгар, а в 577 году император Юстиниан II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границ от персов. Тюрки, расселившись среди местного населения, растворялись в нём. Более многочисленные тюркские племена хлынули в Малую Азию с востока в XI веке, в основном это были сельджуки. Кочевые скотоводческие племена (огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII веках из Средней Азии и Персии, уже не растворялись, а смешивались с многоликим местным населением. Марко Поло даже называл Анатолию Туркменией.
Чиновники и военные в Османской империи формировались в основном из иноплеменных рабов (курдов, татар, черкесов, греков, итальянцев, арабов, киприотов и т.д.) Полностью зависимые от султана, они становились большими патриотами, чем коренные жители. В XIV веке появились первые пехотные корпуса, сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали называться «новым войском», по-турецки «ени чери», так появилось знаменитое слово янычары. Некоторые из них смогли продвинуться на самые высокие позиции в государстве. В продолжающемся кровосмешении участвовали также немцы и французы, нанимавшиеся в моряки, и много женщин — грузинок, украинок и полек, которых крымские татары продавали на невольничьих базарах. Всех объединял тюркский язык, который был принят в армии. Этот гремучий этнический коктейль к XVI веку превратился в монолитный народ, взявший себе название «турк». В нем что-то осталось от тюрков-кочевников, но это был уже совсем другой этнос.
Обычно генетическое разнообразие становится основой для развития народа. И турки, имеющие такое богатое человеческое и культурное наследие, должны были бы опережать Европу и Азию. Но в жизни все оказалось сложнее. До начала XX века этноним «турок» употреблялся чаще всего в уничижительном, насмешливом смысле. Так, с намеком на невежественность, именовали тюркоязычных крестьян Анатолии. На вопрос: «Ты турок?» османец отвечал: «Мусульманин». Как отмечают историки, упадок Османской империи в XVII-XVIII веках привёл к деградации культурной жизни, а социально-экономическое развитие турок всё больше отставало от развития немусульманских народов. Первая турецкая книга была напечатана в 1729 году, в то время как в той же Османской империи первая типография появилась у евреев в 1494 году, у армян — в 1565-м, у греков — в 1627-м. В начале XX века 90 процентов турок оставались неграмотными, среди греков неграмотных было 50 процентов, а среди армян — 33. Даже в начале XX века история турок не преподавалась в османских школах, а двери религиозных школ (медресе) до революции 1908 года были закрыты для турецкого языка. Преподавалась османо-исламская история, начинавшаяся c жизни пророка. И только после революции и распада Османской империи этноним «турки» заменил названия «мусульмане» и «османцы». В статье 88 Конституции Турции 1924 года говорилось: «Все жители Турции независимо от религиозной и национальной принадлежности с точки зрения гражданства являются турками».
Турки довольно широко расселены по миру, они хорошо адаптируются в разных условиях. Османская (турецкая) диаспора была в Крымском ханстве — вассальном государстве Османской империи. Когда в XVIII веке Крым вошёл в состав России, турки почти полностью интегрировались в крымско-татарский этнос. Сейчас наиболее крупные турецкие диаспоры имеются в странах, ранее входивших в состав Османской империи. Есть они в арабских государствах (страны Магриба, Египет, Сирия, Ирак). На Кипре в результате неудачной попытки присоединения острова к Греции и последовавшей за тем войны 1974 года образовалась Турецкая республика Северного Кипра, признанная только Турцией. Турецкая диаспора в Германии образовалась в 1960-х годов, когда в результате экономического роста возрос спрос на рабочую силу, в то время как население Германии не только не росло, но даже уменьшалось. В связи с этим в страну прибыло большое количество турок. Представители народа есть и в других странах Европы — в Болгарии, Македонии, Румынии.
Современный турецкий язык сформирован на основе старотюркского и центральноазиатских тюркских наречий с большим количеством заимствований из французской лексики. Он относится к огузской группе тюркской ветви алтайской семьи языков. Арабский алфавит заменен латинским, он используется только в мечетях, школах по изучению Корана, на предметах культа и сувенирах. Писать по-турецки арабскими буквами запрещено законом.
Антропологически турки входят в средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных европеоидов. Монголоидные черты уже почти отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тысячелетия мигрировали в Малую Азию; при интенсивном смешении с местным населением они совершенно исчезли. Турки похожи на кавказцев, но среди них есть северные европеоиды — так проявляются богатейшие гены древней Анатолии. Большинство верующих турок — мусульмане-сунниты (около 90 процентов).
Главное блюдо в Анатолии — тандыр-кебаб (мясо в лепешке). Главный музыкальный инструмент — саз. Можно сказать, что турки подарили миру кофе. В 1683 году Османская армия, поспешно отступая от Вены, оставила мешки с кофе у ворот. Так произошло знакомство Запада с изысканным напитком. А современный мир с удовольствием знакомится с пахлавой и другими турецкими сладостями.
По данным Википедии, в мире около 70 миллионов турок. 58,7 миллиона живут в Турции, 2,7 миллиона — в Германии. Более миллиона — на Балканах (в Болгарии и на Кипре). Остальные — в разных странах, в том числе в России.
Лев Лузин
(Продолжение следует)