Sтраница Основного Sмысла

28 октября 2013 года

С утратой ценностей неизбежно наступает распад и гибель человеческого сообщества (12-я статья «провожатого»)

Чел раз

В предшествующих главах, повествующих об этапах нашего общего путешествия по пространствам философии, искусства и мировой культуры в поисках смысла жизни, разговор шел в основном на языке образов и представлений, доступных повседневному, естественному пониманию. Пришло время подойти к обсуждаемым вопросам и проблемам более углубленно, сказать о них специализированным, теоретическим языком, чтобы подвести под наше совместное понимание более прочную научную, философско-гуманитарную основу.

О ценностях

Уже несколько раз в нашем повествовании говорилось, что главное свойство человека — это разум, сознание, мышление. Человек по самому своему определению — Homo sapiens, человек разумный. Это верно, но в понятие разумности включены самые разные свойства, характеризующие человека и присущие только ему: Чел клумение различать добро и зло, отделять красивое от безобразного, способность знать о своей смерти, дар смеяться и плакать… Но есть еще одно присущее только человеку качество, которое связано с имеющейся только у него способностью — мечтать, фантазировать, воображать (а затем и реализовывать воображаемое, претворять его в практику). Эта способность именуется целеполаганием, то есть умением представлять себе то, чего нет в реальности, и выстраивать путь к воплощению этого, еще не существующего, в жизнь.
Выражаясь научным языком, человек, обладающий мышлением (а вмести с ним и воображением), осуществляет свою деятельность целесообразно. Животные в процессе жизнедеятельности также выделяют цели, однако они заданы врожденной генетической программой и количество их ограничено до пределов того потенциала, которым обладает конкретный животный вид. Цели же человека бесконечны, ибо они берутся из культуры, которая столь же неисчерпаема для отдельного индивида, как Космос.
КуИными словами, между целями человека и самим человеком вклинивается культура, которая с точки зрения целеполагания может быть представлена как совокупность ценностей.
Именно культура как совокупность ценностей позволяют человеку выдвигать в мире такие цели, которые абсолютно недоступны животным с их более развитыми органами чувств. Например: орел видит полевую мышь с высоты пять километров, однако ему недоступна красота пейзажа, собака различает почти в 1000 раз больше оттенков запахов, чем человек, но эффект эстетического наслаждения пищей для нее закрыт. Можно было бы привести еще уйму подобных примеров, но суть дела, надо полагать, ясна.
Что же такое ценности? Даже в быту, в повседневной жизни мы осознаем, что «быть ценным» – то же самое, что быть важным, весомым, значимым — ценное есть значимое.
Теперь приведем строгое определение ценностей, принятое в науке. ЦенностиПонятие «ценности» в научно-теоретической сфере выражает значимость для человека конкретных предметов или явлений, которая определяется не самими свойствами этих предметов и явлений, но отношением к ним человека и, следовательно, их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, то есть культуры. Все, что включено в круг культуры, может выступать предметом либо средством ценностного отношения, выражаясь при этом через понятия добра и зла, хорошего и плохого, красивого и безобразного, ложного и истинного, любви и ненависти и т.д.
В обыденной жизни ценности принято делить на материальные и духовные, однако такое деление является поверхностным, ибо оно упускает некоторые весьма важные оттенки. Поэтому снова обратимся к научно-гуманитарной сфере.
В теории наиболее продуктивна следующая классификация ценностей.
1. Предметно-практические ценности, то есть ценности связанные с определенной формой потребления, «износа» Жили(если речь идет о конкретных вещах, предметах, устройствах) или использования, применения (если речь идет о предметах не столь осязаемых, предполагающих не прямое, а опосредованное применение).
а) Обращенные к индивидуальной биологической природе человека: пища, одежда, жилище, здоровье.
б) Обращенные к социокультурной природе человека, то есть связанные с другими людьми, например, деньги или успех в обществе.
2. Идеально-духовные ценности, которые подразумевают идеальное восприятие, внутреннее переживание, выводящее человека за рамки текущего, мгновенного состояния. Здесь выделяются:
а) реальные предметы или явления, события в определенной культуре, эпохально значимые, «знаковые» для нее, например, московский Кремль, Садкоживопись Репина (на снимве — картина «Садко») или Куликовская битва и полет Гагарина в космос (что это, как не ценности?);
б) чисто идеальные понятия, обладающие весомостью и оказывающие воздействие на жизнь и поведение человека, например, совесть, любовь, добро и зло, истина и красота (значимость которых всегда так или иначе признает человек, даже когда отрицает их).
Предметно-практические ценности – это средства или условия человеческой жизнедеятельности, на каком-то этапе они могут выступать в качестве ведущей цели, но, по сути, являются целями служебного, промежуточного, переходного характера, а не высшими целями человеческой жизни. Например, пища – это, в конечном счете, средство для поддержания человеческой жизни: Сократ«Человек живет не для того, чтобы есть, но ест, чтобы жить» (Сократ). А вот идеально-духовные ценности – это группа высших целей человеческого существования, поскольку они представляют собой не средство, а цель: поступать по совести невозможно, если не признать ее высшим регулятором, высшей целью (ведь следование ее принципам не несет с собой никаких выгод или преимуществ, скорее, наоборот).  
При этом обе эти группы различаются способом своего существования: если предметно-практические ценности при потреблении убывают или исчезают (деньги расходуются, одежда изнашивается, жилище разрушается и требует ремонта, как и здоровье), то идеально-духовные ценности при потреблении, наоборот, увеличиваются (поколения людей читают «Евгения Онегина», каждый раз открывая для себя в нем нечто новое, знакомясь с музыкальными шедеврами П.И. Чайковского или С.С. Прокофьева, написанными на мотив романа А.С. Пушкина, и значение этого произведения для людей русской культуры постоянно возрастает, как возрастает и значение событий, связанных с ее осуществлением, с ее победами, например, в Отечественной войне 1812 года или в Великой Отечественной войне).
Ценности – это форма существования культуры. Они представляют собой одновременно и концентрат коллективного опыта, и в то же время – регуляторы жизнедеятельности людей, которые живут, ориентируясь на ценности различного порядка. Поэтому культуру и можно представить как совокупность ценностей (материальных, экономических, нравственных, эстетических, правовых и т.д.).
цЦенности объективны, но они не существуют без человека. Ценности на первый взгляд кажутся чем-то не слишком близким к реальной жизни, но с утратой ценностей неизбежно наступает распад и гибель человеческого сообщества.
Процесс усвоения человеком ценностей представляет собой процесс формирования смыслов. Смыслы – это усвоенные, освоенные, включенные во внутреннее существо человека ценности культуры.
Главный среди этих порожденных ценностями смыслов – смысл жизни.

Смысл жизни: контуры научно-теоретического понимания

Жизнь всякого человека неповторима. Мы все живем свою жизнь единственный раз, и никто не способен прожить ее за нас. Прожитую жизнь, ушедшие дни возвратить невозможно, как невозможно переписать их заново, подобно школьному дневнику. Окружающий мир — это мир, воплощенный в нас и данный нам лишь как наше внутреннее, сугубо индивидуальное переживание. ГетеКак говорил Гёте, под каждой могильной плитой лежит целая Вселенная. И, понимая все это, невозможно не признать, что жизнь — это ценность, одна из высших, а смысл жизни — это то явление и понятие, которой позволяет эту ценность о-смысл-ить.
Попробуем сначала разобраться со значением слова «смысл». На русском языке «понять что-то» означает «понять смысл». Одновременно это означает «понять главное». Выходит, смысл указывает на нечто главное, важное, основное. А если так, то смысл связан с содержанием. Понятие любого смысла всегда предполагает содержание: осмысленное значит содержательное. Содержательность для человека определяется культурой и выражается в культуре, средствами культуры. Человек, как мы определили на одном из предшествующих этапов нашего общего исследования, — это «существо, способное создавать и усваивать культуру». Поэтому совершенно неудивительно, что смысл, осмысливание, обладание смыслом самым непосредственным образом влияет на эффективность человеческой деятельности, даже непосредственно, физически, самым прямым образом. ЭкзюКак говорил французский писатель-философ Антуан Де-Сент-Экзюпери в своем эссе «Письмо к заложнику», с точки зрения внешне выполняемой работы и каторжник, и геолог выполняют один и тот же труд — оба копаются в земле, однако для первого он проклятие, а для второго – благо. Все дело в том, что в свою деятельность они вкладывают смысл.
А научно-теоретическое определение смысла жизни звучит так: это — регулятивное понятие, истолковывающее культуру с точки зрении индивидуальной жизни конкретного человека. Иными словами, смысл жизни — это та главная ценность культуры, которую человек выделил и выбрал для себя в качестве ведущего жизненного ориентира.
Про смысл жизни сказано и написано неимоверно много, но если мы попробуем классифицировать все то, что внесли в понимание этого явления поколения мудрецов, философов, мыслителей, ученых, писателей, деятелей культуры, то увидим, что ответ на вопрос о смысле жизни четко разделяется на четыре варианта.
1. Эгоистический вариант, когда смысл жизни направлен на Индиндивидуально-личные цели, например: достижение нирваны в буддизме, стремление к удовольствиям (от античного эпикурейства до современной трансгрессии), сосредоточение жизненных интересов на приобретении предметов потребления в буржуазно-рыночном обществе. Здесь человек сосредоточивается на своем физическом организме, что неизбежно отделяет его от своей духовной жизни и более обширной жизни общества, других людей, заключает в круг узких интересов. И в результате ведет к пресыщению, пессимизму и утере смысла жизни.
2.  Альтруистический вариант, когда человек направляет свою жизнь исключительно на внешние, внеиндивидуальные, общественные ценности и  забывает себе. Например: служение исключительно религии, политике, науке, семье и т.д. Здесь индивид рассматривается как средство для реализации неких высших ценностей, но при этом он сам не считается значительной ценностью, и это означает, что смысл жизни для него исчезает.
3. Пессимистический вариант, когда утверждают, что и бытие человечества в целом и его конкретная индивидуальная жизнь Бессмв частности вообще не имеют смысла. Целый ряд теоретиков утверждал, что все положительно значимые для человека ценности (здоровье, любовь, молодость, сама жизнь и прочее) не самостоятельны, не самоценны, но являются лишь обратным выражением ценностей отрицательного порядка: здоровье – это отсутствие болезни, любовь – отсутствие одиночества, молодость – отсутствие старости, жизнь – отсутствие смерти… Другие теоретики и писатели, не говоря о многих деятелях массовой культуры, утверждают, что ценности, которые высоко ставят современные люди, — лишь способ скрыть от себя полную бессмысленность человеческой жизни: стяжательство, секс, религиозность, алкоголь, наркотики, азартные игры и прочее представляют собой только способ забыть о полном отсутствии смысла жизни, о бессмысленности самого этого понятия.
4. Оптимистический вариант, согласно которому настоящая жизнь состоит не в том, чтобы просто жить, пассивно двигаясь по течению события, а в том, чтобы определять свою судьбу – жить осмысленно, содержательно, полноценно.

В последующих главах мы подробно разберем каждый из этих четырех вариантов, рассмотрим и обсудим точки зрения выражающих их мыслителей.

Владимир Рыбин

 

 

Владимир Рыбин,
доктор философских наук