Sтраница Основного Sмысла

16 марта 2015 года

Как создать в сознании студента университета ясную картину мира (30-я статья провожатого)

41898.3.3

Заканчивая предыдущий материал, мы отметили, что учебник-накопитель, заключающий в себе все антропологии (науки, традиции, истории и личности),  будет определять содержание второго шага, растянутого, как минимум, на один срок прохождения студентом всего университетского курса на уровне бакалавриата, то есть на четыре года. Сюда же должна примыкать и особая образонесущая дисциплина (Человек в современной культуре или Образы человека в мировой культуре). Материал, представленный как совокупность научных сведений, обозначающихся при изучении тех или иных конкретных дисциплин, будет продублирован в ней антропологически, то есть выражен образным языком искусства на примере конкретных человеческих историй и судеб. Что и придаст ценностную (субъектную, антропологически нагруженную, воспитательную) значимость всей совокупности объективных научных фактов, постигаемых в процессе обучения. Так обрисовываются главные блоки всего гуманитарного цикла в университете: Введение в антропологию культуры, затем Антропология науки, Антропология традиции, Антропология истории, Evolution-1Антропология личности и, наконец, Человек в современной культуре. В сумме они сложатся в единый корпус обновленного социогуманитарного знания под названием Общее человековедение (Ф.Т. Михайлов, О медицине // Ф.Т. Михайлов. Избранное. М.: Индрик, 2001. С. 576 – 577) или Антропология культуры (См.: Вяч. Вс. Иванов, Культурная антропология в системе наук: Программа нового гуманитарного образования // Антропология культуры. Вып. 1. М., Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ), 2002. С. 9 – 31).

 

В этом едином корпусе социогуманитарного знания позитивная составляющая научного знания, сочетаясь с его историческим освещением, предстанет в наглядном, непосредственно обозримом виде. «Такая теория передачи знания является в целом теорией педагогического времени, хронотопа, в котором порядок знаний может утверждаться как пространственная система» (Билл Ридингс, Университет в руинах. Пер. с англ. М.: Изд. Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 112) — как искомая концентрированная модель мирового целого, обрисовывающая всё пространство мировой культуры и открывающая universitet-v-ruinah_jpg_350x470_crop_q70_jpg_350x_jpg_350x470_crop_q70каждому путь к постижению себя в потоке ее бытия.

Третий неотложный шаг оптимизации образовательного процесса в университете, открывающий реальный путь к реализации его третьей реформы, —  органичная состыковка общекультурной составляющей образовательного процесса со специализирующей. Ее особенно трудно осуществлять, если специализация носит естественнонаучный или инженерный характер. Предпосылки же преодоления возникающих при этом трудностей таковы. Первое условие предполагает «сопряжение гуманитарной компоненты с естественными дисциплинами», он  «заключается прежде всего в понимании того, что естественные науки — элементы общечеловеческой культуры» (В.В. Миронов В.В. Ук. соч. С. 31). Второе условие — понимание, что знание невозможно без раскрытия динамики добывания знаний, без истории, без охвата той бесконечной цепи открытий, изобретений и инноваций, благодаря которой развиваются культура, наука и человек. Следовательно, позитивное в лучшем смысле этого слова, то есть конкретное, доказательное и достоверное научное знание, которое надлежит освоить выпускнику университета для полноценной специализации, надо представить как возникающее и развивающееся, как вырастающее из контекста исторических условий, из культуры.

Наиболее проницательные ученые-естественники прекрасно понимали это обстоятельство: «Существует тенденция забывать, что все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой и что научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми <…>, все же бессмысленны вне своего культурного контекста… Наука, 19-natural-scientists-are-128-times-more-likely-to-commit-suicide-than-averageпредставители которой внушают друг другу идеи на языке, в лучшем случае понятном лишь малой группе близких попутчиков, такая наука непременно оторвется от остальной человеческой культуры; в перспективе она обречена на бессилие и паралич, сколько бы ни продолжался и как бы упрямо ни поддерживался этот стиль для избранных, в пределах этих изолированных групп специалистов» (Э. Шредингер, Существуют ли квантовые скачки? // Эрвин Шредингер. Избранные труды по квантовой механике. М.: Наука, 1976. С. 261). Отсюда — соответствующие практические рекомендации.

На стадии специализирующего обучения необходимо увеличение удельной доли таких дисциплин, как история и философия науки, а также история конкретной (в зависимости от специализации) науки. Соединяясь с общекультурным представлением о науке (которое должно к этому времени уже сформироваться в результате освоения антропологии науки), они создадут тот историко-культурный контекст, из которого наглядно можно будет выводить и предпосылки становления конкретной науки, выступающей в качестве основы специализации, и текущее состояние соответствующего ей знания, и обозримые перспективы ее развития. Что и позволит в конечном счете органично и эффективно соединять специализацию получающего высшее образование молодого человека с его studобщекультурным развитием, решая все те задачи, которые обозначают путь к университету XXI века: создание ясной, систематизированной картины мира в сознании студента университета, понимание его выпускником собственного жизненного предназначения, выработка общекультурного багажа (тезауруса), способного обеспечить в современную эпоху продуктивное общение специалистов самой разной направленности, формирование самостоятельной, самоауктуализирующейся личности, достойной жить в пространстве мировой культуры, преумножая ее.

С решением этих задач степень универсализации проходящих через университет очередных поколений будет с каждым годом нарастать. А главное, последующий контакт этих взрослеющих и мужающих поколений, которые в качестве преподавателей, учителей, воспитателей, родителей и в других ролях неизбежно станут вступать в процесс образовательного общения с более молодыми представителями (со студентами, школьниками, подростками, детьми), с закономерностью объективного процесса будет увеличивать как пространственный охват универсализации, так и интенсивность ее воздействия, постепенно выправляя срыв в механизме воспроизводства современной культуры, возникший как незапланированный результат ее сверхинтенсивного развития, стимулированного наукой.

Наука и человек — две главные величины в культуре нашего времени, и соединяются они в университете. По поводу каждой из них сказаны замечательные слова, которыми хотелось бы заключить ряд представленных выше философско-культурологических опытов, посвященных поискам идеи университета XXI века. Первое высказывание, tumblr_ly6c1jnEfn1r57pnrпринадлежащее Хосе Ортеге-и-Гассету, подводит итог прежней, в наши дни подходящей к окончательному исчерпанию форме сосуществования науки и человека, когда наука была всем, а человек оставался либо ничем, либо, в лучшем случае, человеческим фактором, то есть величиной вторичной, прилагательной, заменимой. «Человечество столкнулось с насущной, неотложной проблемой: надо изобрести технологию адекватного обращения с той горой знаний, которая у него сегодня есть. Если человек не придумает, как совладать с этим неудержимым разрастанием знаний, он будет раздавлен. Поверх первичного леса жизни вырос вторичный лес науки, которая преследовала цель — упростить жизнь. Но если наука привела жизнь в порядок, то сейчас необходимо привести в порядок саму науку, организовать ее — поскольку ее невозможно регламентировать, — дать ей шанс на здоровое будущее. Для этого нужно наполнить ее жизнью, т.е. придать ей форму, совместимую с человеческой жизнью, благодаря которой и ради которой она появилась на свет. В противном случае — не стоит идти на поводу у туманного оптимизма — наука исчезнет, человек потеряет к ней интерес» (Ортега-и-Гассет. Ук. соч. С. 111).

600x10000_in__Второе высказывание принадлежит нашему великому соотечественнику А.С. Пушкину, который в строках одного из последних своих стихотворений, написанного в 1836 году на празднование 25-й годовщины лицея, с глубочайшей философской проницательностью и поразительной поэтической лаконичностью очертил перспективы новой, все еще грядущей ситуации, при которой источником и целью развития культуры должен стать человек, точнее, развитие — культивирование — его неисчерпаемых сил, способностей и задатков:

 

Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека,

Ужель один недвижим будет он?

 

Универсализация человека посредством универсализирующего образования в университете, которому в XXI веке предстоит новая реформа, — ключ к овладению источником этого вечного движения. Таков итог нашего рассмотрения проблемы cовременного человека в современной культуре, представленный в виде проекта образовательной и культурной реформы. В следующих материалах мы будем говорить о человеке в современной культуре и образах человека в мировой культуре

 

03_vladimir-rybin

 

 

Владимир Рыбин,

доктор философских наук