Вопрос:

Здравствуйте, Лев Николаевич! Вы много пишите о том, что ваша работа дает детям. Это хорошо. Хорошо, что в образование приходят такие люди. Я вижу, что все время чем-то делитесь, что-то отдаете, но... Говорят, работа в системе образования (точнее просвещения) - это рутина, бег на месте. Тем более, для творческого человека. Не чувствуете ли вы себя оторванными от основной профессии, не отстаете ли от жизни? Можно ли, работая с детьми, расти, развиваться? Что вам дает общение с подростками и моложежью?

Марина М. 27 марта 2022 года
Ответ:

Здравствуйте, Марина! Да, вы верно заметили: мне очень помогают знания и опыт, которые приобрел в "прошлой жизни". И вы не первая, кто говорит, что на этой работе я застряну, остановлюсь в развитии и т.д. У меня и у самого в самом начале нового пути были такие опасения. Потом я понял, что такой взгляд - проявление какого-то странного общественного стереотипа. Парадокс: у нас все говорят о важности работы на ниве просвещения, но при этом то и дело проскальзывает какое-то снисхождение, сочувствие и даже жалось к людям, которые работают с детьми, в школе. А "взрослой" журналистике уже давно хочется сочувствовать (это тема отдельного разговора), и я счастлив, что ступил на новое поприще. Впрочем, оно не совсем новое. Повторюсь, тут мне по-прежнему нужен журналистский багаж. Он не устаревает, я его постоянно пополняю. Скажу больше, раньше я с такой интенсивностью не креативил. Остаются со мной и писательский взгляд, создание образов и поиск смыслов. Ко всему этому богатству добавляется практическая педагогика. Эти три ипостаси живут во мне очень гармонично. И на их стыке рождается что-то совершенно новое. Бог даст, мне удастся все это воплотить в книге. И самым главным ее элементом будет живое общение с детьми. Я им не только отдаю, я сам у них учусь и заряжаюсь их энергией. Иногда я просто забываю, сколько мне лет! С особым волнением мы работали над циклом публикаций «Дети блокады и дети XXI века: диалог через годы». Ключом к успеху стала творческая задумка: наши журналисты с помощью «машины времени» переносились в блокадное время, где встречались и беседовали с ровесниками, современными бабушками и дедушками. Такой прием дал потрясающий эффект! Бабушки и дедушки приняли правила игры и на какое-то время стали детьми блокады. У них с ребятами из будущего происходили интересные и поучительные диалоги. В итоге наша творческая задумка затронула ум и душу школьников, дала детям гораздо больше, чем обычный рассказ о военном прошлом Ленинграда и пригородов. Огромный интерес вызывают дискуссии, которые регулярно проходят в конференц-зале «Седьмой перемены». В обсуждении актуальных и интересных тем участвуют ученики, учителя и родители. А приглашенные могут задавать острые «вопросы из школьного коридора». В нашей редакции побывали губернатор А.Ю. Дрозденко и председатель областного комитета по образованию С.В. Тарасов, они ответили на многочисленные вопросы журналистов «Седьмой перемены» и расписались на специальном выпуске газеты. Каждый номер "СП" находит отклик у читателей. Со стоек газету расхватывают как горячие пирожки. Поначалу я волновался, не иссякнут ли у нас темы. Сейчас это в прошлом. Наши читатели постоянно подсказывают темы, адреса. В образовании и культуре их столько, что хватит на бесконечное множество номеров газеты (эти сферы неисчерпаемы, как неисчерпаем процесс развития), главное – понимать и чувствовать жизнь. Все это дает мне новые ощущения. Я вышел из затяжных творческих исканий и продолжаю писать. И при этом через детей заглядываю в грядущее, вношу свой посильный вклад в его формирование. Система образования решила не только финансовые и материальные проблемы редакции. Она, вопреки всем стереотипам о ее косности, дала нам нечто большее – свободу. У газеты нет какой-то обязаловки, рутины. Мы занимаемся творчеством. Для меня это профессиональное счастье, а для ребят – социализация, практическая профориентация и духовно-нравственная зарядка на всю жизнь. Мне интересно мое сегодняшнее дело, я вновь спокоен и по-хорошему упрям. Хочется видеть горящие глаза своих детей и вести их дальше!..

Лев Лузин 27 марта 2022 года
Вопрос:

Добрый день, Лев! Посмотрел вашу газету. С удивлением обнаружил, что она интересная и качественная. Раньше я думал, что подростковая журналистика - это какая-то игра. А тут, оказывается, все по взрослому. Чем детская журналистика отличается от взрослой?

Сергей Бондарев 29 января 2022 года
Ответ:

Здравствуйте, Сергей! Спасибо за внимание! У нас нет цели широкого продвижения, мы радуемся своему успеху в образовательной и территориальной нишах, но внимание со стороны тоже приятно. Подростковая журналистика - не игра. Поэтому я не склонен делить профессию на взрослую и детскую. И та, и другая должны соответствовать высоким стандартам. Я уже отмечал, что моя задача - подтягивать ребят до определенного уровня. И теперь хочу сказать о другом, о нравственной составляющей профессии. Вот здесь отличия точно есть. Подростковая журналистика более искренняя. Она подлинная, настоящая. Скучно уже говорить о том, что в профессиональном плане одинаково не выдерживают критики как пропаганда, так и однозначная оппозиционность. К сожалению, у нас занимает незаслуженно скромное место настоящая журналистика, которая видит жизнь такой, какая она есть, рассказывает о плюсах и минусах, не стремится во что бы то ни стало вырулить в заданную кем-то сторону, а показывает явления всесторонне, ИЩЕТ ИСТИНУ, а не однобокую правду. В этом случае она работает на благо общества, исходит из общепринятых ценностных норм. К сожалению, такой подход больше свойственен развивающимся обществам, находящимся на этапе смены общественных парадигм, войн и революций. Именно в такие периоды журналистика соприкасается с пассионарностью общества (вспомним моего уважаемого тезку Льва Николаевича Гумилева!). Я считаю, что журнализм - это в значительной степени явление ДЕТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Обыватель всех времен и народов не в силах понять и принять мотивацию журналиста, который отстаивает истину, испытывает давление и лишения, но не имеет от этого никакой выгоды. Имя? Это "нормального человека" просто смешит... А во "взрослых" обществах все по-другому, там все структурировано, каждому понятно, кто за какие интересы выступает. На авансцену выходит противоборство пропаганды и оппозиционности. Интересы общества уходят даже не на второй, а более дальний план. Многие молодые коллеги считают это нормой. По иному и быть не может, когда люди просто не видели ничего другого. Но, несмотря ни на что, журнализм живет! Только его поле сузилось и редакторам приходится проявлять стойкость характера. Могу уверенно сказать: одна из ниш настоящей журналистики - подростковые, молодежные СМИ. Это очень чувствительная сфера, здесь требуется ювелирная журналистская и педагогическая работа, приобщение к духовно-нравственным ценностям. И я рад, что неожиданно для себя оказался на этой позиции (скажи мне кто еще четыре года назад, что буду работать с журналистами-подростками, я бы очень сильно удивился). Когда вижу своих детей, у меня появляется уверенность за будущее профессии и страны.

Лев Лузин 29 января 2022 года
Посмотреть все вопросы и ответы →