Вопрос:

Здравствуйте, Лев Николаевич! Поздравляю с победой на педагогическом конкурсе! Трудно было участвовать? Вам вручили Хрустальный ключ. Как будете им пользоваться? :))

Инна Мельникова 1 июня 2022 года
Ответ:

Здравствуйте, Инна! Спасибо за поздравление! Да, было трудно. Это самый сложный конкурс из всех, в которых я участвовал. До этого были журналистские конкурсы и один писательский. Там все просто. Пишешь материал или книгу и отправляешь жюри вместе с сопроводительным письмом. А педагогов испытывают по полной. Сначала я проводил занятие, которое записывали на видео. Знаю, что некоторые коллеги делали запись несколько раз. :)) Затем было собеседование с членами конкурсной комиссии, на котором я анализировал урок, рассказывал о своем жизненном пути и работе с детьми. Прошедшие во второй тур проводили мастер-класс с коллегами. Стояла невероятная задача: за 20 минут рассказать тему и создать продукт. На моем занятии коллеги создавали композиционно-графическую модель газеты. Что я буду делать с Хрустальным ключом? Открывать детские сердца! :)) За четыре года работы с подростками я понял простую вещь: к сожалению, часто детям в школе не хватает доброго и внимательного отношения к их индивидуальности, желания понять наклонности. Учителя стараются, но в каждодневном потоке уроков (а их много, надо зарабатывать на хлеб с маслом и платить ипотеку) у них не всегда хватает на это времени. А главное - у педагогов другая задача. Они отвечают за освоение программы, успеваемость учеников. Вот ребята и тянутся к тем, кому они интересны сами по себе, кто старается разглядеть их особенности, уловить в подростковом сумбуре наклонности и способности ребенка. Говорят, все дети по-своему одаренные, надо только увидеть, в чем. И при этом все должны понимать жизнь, видеть интересные и значимые темы. То есть быть журналистами. :))

Лев Лузин 1 июня 2022 года
Вопрос:

Здравствуйте, Лев Николаевич! Вы много пишите о том, что ваша работа дает детям. Это хорошо. Хорошо, что в образование приходят такие люди. Я вижу, что все время чем-то делитесь, что-то отдаете, но... Говорят, работа в системе образования (точнее просвещения) - это рутина, бег на месте. Тем более, для творческого человека. Не чувствуете ли вы себя оторванными от основной профессии, не отстаете ли от жизни? Можно ли, работая с детьми, расти, развиваться? Что вам дает общение с подростками и моложежью?

Марина М. 27 марта 2022 года
Ответ:

Здравствуйте, Марина! Да, вы верно заметили: мне очень помогают знания и опыт, которые приобрел в "прошлой жизни". И вы не первая, кто говорит, что на этой работе я застряну, остановлюсь в развитии и т.д. У меня и у самого в самом начале нового пути были такие опасения. Потом я понял, что такой взгляд - проявление какого-то странного общественного стереотипа. Парадокс: у нас все говорят о важности работы на ниве просвещения, но при этом то и дело проскальзывает какое-то снисхождение, сочувствие и даже жалость к людям, которые работают с детьми, в школе. А "взрослой" журналистике уже давно хочется сочувствовать (это тема отдельного разговора), и я счастлив, что ступил на новое поприще. Впрочем, оно не совсем новое. Повторюсь, тут мне по-прежнему нужен журналистский багаж. Он не устаревает, я его постоянно пополняю. Скажу больше, раньше я с такой интенсивностью не креативил. Остаются со мной и писательский взгляд, создание образов и поиск смыслов. Ко всему этому богатству добавляется практическая педагогика. Эти три ипостаси живут во мне очень гармонично. И на их стыке рождается что-то совершенно новое. Бог даст, мне удастся все это воплотить в книге. И самым главным ее элементом будет живое общение с детьми. Я им не только отдаю, я сам у них учусь и заряжаюсь их энергией. Иногда я просто забываю, сколько мне лет! С особым волнением мы работали над циклом публикаций «Дети блокады и дети XXI века: диалог через годы». Ключом к успеху стала творческая задумка: наши журналисты с помощью «машины времени» переносились в блокадное время, где встречались и беседовали с ровесниками, современными бабушками и дедушками. Такой прием дал потрясающий эффект! Бабушки и дедушки приняли правила игры и на какое-то время стали детьми блокады. У них с ребятами из будущего происходили интересные и поучительные диалоги. В итоге наша творческая задумка затронула ум и душу школьников, дала детям гораздо больше, чем обычный рассказ о военном прошлом Ленинграда и пригородов. Огромный интерес вызывают дискуссии, которые регулярно проходят в конференц-зале «Седьмой перемены». В обсуждении актуальных и интересных тем участвуют ученики, учителя и родители. А приглашенные могут задавать острые «вопросы из школьного коридора». В нашей редакции побывали губернатор А.Ю. Дрозденко и председатель областного комитета по образованию С.В. Тарасов, они ответили на многочисленные вопросы журналистов «Седьмой перемены» и расписались на специальном выпуске газеты. Каждый номер "СП" находит отклик у читателей. Со стоек газету расхватывают как горячие пирожки. Поначалу я волновался, не иссякнут ли у нас темы. Сейчас это в прошлом. Наши читатели постоянно подсказывают темы, адреса. В образовании и культуре их столько, что хватит на бесконечное множество номеров газеты (эти сферы неисчерпаемы, как неисчерпаем процесс развития), главное – понимать и чувствовать жизнь. Все это дает мне новые ощущения. Я вышел из затяжных творческих исканий и продолжаю писать. И при этом через детей заглядываю в грядущее, вношу свой посильный вклад в его формирование. Система образования решила не только финансовые и материальные проблемы редакции. Она, вопреки всем стереотипам о ее косности, дала нам нечто большее – свободу. У газеты нет какой-то обязаловки, рутины. Мы занимаемся творчеством. Для меня это профессиональное счастье, а для ребят – социализация, практическая профориентация и духовно-нравственная зарядка на всю жизнь. Мне интересно мое сегодняшнее дело, я вновь спокоен и по-хорошему упрям. Хочется видеть горящие глаза своих детей и вести их дальше!..

Лев Лузин 27 марта 2022 года
Посмотреть все вопросы и ответы →