Мой дневник

20 марта 2015 года

Страхи нового Шелкового пути

«Россия станет полустанком на глобальной дороге из Китая в Европу», — пишет уважаемая газета. К такому выводу ее автор приходит после анализа идеи строительства высокоскоростной железной дороги из Поднебесной в Старый Свет. Она протянется 60-1через Казахстан и Россию. Причем после Петропавловска и пересечения границы придет в Челябинск.

Век назад, когда строился Транссиб, Южный Урал преобразился. Собственно, тогда Челябинск и стал настоящим городом. И сейчас мы вновь оказываемся на большом пути. Его приход опять сулит перемены. Но многим это не нравится. Как не нравится евразийская ориентация России и ее глобальный поворот на Восток. Они видят в этом некую угрозу. Так ли страшен Восток, как кажется нашим просвещенным согражданам? И так ли страшен Китай, как они его малюют?  

 

Китайская трансъевроазиатская инициатива

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) объявило конкурс на проектирование высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Это центральная часть российской дистанции пассажирской ветки межконтинентального транспортного коридора «Шелковый путь». Его российская часть выглядит так: Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Екатеринбург – Челябинск (на снимке). Длина – почти 2,1 тысячи 1316417107_vokzalкилометров. Затем ВСМ уйдет в Казахстан, где ее маршрут будет таким: Петропавловск – Астана – Караганда – Достык (граница с Поднебесной). Длина – 1,7 тысячи километров. В КНР участок самый протяженный – почти четыре тысячи километров, от границы с Казахстаном через Урумчи в Пекин. 7800 километров поезда будут преодолевать за 33 часа. С учетом остановок средняя скорость состава — 233 километров в час. Фантастика.

Эта идея давно витала между границами сопредельных евразийских государств. Подступиться к ней было сложно из-за огромной дороговизны. Но геополитические реалии последнего времени внесли свои коррективы.

 

Полотенце от «непонятной страны»

«Идею о том, что в перспективе дорогу можно сделать трансъевроазиатской с путешествием от Пекина до Лондона высказал Китай. Но это не такой уж отдаленный фантастический проект», - сказал в минувшем январе президент РЖД protiv-yakunin-300-200_jpg_300x200_crop_q85Владимир Якунин. Отталкиваясь от этого факта, автор материала «Шелковая Россия», размещенной в уважаемой газете, пишет, что Россия станет полустанком на глобальной дороге из Китая в Европу: 

«Новый проект, приступающий к нам с востока, — это звон исторического будильника, Проснитесь, оглянитесь… Прошло 25 лет зигзагообразных, непоследовательных реформ. Даже удвоение ВВП кануло в связи с трудностями текущего момента. Где мы? Как называется этот темный лес? Ну что вам сказать? 25 лет все хотели лишь частной жизни любой ценой. Переустроили ее. Повидали мир, как планировали в детстве. А сейчас пришла История. Непонятная соседняя страна принесла северным ревизионистам хлопковые полотенца – утритесь и беритесь за кайло».

От таких строк становится страшно. Гневный пафос просто зашкаливает. Возникает вопрос: что плохого в том, что разные части огромного евразийского континента свяжет высокоскоростная железная дорога? Разве не к расширению коммуникаций, не к сотрудничеству сейчас стремится весь мир?

iМногим не нравится, что идею инициировал Китай. Раз он, значит, у него есть какие-то свои интересы. А почему их не должно быть? Это естественно для любой страны. И у нас имеются свои интересы. И у других государств, которые станут участвовать в проекте. Но, похоже, автору хочется не найти истину, а ущемить российское руководство, и он нагнетает страсти.

Пытаюсь представить себе Россию в виде полустанка глобальной дороги, и не могу. Какой полустанок, когда мы — огромная страна?! Мне кажется, ключевое слово здесь – «непонятная». Не только автор уважаемой газеты, но и все мы не понимаем Китай. И от непонимания начинаем сочинять страшилки. 

 

Мы всегда их побаивались

- Ни Хао! – по-хулигански кричу я проводницам и пассажирам вагона «Челябинск – Пекин».

- Это же «здравствуйте», а они уезжают! – поправляет меня приятель. Но люди в вагоне все понимают, улыбаются и машут в ответ. Они будут ехать целую неделю, цепляясь то к одному, то к другому поезду. Но пассажиры, в основном, конечно, китайцы, рады и такому странному путешествию.

Girl-s-one-piece-dress-Sleeveless-vest-dress-Flower-printing-dresses-with-bow-beltС китайцами мы сталкиваемся постоянно. В советское время дружба между нашими странами вылилась в противостояние. Всем памятен вооруженный пограничный конфликт на острове Даманский в марте 1969 года. Народ пел песню о парне, который «пришел домой в солдатском цинковом гробу». В ту же пору между нами оставались неформальные контакты. На станции соседнего города Ишима останавливался поезд «Пекин – Москва». Из окон смотрели люди с характерной восточной внешностью. После стоянки в городе появлялся китайский ширпотреб. Тогда очень ценились детские платья из Поднебесной. Девчонки в них были как принцессы. О современном многообразии китайских товаров на нашем и мировом рынке и говорить не приходится. Помню, в США я купил памятные сувениры и игрушку — «естественно», они оказались китайского производства. 

Но китайцев мы продолжаем побаиваться. Фобия есть в быту и на уровне концепций. Жителей Поднебесной мы не просто опасаемся, а все время ждем «чего-то такого» и демонизируем этих людей. У моих знакомых из Алматы два страха – сель с гор и китайцы, которые живут рядом и в один прекрасный момент могут туда прийти. А россиянам все время кажется, что жители Поднебесной с вожделением смотрят на незаселенные сибирские просторы. Много лет назад один дедушка, намекая на китайцев, говорил мне, что через 100 лет «желтые развяжут войну». «У нас хорошая армия, и у китайцев хорошая, — неформально рассуждает отставной военный, — но их просто тупо больше!» Наверное, так же в Европе и Америке смотрят на нас, людей с «загадочной русской душой».

в кепке- К концу 80-х, когда все накрылось, у нас и у Китая были одни стартовые условия, — рассуждает в беседе со мной челябинский журналист и писатель Максим Бодягин, автор исторического романа о китайской империи «Машина снов». - Они сумели сделать рывок, а мы — нет. И сейчас у Китая – крупнейшая экономика планеты, а у нас – около двух процентов ВВП мира. Китай имеет четко артикулированную национальную идею, направленную на благосостояние нации, а мы не имеем. Вся наша идея строится на наличии внешних врагов, а жители Поднебесной развивают свое хозяйство.

Китайская экспансия давно стала приметой мировой жизни. В разных странах появились прачечные, кварталы – чайна-тауны. Но 1654786экспансия жителей Поднебесной имеет границы. Никто не допустит разбегания этих шустрых и предприимчивых людей по всему миру. Следует также учитывать язык и культуру. Китайцы, за которыми — несколько тысячелетий великой цивилизации, плохо ассимилируются. Недавно я через переводчика попытался «поговорить за жизнь» с торговцами на челябинском рынке – они от меня шарахнулись, как от зачумленного.

 

Уходить от иллюзий и зависимости

Меня трогает, что китайцы экранизировали повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», нравится, как их военный хор поет наши песни, вызывает добрую улыбку, как жители Поднебесной фанатеют от певца Витаса и т.д. Это все ценно, но не стоит поддаваться эмоциям. К сожалении, мир гораздо сложнее и жестче…  

i (1)«У нас есть иллюзии, что Китай будет поддерживать позицию России в международных делах и помогать ей вести ее линию, — размышляет доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследований Китая РУДН и заведующий отделением востоковедния НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Это не так. Он будет следовать своему порядку вещей, не делая ничего случайного». Другие люди выражаются проще: «Китайцы, конечно, очень интересные, но хитрые». При этом интеллектуалы и иные сограждане подразумевают, что с восточными людьми трудно строить отношения и вести дела. Мы долго считали (а некоторые продолжают считать), что это проще делать с западными партнерами. Что из этого получилось, показал последний год — со всеми его санкциями и прочими «цивилизованными» идиотизмами.    

Отношения между странами строятся на прагматической основе. Культурные связи – это одно, а с другой стороны Китай видит в России мостик для продвижения своих экономических интересов в мире. И AB_Cin_bayrakмегапроект «Шелковый путь» — яркое тому подтверждение. С его помощью Китай хочет выйти в Европу. Нас не должно это смущать, у России тоже есть большая надобность в железной дороге. Мы не бросаемся на шею китайцам, не благодарим их за поддержку в «трудную минуту», а уважительно сотрудничаем с ними, реализуем свои интересы.

- Не следует считать, что Китай с помощью Шелкового пути хочет завоевать Россию, — это не так, — продолжает Алексей Маслов. – Китай никогда не пойдет на захват чужих территорий. Можно добиться того же самого без аннексий.     

Когда речь идет о выживании в «этом мире бушующем», нет принципиальной разницы, с кем иметь дело, с Западом или Востоком, с Южной Америкой или Африкой. Тем более что, развиваясь в Евразии и разворачиваясь на Восток, мы идем в страны, цивилизационно нам близкие. Эту простую истину многие никак не хотят принять. Таким людям все время кажется, что если мы перестанем все списывать у Европы и Америки, то вообще не сможем жить. Интеллектуальная зависимость от Запада кажется настолько очевидной, что мысль отказывается работать в более широком и разнообразном поле. Многие original_0мои сограждане никак не свыкнутся с мыслью, что они – часть Евразии, что их сознание не должно зависеть от евро-атлантической цивилизации. Их голова не хочет так думать. Писатель, историософ Вадим Кожинов в одной из своих книг признался, что в молодости долгое время считал, что в России могут быть умными только евреи, и пережил своего рода потрясение, когда осознал, что умными могут быть и русские, и люди других национальностей. Странно, что Вадим Валерианович так думал, но, мне кажется, похожий комплекс есть у всех нас в отношении Европы и западной цивилизации. Мы так привыкли все у них копировать, что стали забывать свое, разучились думать самостоятельно. Чтобы преодолеть этот комплекс, россияне должны поверить в себя.

Предпосылки к этому уже есть. Многим хочется, чтобы наша страна ложилась под других, как шелковая. Мы их к этому приучили, сдавая одну позицию за другой. Второе думают, что «зашевелившаяся Россия» хочет всем угрожать и со всеми воевать. Но ни те, ни другие не видят третьего варианта: мы можем быть спокойными, сильными и уверенными в себе. На Западе ждали, что будем действовать в Крыму с шумом, грубо и неуклюже. Не дождались. Крымчане высказали свое желание жить в России (а потом неоднократно подтверждали его, отвечая на вопросы социологов из «цивилизованных» стран), мы его услышали и вежливо протянули руку входящим. Действуя так, преодолеем все невзгоды. И новый Шелковый путь точно не превратит нас в придаток магистрали, в полустанок.

97390659_Moskva13Россию невозможно сделать полустанком и невозможно изолировать. Наша страна граничит со всем миром и может идти хоть куда. Точнее, ей никуда не надо идти – Россия и так в центре Евразии и мира. И, естественно, она, такая огромная, не может присоединиться к Европе. Мы хотим с ней сотрудничать на равноправной основе, как и со всеми другими цивилизациями планеты. В громадности, всеохватности и открытости всем ветрам — наша слабость. И в этом же – наша сила. Надо только уметь ею пользоваться…

Теги: , , , , , , , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *