Мой дневник

20 сентября 2013 года

Когда в городе все делается для машин, люди сами могут стать бездушными машинами…

Комфортная среда обитания любого города оценивается по нескольким позициям. Один из главных пунктов – отсутствие автомобильных пробок. Именно поэтому расширение улиц стало самым заметным деянием нынешнего Юревичгубернатора Челябинской области Михаила Юревича (на снимке). Когда видишь, какие невероятные усилия прилагают власти, чтобы машины в мегаполисе не стояли, а двигались, хочется похвалить главу региона и его команду. Но в этом бурном процессе есть досадные «мелочи». В минувшую среду на совещании губернатора с главами городов и районов официально было сказано то, что челябинцы уже давно видят невооруженным глазом. Начальник областного управления ГИБДД Сергей Курышев сообщил, что у нас выросло количество дорожных ЧП. В трети случаев причиной происшествий стало превышение скорости. К этому располагают постоянно расширяющиеся улицы столицы Южного Урала. Каждый десятый инцидент случился на пешеходном переходе. Негативно влияет на дорожную обстановку отсутствие освещения, горизонтальной разметки и дорожных ограждений. Возникает естественный вопрос: помнят ли власти, что в городе есть не только машины, но и люди? Насколько человечна улица нашего мегаполиса?

Челябинцы не любят ездить на машинах в соседний Екатеринбург. В городе, который называют столицей Урала, исторически узкие улицы, сейчас на них то и дело возникают пробки. А современный Челябинск проектировали архитекторы из Ленинграда, они заложили в нем широкие магистрали. И сегодня, когда их расширили и построили развязки, машины по мегаполису буквально летают. УлицыМногие автолюбители высказывают свой респект губернатору. Плюсы вижу и я, но сегодня мне, как городскому обывателю, хочется «побрюзжать».       
Я пешеход. Это не позиция, а естественно сложившийся образ жизни. Почему-то никак не могу сесть за руль, хотя отец водил машину и дочери умеют это делать. Я же всегда стараюсь дойти до места, куда отправляюсь, на своих двоих, если, конечно, оно в пределах пешеходной досягаемости. А по вечерам выхожу на прогулки – один или с женой. Моцион по улицам города и для здоровья полезен, и очень интересен, ведь я всегда выбираю разные маршруты – иду и смотрю на людей, дома, витрины… Когда началось повальное расширение магистралей, гулять стало гораздо неудобнее.
Все началось с того, что молодому мэру Челябинска, а потом и губернатору захотелось как можно быстрее решить проблему пробок (говорят, Михаил Валериевич очень нервничал, когда его автомобиль долго стоял в уличной «очереди»), а заодно продемонстрировать всем свое менеджерское искусство — долго засиживаться на Южном Урале Юревич не хотел, метил переехать на хорошую должность в Москву. Тут ключевое слово «быстрее». Читателям из других городов и весей поясняю, что расширение улиц и строительство развязок у нас называется дорожной революцией. А всякая революция, как известно, делается в порыве и азарте, когда ни о каком рациональном и плановом подходе речи нет и о «мелочах» просто вспомнить некогда. В итоге все сокрушается и быстро создается что-то новое, сырое и непродуманное, которое потом приходится долго исправлять и приспосабливать к «мирной жизни».
Помню, я шел по тротуару мимо театра оперы и балета в сторону бывшей табачной фабрики, и вдруг «тропинка» вывела меня на …проезжую часть. Ограждения поставили так, что пешеход мог продолжить путь, только обойдя их по дороге, где снуют машины. Через какое-то время в ограждении убрали одно звено, но, проходя через эту «щель» (чтобы остаться на пешеходной дорожке), надо быть начеку, потому что из-за поворота может вылететь трамвай, который креативщики от власти пустили не по проезжей части (там освободили место все для тех же для автомобилей), а по …тротуару. В городе убрали много нерегулируемых переходов, где стояли соответствующие знаки, и можно было пересечь улицу по «зебре». Они находились в удобных местах, были привычны. Теперь люди вынуждены шагать до законных мест пересечения улицы, терять время. У нас появилось много «поворотов перед поворотами», такие ответвления разгружают автомобильные перекрестки, но пешеходам теперь приходится пересекать два перехода, причем далеко не на всех поворотах-дублерах есть светофоры. ппА светофоры сейчас — вообще отдельная история. Улицы стали гораздо шире, по ним в оба направления несколько полос движения. Машинам раздолье, а вот нашему брату, пешеходу, несладко – зеленый свет для него горит, как правило, не больше 30 секунд. Я все это время иду по переходу бодрым, торопливым шагом. А каково старикам?! Бабульки просто не успевают уложиться в отведенный лимит времени… Если ко всему сказанному добавить, что при расширении магистралей было спилено очень много деревьев и уютные улицы превратились с холодное технологическое пространство, что в некоторых местах тротуары стали такими узкими, что едва разойдутся два человека, что дорожные революционеры в спешке закатали в асфальт технологические люки и не улучшили ливневую канализацию, то станет понятно, как пострадала среда обитания человека в мегаполисе. Факты, которые привел на совещании у губернатора главный гаишник Южного Урала, красноречиво иллюстрируют степень ее комфортности и гуманности.
Специалисты давно пришли к выводу, что проблему автомобильных пробок в мегаполисах невозможно по-настоящему решить только расширением улиц и строительством развязок. Машин будет становиться все больше, и снова возникнут пробки. И что, дороги надо будет снова расширять, оставляя для тротуаров совсем мало места — буквально пару метров. То есть необходимо менять подход к проблеме, как это делается во многих городах мира. Создать в центре города зоны без автомобилей, где можно ходить пешком или передвигаться veloна велосипедах. (Кстати, о велосипедах. Помнится, еще «в пору освоения Европы» я шел по тротуару в немецком Ганновере и не сразу услышал негромкий звонок — мне сигналил велосипедист, по чьей дорожке я по незнанию оказался. А у нас для людей на двух колесах вообще нет места — ни на тротуарах, ни на проезжей части.)   
…Говорят, истинный дух России сохраняется на селе и в малых городах, там еще живы культурные традиции добра и взаимопомощи, священной любви к Родине и ее истории. В такой среде можно жить, работать, оставаться нормальным человеком и правильно воспитывать детей. В больших городах это делать сложнее. В них другая среда, другие соблазны и другие отношения. Когда необходимо постоянно чему-то соответствовать, конкурировать, очень часто обесцениваются человеческие отношения и вообще отдельный человек. Мегаполис давит и ломает, его жесткая жизнь размывает и разъедает наши ценности. А если ко всему этому «городскому набору» добавить выбросы заводов, доминирование на улицах и во дворах автомашин и необходимость элементарного выживания для подавляющего большинства «обычных людей», то о сохранении нормальной психики вообще можно не говорить. Поспешные и неграмотные действия властей — дорожных революционеров только усугубляют этот процесс. Машинам на улицах Челябинска становится лучше, а людям — хуже. И не только таким «отъявленным» пешеходам, как я, а всем. Ведь сидящие в автомобилях тоже становятся пешеходами, просто горожанами, и они тоже гуляют по улицам, где стало дерменьше деревьев, где легковушки мчат мимо притесненных homo sapiens… Человек сначала мирится с окружающим абсурдом, а потом привыкает, начинает считать его нормой. Недавно мне рассказали, как одному мужчине на улице стало плохо, и он от боли сел на тротуар. По проезжей части летели машины, а мимо бежали прохожие. Когда в городе все делается для машин, люди сам могут стать бездушными машинами…
…Так бывает очень часто — решаем одни проблемы и тут же начинают громоздиться другие. В нашем грешном и одновременно прекрасном мире действует «закон сохранения отрицательной энергии» (чтобы добро не расслаблялось и больше ценилось, постоянно воспроизводится зло). Может, мы сможем его «переписать»?    

 

Теги: , ,

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *