Человек-паук, Илья Муромец и чувство Родины

Мой дневник

13 марта 2015 года

Человек-паук, Илья Муромец и чувство Родины

Недавно побывал в селе Партизан Абатского района Тюменской области. Это деревня моего детства, там я учился в начальной школе. И сидел за одной партой с Ирой Груббе, которая стала тюменской писательницей Ириной Андреевой. Мы с коллегой подошли к моему дому. Помню, он был окружен другими домами, по улицам cновали люди, ездили машины и трактора, трусили лошади с повозками. А сейчас вокруг пустота, соседних строений нет, в том числе огромной машинно-тракторной мастерской. И на улице очень тихо. В центре села — разбитое кафе, парк без деревьев, контора снесена. Некогда сильное хозяйство развалилось. В деревне есть только средняя школа (около 60 детей), фельдшерско-акушерский пункт, почта и дом культуры – внутри него все так, как было сорок с лишним лет назад, та же картина на стене, тот же пол. Пока мы разговариваем в библиотеке, на сцене репетирует солист.

71271d8d-f24e-d09a-f993-0dc658f61590Все начинается с места, где человек появляется на свет, растет и становится гражданином. «Как же вы в такой ситуации воспитываете в детях любовь к родине?» — спрашиваю учителей школы (на снимке:  автор и Ирина Андреева с партизанскими ребятами). «Хорошо, что у нас есть фермеры, они встречаются с учениками». У школьников в глазах — ум и живой интерес. И педагоги у них замечательные. Я пожелал им успехов и сказал, что хочу приехать в Партизан через несколько лет, чтобы увидеть добрые перемены. Педагогам и работникам культуры сейчас сложно не только в деревне. Несмотря на весь парадный официоз, сформированный за последние два десятилетия идеологический фон России неблагоприятен для живого патриотизма. Несколько лет назад, когда мы захотели войти в «семью цивилизованных народов», стали появляться вещи, притупляющие чувство Родины и вызывающие пренебрежение к ней… 

 

Игроки убивают советских солдат

В челябинском торгово-развлекательном комплексе «Куба» детей вовлекают в странную игру. На территории семейного парка развлечений стоит аппарат-симулятор стрельбы PwnXtNsn1_wRambo. Все бы ничего, но по замыслу его создателей игрок должен убивать …солдат в советской форме. К этому аппарату чаще подходят дети до 16 лет.

Российских ребятишек ждет «засада» не только в развлекательных комплексах. Она – повсюду. Помню, в самом начале 90-х наши дети засматривались американскими мультиками. Чип и Дейл спешили на помощь, все время что-то предпринимал дядюшка Скрудж и т.д. Ничего не имею против классики студии Уолта Диснея, но уже тогда было ясно, что такое активное проникновение героев и стилистики иной культуры и цивилизации будет иметь для России серьезные последствия. Герои добрых советских мультиков в стыке с носителями американских ценностей казались вялыми, нерешительными, а то и скучными. Детское внимание удержать очень сложно (по себе это знаю), и ребятишки стали терять к интерес к нашей замечательной мультипликационной классике. К тому же ее просто становилось меньше, новое практически не снималось…

Сейчас мы пожинаем плоды культурной глобализации. Недавно к нам в гости приехала племянница с мужем и четырехлетним сыном. Современная молодая пара, и мальчишка у них веселый, озорной. Видя мой интерес к своей «важной персоне», он раскрепостился и предложил поиграть в супергероев. «Я – Человек-паук!» - ii (1)громко кричит он. «А я – богатырь Илья Муромец!» — отвечаю ему в тон. «Это не супергерой!» — возмущается малец. Видно, что он уже не очень хочет «совершать подвиги». Сажу парня на колени и спрашиваю, каких супергероев он знает. Тот охотно перечисляет: Терминатор, Бэтмен, Человек-паук, Супермен… О Илье Муромце и других героях наших сказок и былин мой юный гость ничего не слышал…

Супергерои — вымышленные персонажи массовой культуры, наделённые неординарными физическими способностями, «которые они направляют на свершение подвигов во имя общего блага». Как правило, все эти персонажи рождены в США. Супергероев придумывают и в других странах, но большинство из них сотворены по 50373782452716074633американскому подобию: аргентинская Кибершестёрка, канадский Капитан Канука и египетские герои AK Comics и т. д. Тут выделяется Япония. Самый знаменитый супергерой Страны восходящего солнца — Гоку из серии Dragon ball, японский заменитель Супермена. В Индии есть супергерои Наградж, Дога и Супер Коммандо Дхрува, они несут индуистские идеи морали и включают индийские мифы. В числе индийско-индуистских фильмов о супергероях — Мистер Индия (на снимке), Шива и Крриш.

А где же российские супергерои?

 

Им уже не жалко Родину…

Недалеко ушла от детей и современная молодежь, сформировавшаяся в 90-е, годы новых мультиков и супергероев. Слушаю радио «Европа плюс». Идет обсуждение вокального конкурса «Евровидение». Один депутат в ура-патриотическом азарте предлагает в нем не участвовать. Звучит идея организации альтернативного евразийского конкурса. Мне кажется слово «альтернативный» тут неуместно, никто никому ничего не должен доказывать. А вообще евразийский конкурс — это очень хорошо. «По-европейски» разбитные ведущие популярной станции (девушка и парень) вступают в диалог с позвонившим радиослушателем. За очень короткий промежуток времени тот умудряется высказать два интересных соображения. Первое: конкурс «Евровидение» отражает стремление западной цивилизации к вожделению, к получению удовольствия. Второе: провести Conchita-Wurst5666febba2_1000евразийский конкурс в национальных костюмах. Судя по всему, дружные ведущие не видят ничего страшного в том, что в последнее время значительная часть «цивилизованного мира» стремится только к телесным утехам. Они напускаются на слушателя: мол, он не понимает, что Кончита Вурст — это мужчина в образе, главное — качество песни и шоу, а конкурс в национальных костюмах будет скукой.

Это не просто мнение ведущих российской радиостанции европейской ориентации. Так в нашей стране думают многие. Они вслед за западными людьми начали охотиться за удовольствиями и забывать о душе, о гармонии духовного и физического. А напоминание о своем национальном вызывает у них раздражение, ассоциируется со скукой…      

Неуважение к своему проникло так глубоко, что у многих моих сограждан за 20 с лишним лет не осталось ничего святого. «Если делать так, как ты предлагаешь, у нас просто развалится страна», — говорю я «цивилизованному» знакомому. «Ну, и пусть разваливается, — неожиданно отвечает он. — Все равно же потом что-то будет создано на этом месте». Наши иностранные недоброжелатели достигли своего: у этого российского человека 7270атрофировалось понятие патриотизма. У него уже нет добрых чувств к своей Родине. Ему ее не жалко. Если таких людей станет больше, Россию можно брать голыми руками. Супергерои «холодной войны» продолжают методично делать свое прагматичное дело по ослаблению нашей страны (похоже, они изначально хотели только этого и не собирались принимать нас в «цивилизованное сообщество»), а уважаемая оппозиционная газета пишет, что оранжевая угроза России «придумана пиарщиками»…

 

А где российские герои?

Понятно, что в такой ситуации надо что-то делать. Недавно в РФ появилась программа патриотического воспитания до 2025 года. Документы такого рода мы сочинять умеем. Умеем и реализовывать их, сводя к формальностям и пустозвонству. А вот живой, искренней и творческой работы по-прежнему не хватает.

Как видим, патриотизм воспитывается всегда и везде. Трудно любить родину, когда в своем селе или городе видишь разруху и бесхозяйственность. Трудно стать патриотом и 000091просто нормальным человеком, когда родителям некогда с тобой поговорить, и они не находят ничего лучшего, как посадить тебя к телевизору, отдать твои мозг и душу на откуп супергероям… Педагоги и психологи отмечают, что мультфильмы лучше смотреть с родителями, которые могут что-то прокомментировать, подсказать. Без этого дети усваивают только самую поверхностную информацию: большинство современных мультиков (в том числе и российского производства) не несут воспитательных и образовательных задач.

Власти и наши производители, продавцы фильмов, комиксов, игр и кукол (супергерои — это целая индустрия), а вслед за ними и родители забывают, что наряду с заграничными персонажами у нас есть и свои — российские, евразийские. И они ничем не уступают «забугорным»! Это былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, башкирский Урал-батыр, татарский Турай-батыр и другие. Нашим детям не мешало бы знать, что слово «богатырь» («багатур») — восточного происхождения, буквальный перевод с монгольского – «тот, в ком живет бог». А чем не супергерои Иван-царевич, пушкинский Руслан или 97711122михалковский Дядя Степа милиционер?!

Но ни Илью Муромца сотоварищи, ни Ивана-царевича, ни Дядю Степу до сих пор никто не приблизил к нынешним детям так, как заграничных супергероев. Никто не перенес их из стихов, сказок и мифов в современную индустрию, на популярные и удобные носители. Слышу возражения: «Зачем это делать? Есть книги, надо приучать детей к чтению!» Я согласен, но верно ли мы поступаем, ограничиваясь только традиционным подходом? А в это время заграничные супергерои всех мастей смотрят на ребятишек с каждого экрана и с каждого прилавка! Запретить их невозможно, а можно ли составить конкуренцию? 

Теоретически – да. Но проблема в том, что мы не умеем пользоваться современными технологиями (новейшие мультфильмы, сериалы, компьютерные игры – это маркетинговые проекты, они создаются с использованием знаний психологии, социологии и т.д.) и очень вяло ищем и преподносим своего российского героя. В 2006 году вышел фильм «Меченосец» по роману Евгения Даниленко. В 2009-м — картина «Чёрная молния» о русском 119533196_5107871_4amatorin_5супергерое. Были другие попытки, но в сознании большинства наших детей место кумиров прочно заняли голливудские персонажи. Среди двух с половиной тысячи рисунков «Героя, на которого я хочу быть похож» российских ребят 5–13 лет лидируют: Человек-паук — нарисован 187 раз; Феи из мультсериала «Клуб Винкс: школа волшебниц» — 183; Губка Боб Квадратные штаны (из одноименного мультсериала) — 159; Бэтмен — 145; Супермен, включающий Железного человека, Росомаху, Халка, Капитана Америку, Мена Арктику, Черный плащ, Доктора Осьминога и т.д. — 125. Есть много других персонажей мультсериалов, компьютерных игр и кинофильмов. И всего по разу изображены Александр Невский, Дмитрий Донской (на картине), Петр Первый, Алексей Маресьев, Николай Гастелло и другие настоящие, а не выдуманные герои. Есть также два изображения Валентины Терешковой и 27 рисунков Юрия Гагарина

Специалисты бьют тревогу: наши дети стали меньше читать, заниматься спортом и гулять, меньше рисовать, лепить и 119533194_5107871_2мастерить. Они все дольше и дольше сидят у телевизоров и компьютеров всех мастей. Ребята просвещаются не педагогами и родителями, а гаджетами. С их помощью российских детишек воспитывают чужие предприимчивые дяди. И воспитывают совсем не в духе нашей культуры. «Если молодой человек потерял духовное наследие культуры, в которой он вырос, — писал этолог и психолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц,то ему не дано отождествить себя ни с чем и ни с кем, и тогда он в самом деле ничто и никто – как это можно ясно прочесть сегодня в отчаянной пустоте многих юношеских лиц. Кто потерял духовное наследие культуры, тот поистине обездолен».

Просвещая наших детей, мы спасаем Россию…

Теги: , , , , ,

Комментарии(1):

Здравствуйте, уважаемый Лев Николаевич! Вы абсолютно правы, говоря о "размыве" и разрушении культурных и национальных ценностей в современной России. И описанные Вами тенденции, конечно, имеют место. Но главное, на мой взгляд, что надо сделать - это возвести сохранение наших культурных ценностей в ранг государственной политики. Неужели у нас мало мыслящих, культурно грамотных и патриотически настроенных людей? Ведь появляются же современные мультипликационные фильмы про тех же Илью Муромца, Алёшу Поповича. Причём они, сделанные с применением самых последних технологий, пользуются неизменным спросом! Надо поощрять подобные направления в культуре, может выделять специальные гранты (государственные, президентские, региональные и т.п.) за освещение национальной культуры, за пропаганду наших евразийских ценностей в кино, театре, литературе. Надо, на мой взгляд, сделать создание таких произведений прибыльным. А что транслируется сейчас по национальным телеканалам? Хорошо, что не забыли победы и сражения Великой Отечественной войны! И многие фильмы действительно сделаны на современном высоком техническом уровне. Это хорошая тенденция, но надо её расширять, показывать человека труда, нашего современника, с которого хотелось бы брать пример. А пока довольно большое время в эфире занимают фильмы о банкирах, криминальных разборках и прочая "жвачка для глаз", что ни уму, ни сердцу... Но не всё так печально. Спасает, как мне кажется, традиционное для России "протестное" движение. Один мой знакомый, молодой коллега по работе на севере, вместе с друзьями-единомышленниками мечтает создать экокоммуну. Они строят посёлок на границе Свердловской и Челябинской областей, где собираются жить, используя как современные экологические технологии, так и исконные древние традиции. И это не единичные примеры. Так что Россия не пропадёт, её спасёт историческая традиция отбрасывать всё наносное, не характерное, не пригодное для нашего образа жизни и менталитета. И, конечно, надо работать всем в этом направлении - пропагандировать наши культурные ценности, делать их привлекательными. И тогда здоровый патриотизм возрастёт, ведь он "ляжет" на благодатную почву.

Михаил из ЯНАО 14 марта 2015 года
Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *